Приложение МААМ

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников

Инга Варлашова
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников.

Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА

Варлашова Инга Анатольевна

Публикация «Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников» размещена в разделах

Проблема экологического образования в настоящее время в эпоху надвигающейся экологической катастрофы, является одной из наиболее актуальных и трудно разрешимых проблем. Необходимость целенаправленного осуществления экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста, очевидна. Задача состоит в том, что бы заложить основы научных знаний о природе, обеспечить первичное осознание единства человека и природы. Развить потребность в восприятии красоты природы, способствовать проявлению чувства добра, сочувствия,заботы,по отношению к растениям, животным и к окружающей неживой природе,сформулировать навыки экологического поведения в природе.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО

Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием,видя зелёную траву,слушая щебетанье птиц и стрекотания кузнечиков, ощущая запах цветов. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Умение «видеть» не даётся с рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая,обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.

«Если хотите научить ребёнка логически мыслить, ведите его в природу»-советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.

Проблемой экологического образования занимались многие педагоги :С. Н. Николаева, А. М. Федотова, Н. Н. Кондратьева и другие.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

В результате диагностики детей я выяснила, что теоретические знания у детей есть, но не все дети могут успешно применять свои знания на практике.

Я, поняла, что огромное значение в экологическом воспитании имеет опытническая деятельность детей. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами

Истинно развивающей средой является та, в которой ребёнок может самостоятельно действовать.

В уголках природы,наряду с участком детского сада, которые являются базой для ознакомления детей с природой, дети работая под руководством воспитателя, ухаживая за растениями и животными, ведя календари природы, дневники наблюдений, пробрели знания и личный индивидуальный опыт. Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдения, (показ обьектов обьяснения воспитателем) элементарная деятельность. Позиция ребёнка здесь в целом пассивна. Чтобы ребёнок стоял в активной позиции, в группе я организовала «лабораторию природы» где дети могли заниматься самостоятельной опытнической деятельностью, конечно под присмотром воспитателя.

В работе я использую элементарные опыты.

Песок и глина

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу

Вывод: Песок – сыпучий материал.

Могут ли камни менять цвет?

Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)

Вывод: Мокрый камень темнее.

Опыт. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.

Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького

Магнит

«Притягивает – не притягивает»

Показать простейшие действия с магнитом, как он действует на разные предметы.

Вывод: К магниту притянулись все железные предметы. Значит, магнит притягивает железные предметы.

Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. И т. д.

Оснащение детской лаборатории:

• Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;

Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

Красители: пищевые красители, акварельные краски;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.

Так же использую стихи и загадки. Непосредственно образовательная деятельность проводится в увлекательной для детей «Поможем фиксикам», «Мы исследователи», «Экспедиция в загадочную страну» В конце опыта, наблюдения необходимо, чтобы дети, обсуждая выполненную работу пришли к выводу своих знаний. Знания, полученные в ходе опытнической и экспериментальной деятельности, дети охотно используют и в повседневной жизни: цветы нельзя поливать горячей водой, много воды вредно, так как могут погибнуть корни. На собрании родителей я познакомила с консультацией «Зелёный доктор на окне»» Маленькие хитрости для проведения наблюдений и экспериментов в природе и дома»

Усваивается все опыты прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Наш процесс познания творческий и наша задача – поддержать и развивать ребёнка, так как исследования предоставляет ребёнку самому найти ответы на вопросы «КАК» и удовлетворить свою любознательность

Публикации по теме:

Компетентность педагога в формировании экологической культуры дошкольников Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов. Как.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников Нарушения речи у детей многообразны. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются.

Доклад «Музыкальное занятие как основная форма музыкального воспитания дошкольников с проблемами в развитии» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА» Доклад на тему: «Музыкальное занятие.

Необходимость формирования основ экологической культуры дошкольников На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остаётся, хоть и не всегда это признаёт и отношение к природе носит.

Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.

Самоанализ «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности» Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.

Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.

Экскурсия как форма умственного воспитания дошкольников Особая роль в ознакомлении детей с окружающим принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 22:29
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Инга Варлашова (УИ 384981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД