Людмила Фомина
Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников
Маракушина Ирина Геннадьевна, доцент, к. пс. н.
Фомина Людмила Петровна
Северный Арктический федеральный университет
имени М. В. Ломоносова
г. Архангельск
Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников
Публикация «Проектирование эмпирического исследования по проблеме воспитания патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы патриотического воспитания в современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО основана на необходимости обновления содержания воспитания и образования, форм и методов их реализации. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование закреплено в новом качестве – уровне общего образования.
В настоящее время поставлены вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях неспокойной политической обстановки и меняющегося мира. Для детского сада возникла актуальная необходимость вернуться к родным истокам и корням, к истокам родного беломорского севера, его истории. Важными были и есть понятия «Родина», «родной край», «любимый город», которые возбуждают чувство гордости за малую родину и побуждают любовь к Отчизне. В. А. Сухомлинский утверждал, что «есть святыни, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать. Это – Родина, Отечество, сыновняя верность, преданность земле, где ты родился и осмыслил себя, народу, который вскормил и взрастил тебя», что «начинать познание мира надо с того, что близко – с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с орденов и медалей, с пожелтевших от времени грамот и благодарностей» [7].
Филатова Л. В. отметила, что в ракурсе философско-жизненных проблем, отражаемых педагогических наукой и стимулирующих уточнение ее категориального аппарата, воспитание есть приобщение человека к ценностям, являющихся аксиологической формой культуры. Воспитание как приобщение детей дошкольного возраста к ценностям создает условия к их восхождению к культуре как опыту деятельности [9].
Дошкольная организация является идеальным местом по созданию условий для воспитания и развития личности маленького патриота. Применяя новые подходы к решению актуальной задачи патриотического воспитания мы решим вопросы социальной адаптации ребенка, создадим предпосылки становления личности.
Формирование патриотизма дошкольников проходит через накопление представлений о стране, малой родине, государственных символах, праздниках, развивающих у ребенка чувства любви и привязанности к Отечеству. Одной из задач будет стоять приобщение ребенка к культуре русского народа и северным традициям. Т. С. Буторина пишет: «Приобщение детей к познанию основ наук, а также сущности красивого, прекрасного позволяет сформировать у них понимание ценности Земли, Природы, Человека, Матери, Семьи, благодаря чему происходит становление патриота, гражданина России, поэтому главной задачей школы и семьи является воспитание у детей любви к родному краю, его культуре» [1].
Филатова Л. В. в кандидатской диссертации доказала, что формирование представлений детей о Родине, об Отечестве и развитие у них опыта совершения поступков-слов и поступков-дел достигается за счет использования воспитателем спонтанно возникающих или преднамеренно создаваемых ситуаций морального выбора [9].
Рассмотрим кратко содержание одного из основных понятий нашего исследования : «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Патриотизм : нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии [11].
Патриотизм : (от греч. patriotes - соотечественник, patris – родина, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям [7].
Кокуева Л. В. характеризует патриотизм дошкольника как желание ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне. Сущность патриотического воспитания заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Патриотическое воспитание у ребенка старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими [6].
По мнению С. А. Козловой, любовь к Родине включает заботу об интересах и исторических судьбах; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом) [5].
Воспитание патриотизма у старших дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а содержание патриотического воспитания ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни, доступных возрасту. Кокуева Л. В. отмечает, что детей необходимо знакомить с детским садом, городом (селом, приобщать к культурному наследию, приобщать к наблюдению за природой родного края. Филатова Л. В. доказала, что формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков-слов и поступков-дел как важные составляющие патриотического воспитания, а формирование опыта реализации ребенком отношений, адекватных содержанию понятия «патриотизм», определяет содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел ребенка.
Исследование вопроса воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста изучается педагогами и психологами в области дошкольной педагогики. Царегородцева Л. А. выделяет основные ориентиры содержания патриотизма : воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формирование чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордости за мужество воинов, развитие интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни [10].
Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии и переосмысления в воспитательно-образовательной деятельности дошкольной организации. В. А. Сухомлинский говорил: «Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного… Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начинался» [8].
По мнению А. К. Быкова «патриотическое воспитание» - это воспитание в широком социальном смысле, включая воздействие общества на человека, т. е. происходит отождествление воспитания с социализацией; это воспитание в широком педагогическом смысле как целенаправленное и осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; это воспитание в узком педагогическом смысле как педагогическая работа в целях формирования у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений, решение конкретных воспитательных задач [2].
В Государственной программе Патриотическое воспитание граждан РФ» было отмечено, что «патриотическое воспитание» - это составная часть общего воспитательного процесса по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [3].
Эмпирическое исследование результативности патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться в соответствии с требованиями современной методологии, направлено на подтверждение выдвинутой гипотезы, реализацию поставленных задач и выявление эффективности разработанной технологии по формированию и выявлению патриотичности у старших дошкольников в современных условиях образовательной организации. Базой исследования станет Детский сад № 19 «Зоренька» САФУ им. М. В. Ломоносова г. Архангельска.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста способствует соблюдение следующих условий: обогащение представлений детей о малой родине и Отечестве, использование ресурсов среды дошкольной образовательной организации, организация взаимодействия с родителями. Предполагается, что воспитание детей старшего дошкольного возраста в духе патриотизма будет более успешным, если будет:
1. Учитываться гражданская идентичность ребенка-дошкольника при организации патриотического воспитания на основе пяти образовательных областей ФГОС ДО, каждая из которых описывает степень выраженности патриотических чувств, знание традиций и культуры родного края, характер представлений о себе как о гражданине России, развития культуры межнационального общения и толерантности.
