Ольга Кожанова
Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема моей работы ". ПАЛОЧКИ Д. КЮИЗЕНЕРА» – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ" ОО Познание Фэмп
2. Актуальность выбранной темы в том, что "использование дидактических игр на основе палочек Кюизенера как средства формирования элементарных математических представлений. "
Публикация «Палочки Кюизенера — средство для развития математических способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
На основании этого была определена цель работы: "выявить возможности дидактического средства «палочки кюизенера» для успешного развития математических способностей старших дошкольников. "
Объектом исследования является: "математические способности дошкольников"
Предмет исследования - "дидактические палочки Кюизенера как средство развития математических способностей. "
3. Данной проблемой занимались: Я. А. Коменский, Дж. Локк, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори Б. М. Теплов, Ф. Гальтон, А. М. Леушина, А. А. Венгер, Л. С. Выготский, З. А. Михайлова, А. А. Смоленцева, С. Л. Рубинштейн и мн. др.
4. Гипотеза: Дидактические средства «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы использования дидактического средства «Палочки Кюизенера» в условиях ДОУ.
2. Изучить уровень использования палочек Кюизенера в практике работы в условиях ДОУ.
3. Разработать систему использования дидактического средства «Палочки Кюизенера».
В последствии нас интересовали особенности работы воспитателя, частота и характер пользования Палочек Кюизенера в работе с детьми (протоколы занятий Приложение 2, где предложен Конспект игрового взаимодействия с детьми старшего возраста с использованием палочек Кюизенера.
В рамках настоящей главы приводится Общая характеристика дидактического средства «Палочки Кюизенера», направленного на развитие
математических представлений дошкольников.
Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева или пластмассы и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету, палочки объединяются в одно "семейство", или класс. Наименьшая палочка в наборе является кубиком. 9. Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагали игры на построение простых фигур.
На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь детям была представлена полная свобода действий и фантазии.
В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением лесенок, мозаики, узоров.
Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение фигур по схемам и самостоятельное творчество.
. констатирующий эксперимент
Цель: Выявить характер пользования Палочек Кюизенера детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Изучение уровней пользования Палочек Кюизенера в работе ДОУ. 2. Определить уровень математических способностей детей старшего дошкольного возраста в заданиях с палочками Кюизенера.
Анализ результатов экспериментальной группы показывает:
- высокий уровень – 0% от числа испытуемых. Никто из детей не справился с заданием полностью;
- средний уровень – 4 человека, что составило 40% от числа испытуемых. Попытались сделать один вариант;
- низкий уровень – 6 человек, что составило 60% от числа испытуемых. Дети пытались сделать задание, но не получилось. диаграммы 1
Анализ результатов контрольной группы показывает:
- высокий уровень – 0% от числа испытуемых. Никто из детей не справился с заданием полностью;
- средний уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых. Попытались сделать один вариант;
- низкий уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых. Дети пытались сделать задание, но не получилось. диаграмма 2
«Составь число 5»
Цель: выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал : цветные счётные палочки Кюизенера, 2 схемы.
Методика предъявления: 2 мальчика решили составить число 5 разными способами, а главное, чтобы не получился ковёр. Один построил так (предъявление схемы №1, другой так (предъявление схемы №2, а как построишь ты?
Анализ результатов показывает, что и в контрольной и экспериментальной группах
- высокий уровень – 1 человек, что составило 10% от числа испытуемых. Ребенок смог полностью справиться с заданием.
- средний уровень – 3 человека, что составило 30% от числа испытуемых. Попытались сделать один вариант;
- низкий уровень – 6 человек, что составило 60% от числа испытуемых. Дети пытались сделать задание №3, но не получилось., а в 4задании все дети отказались выполнить. диаграммы 3 и 4
«Двусторонняя лесенка»
Цель: выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал : цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево)
Анализ результатов диаграммы 5 показывает:
- высокий уровень – 1% человек, что составило 10% от числа испытуемых. Ребенок смог полностью справиться с заданием.
- средний уровень – 4 человека, что составило 40% от числа испытуемых. Попытались сделать, но не смогли объяснить.
- низкий уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых.
Дети не справились с данным заданием.
Анализ результатов диаграммы 6 показывает:
- высокий уровень – 1% человек, что составило 10% от числа испытуемых. Ребенок смог полностью справиться с заданием.
- средний уровень – 5 человек, что составило 50% от числа испытуемых. Попытались сделать, но не смогли объяснить.
- низкий уровень – 4 человека, что составило 40% от числа испытуемых. Дети не справились с данным заданием.
«Помоги малышу»
Цель: выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал : цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи.
Анализ результатов диаграммы 7 и 8 показывает:
- высокий уровень – отсутствует, никто из детей полностью не справился с данным заданием.
- средний уровень – 3 человека, что составило 30% от числа испытуемых. Попытались сделать, но не смогли объяснить.
- низкий уровень – 7 человек, что составило 70% от числа испытуемых. Дети не справились с данным заданием.
«Придумай игру»
Цель: выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений.
Материал : цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.
формирующий эксперимент
Цель: Наработать систему заданий при пользовании Палочек Кюизенера, позволяющие развивать математические способности.
Задачи:
1. Апробировать систему заданий при пользовании «Палочек Кюизенера», позволяющие развивать математические способности.
2. Создание среды. Вызвать у детей интерес.
3. Обогатить у детей элементарных математических представлений с помощью игр на основе палочек Кюизенера.
для этого использовались такие дидактические средства
Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком». Альбом-игра («Палочки Кюизенера», «На золотом крыльце…». Альбом-игра (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера, Б. Б. Финкельштейн, Хвостова Э. «Кростики». Альбом-игра с цветными счетными палочками Кюизенера, Чеплашкина И. Н. и др. Математика это интересно.
контрольный эксперимент
Цель: Определение степени влияния использования «Палочек Кюизенера» при развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведенного контрольного эксперимента позволили нам отнести двух детей экспериментальной группы к высокому уровню – 20%, шесть детей к среднему – 60% и два к низкому уровню – 20% развития математических способностей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера. В экспериментальной группе высокий уровень отсутствует, что составляет 0%, средний уровень составил 5 детей – 50%, низкий уровень – 5 детей, 50% от числа испытуемых. На диаграммах можно проследить динамику развития дошкольников.
Таким образом, у детей экспериментальной группы показатели по этим методикам достоверно выше, чем у детей контрольной группы
Вывод
Полученные данные свидетельствуют о том, что гипотеза Дидактические средства «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей подтвердилась и можно говорить о целесообразности дальнейшего использования палочек в учебно – воспитательном процессе, может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими средствами дополняя их. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
С помощью цветных палочек детей также легко развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.
«Палочки Кюизенера» просты и понятны, работу с ними любой ребенок воспринимает как игру, а ребенок как известно развивается в игре.