Елена Аброськина
Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению детей дошкольного возраста с хохломской росписью
▼ Скачать +Заказ
Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению детей дошкольного возраста с хохломской росписью.
Название мини-музея «Дивная роспись»
Направленность мини-музея - социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, познавательное
Ф. И. О. педагога - воспитатель МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида», группы № 8, Е. Н. Аброськина
Публикация «Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению детей дошкольного возраста с хохломской росписью» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Цель - формирование и развитие основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство;
- закрепление представлений о мини-музее с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства: одной из народных промыслов России – хохломской росписи.
Задачи Обучающие:
- привлечь внимание детей к русской народной культуре;
- познакомить детей с народными промыслами;
- познакомить детей с историей возникновения хохломской росписи;
- познакомить детей с традициями хохломской росписи («кудри», «завиток», «ягодка», «травка», «листочек»).
- научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- закреплять умение детей оформлять декоративную композицию, используя элементы хохломы.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, эстетические чувства, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- развивать навыки художественного творчества детей;
- формировать специальные навыки и умения для достижения определенных результатов.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
- воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
- воспитывать аккуратность в работе.
Ожидаемые результаты освоения программы - познакомятся с историей хохломской росписи;
- научатся рассматривать и узнавать хохломскую роспись;
- сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи;
- у детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов;
- у детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Срок реализации программы 1 год обучения.
Возраст воспитанников Дети дошкольного возраста 6-7 лет
Формы занятий В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в месяц.
Методическое обеспечение - перспективный план;
- конспекты занятий
Условия реализации программы
(оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ
и др) - помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.
- экспозиция мини-музея занимает уголок в зоне ХЭР.
Мы любим нашу Родину,
Чтим русских мастеров!
И потому музей наш мини
Мы в группе создаём.
Поделки деревянные
Мы будем здесь хранить.
Умением народным
хотим всех удивить!
Актуальность
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Успех приобщения дошкольников к русской национальной культурезависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами России, мастерством народных умельцев посредством создания мини - музея. Это позволит детям почувствовать себя частью великого народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Проблема
Однако, на сегодняшний день в педагогической науке по-прежнему остаются дискуссионными и недостаточно освещенными вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством как видом изобразительного искусства в целом, а не с отдельными его жанрами, особенно это положение касается старших дошкольников. Поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Мини-музей «Дивная роспись».
Новизнапроекта определяется тем, что в нё м: выявлен воспитательный потенциал народной культуры, которая рассматривается как целостная система артефактов и традиций жизни народа, основанных на целостном мировоззрении; смоделирован способ культуроосвоения в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народному искусству в условиях музея и раскрыта специфика авторизации как творческой интерпретации образов народной культуры; обосновано значение декоративно-прикладного искусства как основного источника приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре; доказано, что хохломская роспись является видом декоративно-прикладного искусства, наиболее доступным для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество) детьми дошкольного возраста; раскрыта новая форма приобщения детей к народной культуре –мини-музей.
Цель:
- формирование и развитие основ художественной культуры у дошкольников через народное, декоративно - прикладное искусство;
- закрепление представлений о мини-музее с привлечением родителей в совместную деятельность, на материале декоративно – прикладного искусства:одной из народных промыслов России – хохломской росписи.
Задачи:
Обучающие:
- привлечь внимание детей к русской народной культуре;
- познакомить детей с народными промыслами;
- познакомить детей с историей возникновения хохломской росписи;
- познакомить детей с традициями хохломской росписи («кудри», «завиток», «ягодка», «травка», «листочек»).
- научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
- закреплять умение детей оформлять декоративную композицию, используя элементы хохломы.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, эстетические чувства, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- развивать навыки художественного творчества детей;
- формировать специальные навыки и умения для достижения определенных результатов.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
- воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
- воспитывать аккуратность в работе.
Объект исследования: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников в образовательном пространстве мини-музея «Дивная роспись».
Предмет исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с хохломской росписью как видом декоративно-прикладного искусства.
В основу положена гипотеза: Проживая в России, наши дети мало знакомы с народным искусством. В ходе реализации данного проекта, дети получают знания о народных промыслах России, познакомятся с хохломской росписью как видом декоративно-прикладного искусства. Будут знать, где зарождалась хохломская роспись, из чего и как делали и расписывали посуду, будут знать и различать виды народного декоративно – прикладного искусства.
Образовательные области:познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Интеграция областей:
Художественно-эстетическое развитие:«По мотивам хохломской росписи» (рисование элементов хохломской росписи на полоске); «Роспись. Хохломская ложка»; «Свободное художественная деятельность по мотивам хохломской росписи».
Познавательное развитие : Беседы ««Чудесная страна Хохлома»», «Золотая хохлома»; рассматривание изделий «Изделия народного промысла»
-способствовать развитию у детей познавательного интереса к культуре своего народа.
Речевое развитие:чтение сказок, стихов, отгадывание загадок о хохломе : Л. Куликова «Как волшебница Жар – птица, «Не выходит из ума», «Чародейка – мастерица, Золотая хохлома.», Л. Яхнин «Веселое слово хохлома», В. Боков «О хохломе», Н. Глазков «Золотая хохлома», Ю. Николаева «Чаша»;
- уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
Социально-коммуникативное:
-учить воплощать полученные знания в игровой деятельности.
Физическое развитие: Проведение народных игр: Хоровод «На горе – то калина», «Горелки»;
- Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре.
Характеристика проекта :
• по доминирующему виду деятельности – творческий (или исследовательский);
• по характеру содержания – включает ребёнка и его внутренний мир;
• по характеру участия ребёнка в проекте – исполнитель и непосредственный участник;
• по характеру контактов – осуществляется внутри одной возрастной группы и в контакте с семьей.
Участники проекта :воспитанники, воспитатели, родители.
Основные формы, средства и методы реализации проекта :
Формы: рассматривание экспонатов мини-музея, беседы с детьми; экскурсии, просмотр презентаций; наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности; рассматривание образцов хохломской росписи, созданных рисунков по мотивам хохломской росписи; беседы с родителями.
Средства:
- игровая деятельность – дидактические, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры.
- продуктивная деятельность – рисование, детский дизайн.
Методы:
- словесные – объяснение, описание, беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, составление детьми сказок;
- наглядные – наблюдение, показ способов действия, рассматривание фотографий, иллюстраций, презентаций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведение;
- практические – обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ, метод моделирования.
Методическое обеспечение (литература, наглядные пособия, аудио и видеоматериалы).
Литература:
1. «Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в процессе дидактических игр». Н. Вершинина, О. Горбова. Д/в№6-2004
2. «Чуть прикоснуться к подлинно народному искусству». Д/в №4-1993
3. «От побасёнок и прибауток до Золотой хохломы». Н. Криницина. Д/в №10-1994
4. О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
5. А. П. Усова «Русское народное творчество в детском саду»
6. Ю. В. Максимов «У истоков мастерства». М. 1983.
7. Г. Г. Григорьева «игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М. 1995.
8. «Народное искусство и детское творчество» Под. ред. Т. Я Шпикаловой, Г. А. Поровской.
9. Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
10. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
Наглядно - дидактический материал
1. ФГОС Народное искусство - детям. Золотая хохлома;
2. Светлана Погодина: Хохлома. Демонстрационный материал с методичкой для детей дошкольного возраста;
3. Альбом «Завиток», «Хохлома»;
4. Папка «Декоративно-прикладное искусство»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Лото «Народные промыслы», игра – лото-поделка «Русский сувенир», «Собери пазлы», «Найди лишнее», «Художественный салон», «Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Домино», «Назови правильно», «Составь хохломской узор», «Угадай, какая роспись», «Художественные часы».
Мини-музей включает в себя следующие разделы:
«Изделия народныхмастеров»,
«Библиотека»,
«Игротека»,
«Наша мастерская».
Раздел «Изделия народных мастеров» занимает большую часть отведённого пространства, верхняя часть которого украшена куклой в национальном костюме,матрешка-фартук, прихватка, украшенные хохломским узором. Хохломской посуде отведена нижняя часть выставки, тут собраны наборы посуды и предметы кухонной утвари, детский стульчик, расписанный хохломской росписью.
«Библиотека» - здесь собраны красочные книги о народных промыслах, стихи, загадки, книжки-раскраски, альбом «Завиток», папка с открытками; здесь же представлен иллюстративный материал, таблицы с элементами росписи
На этажерке, размещены «Игротека» и «Наша мастерская».
В разделе «Наша мастерская», представлен материал для самостоятельного детского творчества, с помощью которого дети выражают свои чувства от соприкосновения с прекрасным, применяя при этом полученные умения и навыки. творческие работы детей.
Раздел «Игротека» представлен дидактическими играми по декоративно-прикладному искусству: Лото «Народные промыслы», «Игра-лото-поделка «Русский сувенир», «Собери пазл», «Найди лишнее», «Повтори узор», «Угадай какая роспись».
Музейные дидактические игры помогают решать педагогические задачи:
-активизировать внимание детей, быстрее овладеть навыками художественной деятельности;
-развивать пространственные представления, воображения, память, чувство цвета, формы, объёма, ритма;
-развивать эмоциональные, сенсорные, интеллектуальные способности и личностные качества ребёнка, необходимые для полноценного восприятия искусства;
-организовать процесс восприятия детьми произведений народного искусства.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийное оборудование, магнитофон, магнитная доска, мольберт.
Этапы проекта :
1. подготовительный (теоретический) :
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- консультация с родителями «Мини музей в детском саду»;
- проведение бесед с родителямио создании музея в группе;
- оформление информации о создании музея на стендев приёмной и на сайте ДОУ;
- составление паспорта мини-музея;
- составление перспективного плана;
2. Исследовательский (практический);
- сбор экспонатов для пополнения музея;
- оформление экспозиции мини-музея;
- оформление картотеки экспонатов мини-музея;
- проведение образовательной деятельности в мини- музее;
- оформление документации мини – музея (паспорт, проект, картотека экспонатов, конспекты организованной образовательной деятельности, экскурсии; альбомов)
3. Заключительный:
- выставка детских творческих работ «Наше творчество»;
- Анкетирование родителей (анализ полученных знаний и умений)
- Итоговый мониторинг (анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта)
- Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме (определение дальнейшей деятельности по теме проекта)
- Представление результата работы на сайте ДОУ.
Ожидаемые результаты:
От результатов проекта, с помощью музейных экспонатов, ожидаем, что дети:
- познакомятся с историей хохломской росписи.
- научатся рассматривать и узнавать хохломскую роспись.
- сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской росписи.
- у детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
- у детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.
Перспективный план
Срок Мероприятия: Тема: Задачи:
Сентябрь Октябрь Ноябрь
Экскурсия «Дивная роспись
НОД Художественно эстетическое развитие (декоративное рисование)
Слушание музыкальных произведений.
- весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир»,
-ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома»
Дидактические игры Лото «Народные промыслы», игра – лото-поделка «Русский сувенир», «Собери пазлы», «Найди лишнее»
Декабрь Январь Февраль
Беседа «Чудесная страна Хохлома».
НОД Художественно эстетическое развитие (рисование)
«Роспись. Хохломская ложка»
Слушание музыкальных произведений Сюита «Музыка русских узоров»
Рассматривание изделий «Изделия народного промысла»
Дидактические игры «Художественный салон», «Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Домино», «Назови правильно»
Проведение народных игр Хоровод «На горе – то калина», «Горелки»
Художественная литература Чтение сказок, стихов, отгадывание загадок о хохломе : Л. Куликова «Как волшебница Жар – птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая хохлома.» Л. Яхнин «Веселое слово хохлома», В. Боков «О хохломе», Н. Глазков «Золотая хохлома»,Ю. Николаева «Чаша».
Март Апрель Май
Слушание музыкальных произведений Музыка Ю. Чичкова
-произведений музыкального фольклора (прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г. Рузанова, частушек о Хохломе.
Самостоятельная творческая деятельность. Свободное художественная деятельность по мотивам хохломской росписи.
Дидактические игры «Составь хохломской узор», «Угадай, какая роспись», «Художественные часы»
Беседа с детьми «Золотая хохлома»
Взаимодействие с семьей Темы ширм–раскладушек, консультаций и памяток: «В музей с ребенком», «Детям об искусстве», «Домашний музей» «Золотая Хохлома». Выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
Итоговые мероприятия Экскурсия в мини – музей народного творчества «Дивная роспись».
Выставка детских работ «Вернисаж - золотая хохлома»
Механизм оценки результатов:
Оценка ознакомления с одним из народных промыслов России – хохломской росписью осуществлялся по трем направлениям:
1. Выявление уровня художественно-эстетического восприятия детьми произведений искусства (на основе критериев, разработанных Б. Т. Лихачевым);
2. Выявление наличия у старших дошкольников представлений и интереса к народному творчеству (на основе диагностики развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений Т. С. Комаровой);
3. Изучение отношения педагогов и родителей к народному творчеству, как средству художественно-эстетического воспитания дошкольников
Критерии оценки:
Высокий уровень – дети имеют правильное представление о традициях, предметах культуры, народном творчестве; понимают отличие хохломской росписи от других видов; умеют применять знания в практической деятельности. Осознано демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности.
Средний уровень – дети имеют неглубокие поверхностные представления о народных традициях; затрудняются назвать отличие хохломской росписи от других видов, хотя проявляют интерес к русской культуре. Не всегда осознано демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности.
Низкий уровень – дети не имеют знаний о народной культуре, не знают отличие хохломской росписи от других видов; не могут использовать знания в изобразительной деятельности. Не демонстрируют навыки