Папки-передвижки

Проектная деятельность в ДОУ

Людмила Харченко
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых

методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является

проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех

сферах человеческой деятельности становится универсальным

инструментарием, позволяющим обеспечить ее

системность,целеориентированность и результативность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных

действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации

педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей

средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной

цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога, детей над

определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или

работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые

знания и умения из различных разделов образовательной программы

дошкольников и получить ощутимый результат.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,

помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации,реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

своих успехов и успехов ребенка. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности,как

правило, осуществляется по следующим этапам:

Первый этап:

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после

чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе

реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую

ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога

является формирование у детей активнойжизненной позиции; дети должны

уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире

вокруг.

Второй этап:

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям

грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных

задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение

ролей.

Третий этап:

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а

также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит

формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап:

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и

проводит её.Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего

они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной

деятельности.

Классификация проектов :

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующимпризнакам:

-По тематике и способам реализации результатов:

творческие,информационные, игровые или исследовательские

-По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

-По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий, средней

продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).

Выделяются несколько этапов метода проектов :

1. Выбор цели проекта.

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них

задачу на их уровень развития.

2. Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за

помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и

оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для

достижения цели.

3. Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

4. Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

1. Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в

виде детского праздника.

2. Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет,книг,альбомов, выставок.

3. Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ

персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

4. Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные

социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности.

Задачи развития детей в проектной деятельности.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей

в проектной деятельности :

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога);активизация желания искать пути разрешения проблемной

ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой

деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

деятельности.

Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта.

-Подготовительный этап.

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации

идеи. (Педагоги ДОУ,специалисты,родители,воспитанники ДОУ).

-Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и

ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с

родителями и педагогами,консультаций по теме проекта и

реализациизадач. (Педагоги,специалисты ДОУ,родители).

-Формирующий этап

Разработка положений смотров, конкурсов,конспектов занятий,сценария

итогового мероприятия. (Педагоги, специалисты ДОУ).

-Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника,развлечения).Награждение

победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ

результатов проектной деятельности. (Педагоги и специалисты

ДОУ,родители).Правила проведения круглых столов с родителями.

* Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно

четкихустановок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта.

* Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение

путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта.

* Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются

оповестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения.

* На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели возрастных

групп.

* Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая

подходы к реализации данного проекта.

* По итогам заседания определяются пути взаимодействия между

родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется

содержание работы и сроки реализации.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это

оптимальный,инновационный и перспективный метод, который должен

занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из

методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно

повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности. А так же делает

образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике

является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать

к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на

личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном

итоге, она должнаспособствовать развитию индивидуально-творческойдеятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии

образовательного процесса, способствовать личностному развитию

воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической

деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он

дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения

сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,

логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и

исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных

навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ Как вырастить маленького гения? – Дать возможность ребёнку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы. Ничто так не помогает.

Проектная деятельность по краеведению Как не велика наша страна, каждый человек связан глубокими корнями со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда.

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.

Проектная деятельность дошкольников Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.

Проектная деятельность «Карусель» Цель: выяснить, какая сила воздействует на объект при вращении карусели. Объект исследования: Карусель Проблема: почему при остановке.

Проектная деятельность с дошкольниками По определению американского психолога и педагога Вильяма Килпатрик: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной.

Проектная деятельность (заключение) Дидактические игры. Игра «Разрезные картинки» Цель игры: Умение составлять из частей целое, развитие мелкой моторики, логического мышления.

Проектная деятельность «Желудь — это что?» Тема проекта: «Желудь – это что?» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и практическую.

Проектная деятельность педагогов в ДОУ Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания. Во первых, в связи с введением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 22:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Харченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД