Лиана Джемакулова
Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое изучение в развитии познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности
Практическое исследование проводилось на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №18. В исследовании приняли учащиеся подготовительного класса II группы VIII вида в количестве 8человек которая составила экспериментальную группу. Контрольная группа состояла из 7 человек I группы VIII вида.
Практическое исследование состояла из 3-х этапов:
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
I -этап: диагностика уровня развития познавательного интереса у детей экспериментальной и контрольной группы.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах.
II -этап: формирующая работа.
На этом этапе проводились занятия, направленные на развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе эксперимента проводились занятия, предусмотренные учебным планом. Дети, составлявшие данную группу, не включались в формирующий эксперимент.
III -этап: повторная диагностика.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательных интересов детей младшего школьного возраста в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
I -этап: диагностика уровня развития познавательного интереса у детей экспериментальной и контрольной группы.
Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников автор выделил следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были определены три уровня сформированности познавательных интересов у младших школьников : низкий, средний и высокий.
Низкий уровень - не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень - большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень - проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение.
Проведенная диагностика показала следующие результаты:
Из экспериментальная группа выявлено детей 63% с низким уровнем познавательного интереса, 22% средний уровень познавательного интереса, 15% с высоким уровнем познавательного интереса.
Контрольная группа показала следующее 36% с низким уровнем познавательного интереса, 42% средний уровень познавательного интереса, 22% с высоким уровнем познавательного интереса.
II - этап: Формирующая работа
Результаты диагностики показали необходимость формирующей работы. На этапе формирующей работы автором были разработаны и реализованы совместно с детьми проекты на темы : "Портфолио", "Проект к 70 летию Победы в Великой Отечественной войне", "Космос" ,"Все профессии нужны, все профессии важны",
Портфолио ученика
В практике работы автора в коррекционной школе в 4 классе. Близился конкурс "Ученик года" готовили ученицу к конкурсу, конечно в первую очередь начали создавать ее портфолио.
Цель создания портфолио учащейся: собрать личные достижения ученика, которые формируются лично и реально показывают его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами.
Основные задачи:
• формирование и поддержка учебной мотивации учащихся;
• организация воспитательного процесса с учетом личных стремлений и достижений учащихся;
• развитие навыков оценочной деятельности учащихся;
• поощрение активности и самостоятельности обучающихся.
При работе с портфолио установили некоторый порядок работы. учащаяся посмотрела дома все свои грамоты и дипломы, на следующий день мы отобрали грамоты и дипломы 2014-2015 учебного года вложили все по порядку.
Пока он состоит из таких разделов:
• титульный лист ;
• анкетные данные учащегося ;
• диагностика “Фотография класса” на начало и конец учебного года ;
• ответы на различные опросники и анкеты;
• грамоты и дипломы ;
• работы учащихся, представленные на различные конкурсы ;
• характеристика учащегося ;
Дополнительно мы разработали презентацию для нашего проекта "Портфолио
Тема: Космос
Современные малыши живо интересуются космосом. Мультфильмы, телевизионные передачи, компьютерные программы и игры дают детворе ответы лишь на часть возникающих вопросов. Сформировать азы картины Вселенной предстоит дошкольным педагогам. Тема космоса так же необъятна, как и само мироздание. Как рассказать ребенку о бесконечности, о строении планет и звездных систем? С чего начать? Вопросов возникает множество.
Краткосрочный проект «Загадочный космос»
План работы на неделю
Раздел сроки Содержание работы Практические выходы
Работа над проектом. В течение недели *Составление плана работы *Подбор и изучение литературы по теме проекта.
*Подбор иллюстраций, плакатов, картин, о космосе, первом космонавте. Создание проекта.
Работа с детьми понедельник Рассматривание иллюстраций, картин с космосом.
Познавательная беседа о космосе, космонавтах: «Первый космонавт» Оформление выставки книг «Всё о космосе».
«Моя первая ракета» (лепка)
Конструирование из геометрических фигур «Ракета»
вторник *Беседа с детьми о транспорте на котором отправляются в космос. «Космос» (рисование)
среда Просмотр видеоматериала о космосе «Первый космонавт»
Чтение художественной литературы, разучивание пословиц, считалок. Выставка детского рисунка «Планеты»
четверг Организация сюжетно-ролевой игры «Космонавты» Изготовление атрибутов к игре.
пятница Дидактические игры: «Космос», «Профессии». Отгадывание загадок, наблюдение за сезонными изменениями в природе. Экскурсия в уголок «Планетарий»
Работа с родителями В течение недели Подбор художественной и познавательной литературы, иллюстраций, стихов, загадок о космосе Пополнение детской библиотечки познавательной и художественной литературой.
Конец недели «Творческая мастерская» (совместная с детьми деятельность) «На космических просторах» (конструирование из бумаги, бросового, природного материала)