Инга Варлашова
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников.
Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА
Варлашова Инга Анатольевна
Публикация «Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема экологического образования в настоящее время в эпоху надвигающейся экологической катастрофы, является одной из наиболее актуальных и трудно разрешимых проблем. Необходимость целенаправленного осуществления экологического образования на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста, очевидна. Задача состоит в том, что бы заложить основы научных знаний о природе, обеспечить первичное осознание единства человека и природы. Развить потребность в восприятии красоты природы, способствовать проявлению чувства добра, сочувствия,заботы,по отношению к растениям, животным и к окружающей неживой природе,сформулировать навыки экологического поведения в природе.
В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО
Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием,видя зелёную траву,слушая щебетанье птиц и стрекотания кузнечиков, ощущая запах цветов. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Умение «видеть» не даётся с рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая,обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребёнок одновременно развивает своё мышление и речь.
«Если хотите научить ребёнка логически мыслить, ведите его в природу»-советовал известный русский педагог К. Д. Ушинский.
Проблемой экологического образования занимались многие педагоги :С. Н. Николаева, А. М. Федотова, Н. Н. Кондратьева и другие.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
В результате диагностики детей я выяснила, что теоретические знания у детей есть, но не все дети могут успешно применять свои знания на практике.
Я, поняла, что огромное значение в экологическом воспитании имеет опытническая деятельность детей. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами
Истинно развивающей средой является та, в которой ребёнок может самостоятельно действовать.
В уголках природы,наряду с участком детского сада, которые являются базой для ознакомления детей с природой, дети работая под руководством воспитателя, ухаживая за растениями и животными, ведя календари природы, дневники наблюдений, пробрели знания и личный индивидуальный опыт. Источником этих знаний и опыта здесь традиционно выступают: наблюдения, (показ обьектов обьяснения воспитателем) элементарная деятельность. Позиция ребёнка здесь в целом пассивна. Чтобы ребёнок стоял в активной позиции, в группе я организовала «лабораторию природы» где дети могли заниматься самостоятельной опытнической деятельностью, конечно под присмотром воспитателя.
В работе я использую элементарные опыты.
Песок и глина
Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.
Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, что бы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом, возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Можно ли в песках проложить постоянную дорогу
Вывод: Песок – сыпучий материал.
Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт. Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом еще добавить второй, третий, четвертый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камушка, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: От большого камня круги шире, чем от маленького
Магнит
«Притягивает – не притягивает»
Показать простейшие действия с магнитом, как он действует на разные предметы.
Вывод: К магниту притянулись все железные предметы. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик. И т. д.
Оснащение детской лаборатории:
• Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
• Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
• Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
• Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
• Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
• Красители: пищевые красители, акварельные краски;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.
Так же использую стихи и загадки. Непосредственно образовательная деятельность проводится в увлекательной для детей «Поможем фиксикам», «Мы исследователи», «Экспедиция в загадочную страну» В конце опыта, наблюдения необходимо, чтобы дети, обсуждая выполненную работу пришли к выводу своих знаний. Знания, полученные в ходе опытнической и экспериментальной деятельности, дети охотно используют и в повседневной жизни: цветы нельзя поливать горячей водой, много воды вредно, так как могут погибнуть корни. На собрании родителей я познакомила с консультацией «Зелёный доктор на окне»» Маленькие хитрости для проведения наблюдений и экспериментов в природе и дома»
Усваивается все опыты прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Наш процесс познания творческий и наша задача – поддержать и развивать ребёнка, так как исследования предоставляет ребёнку самому найти ответы на вопросы «КАК» и удовлетворить свою любознательность