Светлана Гришатова
Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к развитию личности ребенка.
Одним из видов детской деятельности является конструирование. В нем заключается огромный потенциал развивающих возможностей, в процессе конструирования ребенок решает целый ряд практических проблем: как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты объекта, в какой последовательности выполнять задание и т. д.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В общих конструктивных играх у детей развиваются коммуникативные навыки. Ловкие, точные движения рук дают возможность ребенку в дальнейшем быстрее и лучше овладеть техникой письма. Дети, увлекающихся конструированием, - хорошие фантазеры и творцы.
Именно поэтому одним из направлений нашей работы является развитие конструктивных способностей детей. Мы приобрели в группу несколько конструкторов, строительных наборов, в том числе деревянный строитель «Архитектор». В младшем возрасте дети с увлечением строили башенки, горки, домики для матрешек, ворота, кукольную мебель. При этом использовались разные формы организации детей: собственно занятия по конструированию, включение элементов конструирования в занятия по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, занятия творческого характера; конструктивные игры, сюжетно-ролевые, сенсомоторные, театрализованные, подвижные игры с элементами конструирования и др. Дети научились не только конструировать, но и взаимодействовать в играх. Самым главным результатом работы явилось то, что у них не угас интерес к строительству, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети стали привносить в строительные игры элементы творчества и дизайна.
В старших группах появилась возможность использовать разные формы организации детской конструктивной деятельности, направленные на развитие самостоятельности, индивидуальности, инициативности, организаторских, исследовательских, творческих способностей. Мы выбрали детскую проектную деятельность «Город мастеров». При организации проектной деятельности мы опирались на важные принципы, определенные в Федеральных государственных требованиях в области дошкольного воспитания : принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, принцип практической применимости и принцип интеграции образовательных областей.
Определили вид и сроки проекта : творческий, практико-ориенированный, рассчитанный на 2 месяца. Участники проекта : 19 детей, 19 родителей, 1 педагог. Цель и направление проекта : развитие конструктивных, дизайнерских способностей у детей (моделирование, проектирование, конструирование). План проекта составлялся вместе с детьми в ходе самих мероприятий. Например, после беседы на тему «Архитектор – важная профессия», дети решили попробовать себя в роли архитектора и создать проекты домов для коротышек; электронное письмо от главного архитектора Цветочного города Циркуля побудило их изготовить поделки из природного и бросового материала для украшения Цветочного города и т. д.
Началась проектная деятельность с детской инициативы. Дети принесли в группу книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Все то, что дети приносят в группу, мы обязательно рассматриваем, иногда по этому поводу завязываются интересные беседы. Рассматривая книгу дети обратили внимание, что у нас в группе тоже живет Незнайка (настенная роспись в двигательном центре) и захотели побольше узнать о нем и его друзьях.
По мере чтения произведения возникали детско-взрослые инициативы: нарисовать дом для понравившегося героя, слепить шапочки для коротышек, вместе с родителями оформить выставку «Мы построим чудо-дом, в нем мы дружно заживем». Дети и родители не только подобрали и смастерили необыкновенные дома, но и придумали рассказы и стихи про них. Вот примеры детского творчества:
Света: «Мы вместе с бабушкой подобрали дома для выставки в Интернете и сочинили стихи про них:
Те, кто любит музыку,
В доме том живут,
Весело смеются там
И песенки поют.
Мой дом чудесный, он хорош
И на ботинок он похож».
Лера: «Я домик делала со своей мамой. Дом мы мастерили из ниток, клея, воздушного шарика. Для украшения дома мы использовали мои заколки для волос. Дом получился очень красивый. В нем могла бы жить маленькая девочка. Мы с мамой придумали сказку.
Сказка о девочке-эльфе
Жила-была девочка-эльф. Она была очень маленькая, такая маленькая, что могла поместиться в маленьком цветке. Она жила в стране цветов и ягод в маленьком домике-ягодке. Все жители этой страны были крошечными. Они были трудолюбивыми. Целый день эльфы летали над цветами и собирали нектар. А после работы пели песни, танцевали. Человечки никогда не ругались и жили дружно».
Алиса: «Мы вместе с папой подбирали дома для выставки. Мой папа нашел много интересных домов: дом-сапог, дом-шалаш, дом-грибок, дом-тарелочка, дом-гномик, дом-дупло, пряничный домик. Всем живым существам нужен дом. И я про это выучила стихотворение:
Живым существам очень трудно без дома!
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда,
Но людям без дома – совсем никуда!»
Выставка получилась замечательной и вызвала интерес не только у детей, родителей, но и у других групп. В этом – большая педагогическая ценность: дети группы почувствовали значимость своего труда, межгрупповое общение явилось стимулом к организации дальнейших совместных мероприятий.
В данном проекте большая часть мероприятий представляет собой успешную и органичную интеграцию всех образовательных областей и предусматривает участие других специалистов детского сада и родителей.
Родители явились полноправными участниками проекта : они участвовали в заседании круглого стола «Что такое детская проектная деятельность?», помогали в оформлении выставок, составлении рассказов и сказок, принесли для демонстрации детям мультфильм «Коротышки из Цветочного города», выполняли задания воспитателей. Мы, в свою очередь, информировали их о ходе проекта.
Для того, чтобы деятельность была интересной, значимой для детей, развивала их во всех областях, мы предусмотрели участие в проекте педагога дополнительного образования по информатике: дети на ноутбуке создавали электронные проекты необходимых сооружений и вещей для Цветочного города, получали и отправляли электронные письма главному архитектору города. Значимым было участие музыкального руководителя, которая создала музыкальное сопровождение презентации проекта и запись голосов коротышек.
Презентация была построена таким образом, чтобы все дети проявили свои творческие конструктивные и дизайнерские способности, сумели договориться (каждую постройку они должны были соорудить вдвоем с товарищем по своему же совместному проекту, спланировать свою постройку так, чтобы получился общий красивый город для Незнайки и его друзей.
Итак, мы выделяем несколько положительных моментов в ходе реализации детской проектной деятельности «Город мастеров» :
1. Такая форма организации является одной из наиболее эффективных в решении задач развития конструктивных способностей у детей.
2. В ходе проектной деятельности дети получили опыт совместной самостоятельной строительной деятельности «во благо других» (построили разрушенный драконом город для коротышек).
3. В данную проектную деятельность включено содержание всех образовательных областей: «Безопасность» (правила безопасности при изготовлении поделок из природного и бросового материала, «Коммуникация» (умение договариваться во время строительных игр, развитие связной, грамотной, выразительной речи, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с товарищами, детьми других групп, взрослыми, расширение словаря за счет названий деталей строителя, частей построек и т. д., «Художественная литература» (знакомство с писателем Н. Носовым и его произведением, беседы по произведению, просмотр мультфильма, «Художественное творчество» (рисование домов, лепка шапочек для коротышек, аппликация проектов домов, «Познание» (собственно конструирование, расширение знаний о домах, о профессии архитектора, знакомство с проектами на бумаге и компьютере, «Физическая культура» (развитие крупной и мелкой моторики во время конструирования, изобразительной деятельности, включение подвижных игр, «Музыка» (музыкальное сопровождение презентации) и др.
4. Взаимодействие разных специалистов в ходе проекта повысило эффективность образовательного процесса и способствовало выполнению требований САНПин в области допустимых нагрузок на детей.
5. В рамках проекта решалась задача создания единого образовательного пространства «педагоги-дети-родители». Тесная взаимосвязь с родителями в образовательном процессе формирует у них уважение к труду педагогического коллектива, укрепляет семейный союз.
6. В ходе проекта осуществлялись межгрупповые взаимодействия, которые способствовали расширению социального и коммуникативного опыта детей.
Одним из основных результатов проектной деятельности «Город мастеров» стало то, что дети стали самостоятельно организовывать совместные строительные игры и развертывать интересные сюжеты.