Людмила Николаевна
Методическое пособие с использованием ТРИЗ-технологии для музыкального воспитания старших дошкольников «Музыкальный паровоз»
▼ Скачать + Заказать документы
Триз-технологии вошли уже давно в дошкольное образование, но я, как начинающий педагог, искала пути использования этих технологий применительно к музыкальным занятиям. Так, изучив огромное число литературы, и, опираясь на опытных коллег, я разработала авторскую игру по освоению музыкальной грамоты старшими дошкольниками «Музыкальный паровоз». Это пособие позволяет развивать речь, логическое мышление детей, закрепить их знания о композиторе, музыкальном произведении, основных выразительных средствах и музыкальных терминах, построить диалог и рассказ об очередном освоенном музыкальном шедевре.
Публикация «Методическое пособие с использованием ТРИЗ-технологии для музыкального воспитания старших дошкольников „Музыкальный паровоз“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Начинать работу по пособию можно различными способами. Например, на первом занятии четверостишьем:
Музыкальный паровоз
Нам подарочки привёз.
Груз поставим на прицеп,
Весь доставим на концерт.
(Ирина Червякова)
Или вопросом:
Паровоз, паровоз, что за музыку привез?
Далее слушают музыку.
После слушания музыки следуют вопросы : Как вы думаете, ребята, кто управляет паровозиком? Скорее всего, дети ответят машинист или водитель.
Но у нас музыкальным паровоз и им управляет тот, кто придумал, сочинил музыку. Это композитор.
Педагог демонстрирует карточку с портретом композитора. Рассказывает о нем. Вставляет карточку в окошко.
А как же называется музыка, которую мы услышали. В первом вагончике, посмотрите, едет большой вопросительный знак, он тоже спрашивает название произведения.
Педагог демонстрирует карточку, соответствующую названию произведения. Вставляет в окошко.
Второй вагончик – вагончик настроения. Какое настроение у данной музыки?
Дети отвечают и выбирают соответствующую карточку. Педагог вставляет карточку в окошко.
Третий вагончик везет колесико музыки – это темп. Как вращается колесико музыки быстро или медленно? Какой у музыки темп?
Дети отвечают и выбирают соответствующую карточку. Педагог вставляет карточку в окошко.
Червертый вагончик – это вагончик с музыкальными инструментами, которые мы слышим в данном произведении, поэтому мы видим здесь витающие над ушком силуэты музыкальных инструментов. Давайте выберем подходящие для нашей музыки картинки, но сначала послушаем ее еще раз внимательно.
Повторное прослушивание произведения в звукозаписи.
Дети называют услышанные инструменты и выбирают соответствующие карточки. Педагог вставляет карточки в окошко.
Для подготовительной к школе группы могут быть и другие вагончики, характеризующие жанр и количество частей в произведении. Важно в конце составить полный рассказ, опираясь на паровозик.
На втором занятии после слушания педагог задает вопросы по произведению в соответствии со схемами на вагончиках: «Кто придумал эту музыку», «Как она называется», «Какой характер, т. е. настроение этой музыки», «Какой у музыки темп», «Какие инструменты вы слышите в произведении», а дети отвечают полным ответом и ставят соответствующие карточки с помощью музыкального руководителя.
На третьем занятии можно попросить детей задавать вопросы, опираясь на схемы-вагончики, а музыкальному руководителю отвечать полным предложением. Потом выбранный ребенок составляет рассказ по вагончикам. Например, Это произведение придумал Кабалевский. Оно называется «Клоуны». Настроение (характер) у музыки веселый. По темпу эта музыка быстрая. По жанру – это танец (пляска). Эта музыка исполняется на пианино (скрипке).
Далее дети работают сами в диалоге, что соответствует ФГОС. По началу на освоение игры требуется время, зато освоенное пособие значительно экономит его для разбора произведений в течение года.