Екатерина Шинкоренко
Проектная деятельность как эффективная форма организации работы по экономическому образованию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность, как эффективная форма организации работы по экономическому образованию дошкольников
Воспитатель старшей группы №1– Шинкоренко Е. М.
(слайд2) Актуальность проблемы экономического воспитания, как было отмечено коллегой, определяется социальным заказом общества.
Публикация «Проектная деятельность как эффективная форма организации работы по экономическому образованию дошкольников» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности.
Отсюда чрезвычайно важно нам, педагогам показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни, в частности, ввести дошкольника интересными и продуманными способами в мир экономики - так возникла проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для наших детей и для решения которой им необходимо приложить уже полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. При этом, дети должны чувствовать, что мы, педагоги всегда можем подсказать источники информации, а может и просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над данной проблемой, таким образом, приобрела контуры проектной деятельности.
(слайд3) Сделав анализ и подводя итог небольшой работы по экономическому образованию детей средней группы пришли к выводу, что работа по экономическому образованию дошкольников при всех положительных результатах была недостаточно эффективна при отсутствии соответствующей предметно-развивающей среды, без активного участия, вернее вовлечения родителей в данный совместный процесс.
С этой целью вначале сентября провели анкетирование родителей по следующим вопросам:
1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?
2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?
3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?
4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет? и др.
Результаты анкетирования родителей показали, что большинство (72%) родителей считают, что с 5 лет просто необходимо уже давать азы финансово – экономической грамотности, но не знают как? 24% считают, что эта тема детям не очень интересна; 6% ещё не думали об этом. (слайд4) На самом деле, некоторые родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансово-экономической грамотности с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. (слайд5) Решить данную проблему позволила разъяснительная работа с родителями. Были проведены с родителями беседы (в онлайн режиме, стендовые и индивидуальные консультации консультации, оформлен для них действенный информационный уголок по актуальным вопросам, происходящих мероприятий в группе.
Утвердились и в правоте своих мыслей, что на всех этапах работы в обязательном порядке требуется поддержка ребёнка дома, в семье, а так же и в первую очередь, создание соответствующей предметно-развивающей среды и то, что одним из перспективных методов в данной ситуации является метод проектной деятельности.
Слайд6 Изучив проблему, для того чтобы ответить на многие волнующие вопросы ребёнка, в данном случае по финансово-экономической деятельности, мы с коллегой решили особое внимание уделить именно проектной деятельности, с активным вовлечением в эту работу родителей. Ведь именно проектная деятельность позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод, взятый нами за основу, способствует развитию познавательного интереса к различным областям знаний, в данном случае к финансово-экономической деятельности, формирует навыки сотрудничества.
На 2020-2021 учебный год разработали долгосрочный проект по финансово-экономическому образованию детей 5-6 лет «Основы экономического образования детей старшего дошкольного возраста».
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Участники проекта – дети старшей группы № 1, воспитатели, родители.
Проект долгосрочный – сентябрь 2020 г – май 2021 г.
Введение
Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию :
актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
сроки и этапы реализации проекта,
управление и обеспечение проекта,
ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
планируемые мероприятия в рамках проекта,
заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
(слайд7) Актуальность выбранной темы проекта на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что необходимо знакомить дошкольников с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена» и пр.
Слайд 8 Поставили проблему
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об финансового - экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
(слайд9) Основные идеи проекта :
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта :
Сформировать у детей основы экономического образа мышления в процессе разных видов детской деятельности.
Задачи:
- продолжать знакомить с элементарными экономическими понятиями : доходы, расходы, зарплата, бюджет, товар, цена, деньги и др. ;
- активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности;
- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
- научить понимать и ценить окружающий предметный мир, как результата труда людей.
- формировать у ребенка навыки самостоятельной исследовательской деятельности : умение собирать информацию из разных источников, анализировать ее и делать выводы.
- продолжать формировать полезные привычки и навыки такие, как бережливость, аккуратность, экономность, ответственность.
(слайд 10) Этапы проекта :
1 этап – Организационный :
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
Итоговое мероприятие для детей и их родителей с театральной постановкой сказки экономической направленности «Занимательная экономика»
(слайд11) Формы работы :
- рассматривание картин, беседа, обсуждение, дискуссия;
- просмотр слайд-презентаций, мультфильмов, компьютерные игры «Уроки тетушки Совы» (в компьютерном классе) и др. ;
- коллекционирование,
- чтение художественной литературы,
- игровые ситуации, решение проблемных ситуаций;
- дидактические, настольно-печатные, интеллектуальные игры-викторины, игр-путешествия, сюжетно-ролевые игры;
- продуктивная деятельность;
- экскурсии и целевые прогулки.
(слайд 12) Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерные игры : «Уроки тетушки Совы» и др., проектор;
2. Подборка и картотека презентаций, мультфильмов по данной тематике: «Откуда появились деньги?», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Все работы хороши», «Барбоскины и реклама», «Все, что нужно мне для жизни».