2. Разработана и апробирована концептуальная модель региональной программы «Северята» по ознакомлению с малой родиной в условиях русского севера как фактор патриотического воспитания старших дошкольников.
Перспективный план эмпирической части
Таблица 1 - Программа экспериментальной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников
Этап Задачи Методы исследования Ожидаемые результаты
Констатирующий
1) подготовить характеристику базы исследования;
2) изучить проявление патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы
3)Определить цели, задачи, содержание, формы и методы по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы детского сада 1)Изучение литературы и других источников
2) метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)
1) Характеристика базы исследования;
2) Характеристика проявления патриотизма у старших дошкольников
3)Характеристика исходного уровня старших патриотизма дошкольников экспериментальной группы
Формирующий Реализовать на практике работу по проверке эффективности условий воспитания патриотизма у старших дошкольников Эксперимент, наблюдение
Характеристика хода формирующего эксперимента
Контрольный 1) Выявить уровень сформированности знаний о малой родине, патриотизма у старших дошкольников в конце экспериментальной работы.
2) На основе сравнения результатов, полученных на разных этапах исследования, оценить результативность проведенной работы по воспитанию патриотизма у старших дошкольников
Метод диагностических ситуаций, беседа, проективная методика (рисунок)
1)Характеристика сформированности патриотизма у старших дошкольников экспериментальной группы в конце экспериментальной работы.
2)Наличие положительной динамики в формировании патриотизма старших дошкольников.
Методы исследования используемые на этапе формирующего эксперимента будут представлены в виде обобщения и систематизации материала, оформления исследования; будут наглядно представлены методы компьютерной обработки результатов эксперимента.
Для выявления уровня сформированности у детей знаний о нашей Родине, нами была разработана анкеты для детей, педагогов, родителей. Для реализации экспериментальной программы нашего исследования будут использованы разнообразные организационные формы: беседы с детьми, непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники и развлечения, концерты перед ветеранами Великой Отечественной войны, подготовка к мероприятиям патриотического содержания и др.
На формирующем этапе эксперимента планируется апробирование программы патриотического «Северята» (ознакомление старших дошкольников с малой родиной, которая составлена с учетом регионального компонента. В ходе реализации программы дети познакомятся с мастерами и ремеслами: каргопольской глиняной игрушкой, соломбальскими и холмогорскими козулями, холмогорской резьбой по кости, плетением из корней лозы, бересты, соломы, росписью и резьбой по дереву. Знакомство с изделиями мастеров и народных промыслов вызовет желание сделать такую же вещь своими руками. Дети почерпнут большую информацию о северном регионе, о быте, о мастерах. Дети познакомятся с историей старого и нового Архангельска, знаменитыми людьми Архангельской области.
Для реализации общей стратегии патриотического воспитания старших дошкольников нами будет использован большой потенциал новых информационных технологий, что позволит создать большие возможности для воспитательно-образовательной среды : воспитательное и образовательное пространство. Данная система на базе информационных технологий даст возможность продуктивно, эффективно и результативно решать задачи по патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях Детского сада № 19 «Зоренька».
Одной из основных задач патриотического воспитания дошкольников, стоящих перед нами в процессе реализации экспериментальной программы «Северята». Цель программы: воспитание у воспитанников любви к малой родине, чувства гордости за Родину. В связи с этим, в ходе различных мероприятий дети научатся:
знать название области, города; оперировать ими в речи;
иметь представления о сезонных изменениях в условиях Крайнего Севера,
называть не менее 2 растений и животных родного края;
иметь представления о народных промыслах, народных традициях, фольклоре Севера; узнавать предметы культуры и быта, выделять их среди прочих;
узнавать по фотографиям северных писателей и их произведения, выдающихся людей Севера-прошлого и настоящего;
с гордостью рассказывать о героических людях нашего города и области.
Таким образом, формирование патриотического воспитания дошкольников должно быть направлено на изучение малой родины, ее истории и культуры, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни.
Литература
1. Буторина Т. С. Педагогическая регионология: Учебное пособие. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. – 91 с.
2. Горбунов В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования [Электронный ресурс] : - Режим доступа: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения 17.11.2015).
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://bda-expert.com/2015/04/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federacii-na-2016-2020-gody-proekt/ (дата обращения 17.11.2015).
4. Голованова Н. Е. Общая педагогика. — СПб., 2005. — С. 182.
5. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М. : Педагогика, 1988. - С. 78.
6. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : Дис. канд. пед. наук: Ярославль, 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL : https://www.lib.ua-ru.net/ ( дата обращения: 05.11.2015).
7. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://dic.academic.ru/ (дата обращения 17.11.2015).
8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). – Минск: «Нар. асвета», 1978. – 287 с.
9. Филатова Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-patriotizma-rebenka-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezh#ixzz3t4CelfEnhttps://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-patriotizma-rebenka-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezh/ ( дата обращения: 01.12.2015).
10. Царегородцева Е. А. К вопросу о воспитании патриотических чувств у старших дошкольников // В сборнике : Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности Гл. редактор Широков О. Н. ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г. С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 80-84.
11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.