Ирина Владимировна Перелыгина
Статья «Инновационная деятельность в ДОО по проблеме поликультурного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационная деятельность в ДОО по проблеме поликультурного воспитания
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Статья „Инновационная деятельность в ДОО по проблеме поликультурного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Следовательно, жизнь современного дошкольного образовательного учреждения немыслима без серьёзной опоры на научные достижения в области педагогики, без внедрения новых технологий. В настоящее время в системе образования – это время инноваций. Они связаны со стремлением человека реализовать себя и свои идеи. Инновационные процессы не обошли стороной и наш коллектив. В октябре 2016 года наше дошкольное образовательное учреждение получило статус муниципальной инновационной площадки по теме : «Создание поликультурной образовательной среды дошкольников как средство развития традиционной культуры Кубани в дошкольной образовательной организации».
Основная цель инновационной деятельности связана с решением вопроса овладения средствами и способами освоения необходимого для данного возраста дошкольников культуры и национальных традиций Кубани в условиях ДОО.
Поликультурное воспитание понимается как психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитания нравственных чувств будет строиться на основе следующих подходов:
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Кубани;
использование взаимодействия в системе «педагог – ребенок — родители» : «педагог – ребенок»; «педагог - родители»; «ребенок - родители».
осуществление воспитательной работы на основе культуры разных национальностей;
обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
В силу того, что основным диагностируемым процессом является поликультурная образовательная среда дошкольников, то в анализе результатов инновационной работы рассматриваются основные составляющие воспитанности дошкольников :
уровень сформированности нравственно-патриотических качеств;
уровень практических навыков и умений выполнения социально направленных действий.
Иначе, в основу анализа будет положено наблюдение за ребенком, позволяющее судить о степени его понимания толерантного отношения к окружающим и готовности применять полученные знания в реальной жизнедеятельности.
Поэтому в течение всего инновационного процесса предполагается психолого-педагогическое наблюдение за развитием ребенка в отношении его поликультурного образования.
Результаты инновационной деятельности могут выступить как практическое и методическое основание к организации образовательного процесса дошкольных учреждений по решению задач реализации ФГОС ДОО в области «Национальной культуры и приобщения дошкольников к культуре и традициям Кубани». Разработанные инновационные продукты могут стать методическим руководством для воспитания детей дошкольного возраста, нравственно-эстетического развития в поликультурной образовательной среде.