3. Денежные знаки России, других стран;
4. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», Л. Ястребова «Хранители бюджете», «Терем – теремок» В. Г. Сутеева, К. И. Чуковский «Муха цокотуха», Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Махневич «Хочешь быть богатым?», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» ,С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», Р. н. с. «Жадная старуха», Ю. Тувин «Овощи», К. Чуковского «Телефон».
5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «Профессии родителей»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Магазин», «Семья», «Кафе», «Рынок», «Банк», «Супермаркет».
7. Дидактические и настольно-печатные игры: «Купи другу подарок», «Маленький покупатель», «Бюджет моей семьи», «Что важнее?» «Что быстрее купят?», «Назови монету», «Умелые руки», «Кому что нужно для работы», «Дерево объявлений», «Рекламный мешочек», «Наоборот», «Совместные покупки», «Мини-банк», «Доходы семьи крокодила Гены», Дидактическая игра, «Экономическая рыбалка».
8. Картотека ситуативных разговоров с детьми : «Что такое деньги?», «Что такое рынок?», «Все профессии важны».
9. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
(слайд 13) Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети способны:
- активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- частично осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- иметь представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
- понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека;
(слайд 14) Разработали подробный помесячный план проектных мероприятий на весь учебный год
Итог проекта предполагают результаты:
Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.
• Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
• Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
• Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.
(слайд 15) На первом этапе подали заявку и прошли специальные курсы в количестве 36 часов при ХК ИРО, далее совместно с детьми и родителями мы собирали информационную копилку. В библиотеке взяли детскую энциклопедию, книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» и Т. Поповой «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом». Там же нам нова предложили ряд детских познавательных журналов.
В компьютерном классе снова обратились к видео урокам тетушки Совы «Азбука денег», которые дети с интересом смотрели, задавали новые вопросы, кто-то самостоятельно находил ответы на них. Дома, по нашему заданию, ребята беседовали с родителями на тему «Как выглядит семейный бюджет», результаты домашнего задания в виде схем и рисунков принесли в группу. (слайд 16)
(слайд 17) На втором этапе, изучив собранные материалы, дети сделали первый вывод: в каждой семье бюджет разный, но он всегда состоит из доходов и расходов. Они узнали, что искусство ведения домашнего хозяйства называется экономика. Для того, чтобы познакомиться с экономикой поближе, были проанализированы знакомые сказки и составлена картотека тех, где рассказывается о доходе и расходе, продаже и покупке товара, обмене, деньгах. Оказалось, что сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, товар встречается в сказке «Муха Цокотуха», расходы считает крот в сказке «Дюймовочка», клад в сказке «Каникулы в «Простоквашино» это прибыль, доход. Дети давали оценку героям и их поступкам: Кот Матроскин – запасливый и бережливый, муха - хозяйственная, крот – скупой, жадный и т. д. Дети самостоятельно готовили картинки для кругов Луллия, с удовольствием играли в получившуюся игру «Найди экономику в сказках».
(слайд18) По мере изучения составляющих бюджета был проведен опрос среди родителей и сотрудников детского сада. Ответы на вопросы: Какие из (доходов) расходов в семейном бюджете вы считаете основными? На что еще вы расходуете деньги? Как можно увеличить семейный бюджет? В итоге, к основным доходам семьи были отнесены зарплата, пенсия, стипендия и пособия. К дополнительному доходу семьи отнесли: проценты от хранения денег в банке, выращивание овощей и фруктов, шитье и вязание и т. д. Многообразные расходы семьи тоже разделили их на 2 группы: обязательные, без которых и месяца нельзя прожить. Это продукты, коммунальные услуги, оплата транспорта и телефона. Сюда же отнесли деньги на непредвиденные расходы: покупка лекарств при заболевании, поломка техники, испорченная одежда или обувь. Расходы необязательные, неосновные: посещение кинотеатра, покупка сладостей и игрушек, путешествия и т. д. Основные доходы и расходы легли в основу модели «Семейный бюджет».
(слайд 19) Во время экскурсии и беседы с сотрудниками детского сада дети узнали, что в детском саду тоже есть свой бюджет. Кладовщик планирует расходы на продукты, а завхоз на мебель, игрушки, посуду. Мы сделали такие выводы: бюджет надо планировать. У того, кто умело ведет домашнее хозяйство, расходы в бюджете равны доходам. А если семья хочет накопить деньги на крупную покупку или отдых, расход должен быть меньше, чем доход. Нельзя расходовать больше, чем твои доходы, иначе останешься совсем без денег.
