Людмила Харченко
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых
методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является
проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех
сферах человеческой деятельности становится универсальным
инструментарием, позволяющим обеспечить ее
системность,целеориентированность и результативность.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение можно представить как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной
цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности
познавательной деятельности дошкольников на результат, который
достигается в процессе совместной работы педагога, детей над
определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или
работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые
знания и умения из различных разделов образовательной программы
дошкольников и получить ощутимый результат.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,
помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации,реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от
своих успехов и успехов ребенка. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности,как
правило, осуществляется по следующим этапам:
Первый этап:
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после
чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную
ситуацию после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе
реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую
ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога
является формирование у детей активнойжизненной позиции; дети должны
уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире
вокруг.
Второй этап:
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям
грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных
задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение
ролей.
Третий этап:
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а
также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит
формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап:
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и
проводит её.Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего
они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной
деятельности.
Классификация проектов :
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующимпризнакам:
-По тематике и способам реализации результатов:
творческие,информационные, игровые или исследовательские
-По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.
-По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий, средней
продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).
Выделяются несколько этапов метода проектов :
1. Выбор цели проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них
задачу на их уровень развития.
2. Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за
помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и
оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для
достижения цели.
3. Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
4. Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
По видам проекты подразделяются на следующие:
1. Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в
виде детского праздника.
2. Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет,книг,альбомов, выставок.
3. Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ
персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
4. Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные
социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной
творческой личности.
Задачи развития детей в проектной деятельности.
В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей
в проектной деятельности :
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);активизация желания искать пути разрешения проблемной
ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой
деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ
Этапы реализации проекта.
-Подготовительный этап.
Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации
идеи. (Педагоги ДОУ,специалисты,родители,воспитанники ДОУ).
-Организационный этап
Составление плана проекта, определение сроков реализации и
ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с
родителями и педагогами,консультаций по теме проекта и
реализациизадач. (Педагоги,специалисты ДОУ,родители).
-Формирующий этап
Разработка положений смотров, конкурсов,конспектов занятий,сценария
итогового мероприятия. (Педагоги, специалисты ДОУ).
-Итоговый этап
Проведение итогового мероприятия (праздника,развлечения).Награждение
победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ
результатов проектной деятельности. (Педагоги и специалисты
ДОУ,родители).Правила проведения круглых столов с родителями.
* Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно
четкихустановок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта.
* Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение
путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта.
* Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются
оповестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения.
* На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели возрастных
групп.
* Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая
подходы к реализации данного проекта.
* По итогам заседания определяются пути взаимодействия между
родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется
содержание работы и сроки реализации.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это
оптимальный,инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из
методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для
создания новых объектов действительности. А так же делает
образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике
является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать
обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать
к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на
личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном
итоге, она должнаспособствовать развитию индивидуально-творческойдеятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии
образовательного процесса, способствовать личностному развитию
воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической
деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения
сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных
навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.