(слайд20) Когда мы знакомились с деньгами, ребята и педагоги принесли из дома валюту. Ребята с увлечением рассматривали и сравнивали монеты и купюры, искали соответствующие страны на глобусе, узнали, что в каждой стране деньги имеют свое имя: у нас в России это рубль, в Грузии – лари, в Америке – доллар, в Тайланде – бат и т. д. Постепенно собралась коллекция монет и купюр разных стран.
(слайд22) В ходе проектной деятельности за эти 4 месяца совместной работы детям понравилось решать сказочные экономические задачки, где надо давать совет герою, как с пользой потратить деньги, провести обмен или увеличить доход. Например: «Дай совет Буратино», «Посчитай расходы для Кота Матроскина», «Где Мишке взять товар для магазина?» и т. д. (слайд 22)
В игре «Экономическая рыбалка» ребята с большим желанием подбирают противоположные слова: продавец – покупатель, доход – расход, дешево – дорого, трудолюбивый – ленивый, находка – потеря, щедрый – скупой, хозяин – гость, выигрыш – проигрыш.
(слайд23) Обратили внимание, что наши воспитанники стали задумываться, а смогут они сами принимать участие в ведении семейного бюджета? Предложили зарисовать свои придумки, получилась модель – напоминалка со следующими характеристиками:
• Не трать деньги попусту, не проси постоянно у взрослых сладости или игрушки.
• Заботься о своем здоровье, занимайся физкультурой, чтобы не болеть.
• Помогай родителям по дому и в саду (мыть посуду, пылесосить, ухаживать за растениями, прибирать свои вещи, кормить домашних животных, это поможет взрослым экономить время. Мама и папа смогут отдохнуть после работы, у бабушки появиться время повязать.
• Бережно относись к вещам, мебели, электроприборам – тогда они будут дольше служить.
• Не сиди весь вечер за планшетом или компьютером – это вредно не только для бюджета, но и для здоровья.
• Экономь дома воду и электроэнергию.
(слайд24) Для того чтобы познакомить ребят своей группы с бюджетом, объяснить им, что семейный бюджет – это план доходов и расходов в каждой семье, научить их отличать доходы от расходов мы придумали напольную игру – бродилку «Азбука экономики». Вместе с детьми разработали правила : в начале игры все игроки получают по 5 монеток – это бюджет каждого. Идешь по полю (бросаешь числовой кубик, если остановка на картинке с доходом – берешь из банка 1 монетку, если на картинке у тебя расход – 1 монетку отдаешь банку. Выигрывает тот, у кого в конце пути будет больший доход. Если в конце игры бюджет будет меньше 5 рублей – это проигрыш. (слайд 25)
(слайд 26) Результаты первоначальной (4 месяца) проектной деятельности выразились в следующем:
- у детей сформированы первоначальные представления о семейном бюджете, умение отличать доходы от расходов;
- появился устойчивый познавательный интерес к вопросам экономного отношения к бюджету семьи, желание участвовать в обсуждении планирования расходов.
- дети научились решать простейшие экономические задачи, анализировать поступки сказочных героев, рассуждать, высказывать своё мнение о рациональности расходов и доходов.
- обогатился словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- отмечается желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым, быть бережливыми и аккуратными
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
Работа по проекту набирает полную силу. У нас предстоит еще большая и многогранная работа с детьми, родителями и коллегами.
Как итогом работы планируем провести в конце учебного года вместе с детьми и родителями экологической акции: «Огород на окне», оформить выставку рисунков и поделок «Берегите первоцвет», «Эти прекрасные животные», создать фотоальбом «И это все о профессиях наших родителей», издать листовки «Берегите природу».
И заключительным этапом представить вниманию детей и родителей ДОУ постановку сказки «Занимательная экономика»
Презентация нашего исследовательского проекта была представлена для педагогов ДОУ на педсовете, что нашло большой отклик среди педагогов ДОУ.
Коллегиально решили, сделали заявку и нас утвердили как инновационную площадку в городе Хабаровске по теме: Формирование начал экономической культуры и предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.
(слайд27-28) Перечень литературных источников
1. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников/ Е. А. Курак. -Москва: Сфера. - 2002
2. Лунева, Г. Играем в экономику/Г. Лунева // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 10. – С. 51-53
3. Потапова, Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/ Т. В. Потапова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
4. Сасова, И. А., Нагуманова, И. И. Экономика для младших школьников/И. А. Сасова. – М. ; Вита-Пресс, 2000. – 56 с.
5. Сасова, И. А. Экономика/И. А.
6. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику : Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 176 с.
7. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. – С. 35-44.
8. Шатова, А. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? // Дошкольное воспитание. – 2000. № 1. – С. 62-65.
9. Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике : Методические рекомендации/Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
10. Щедрина, Е. В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 2001. - №2. – С. 161-172.
Интернет ресурсы:
1. https://www.scienceforum.ru/2017/2670/35368
2. https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24977
3. https://dvina29.ru/all-materials/item/13951-pouchitelnye-i-poleznye-skazki-o-dengakh