Получи документы

Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма

Ирина Бевз
Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Ш. Л. Монтескье

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех высоких человеческих начал. И для каждого человека родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги, с родного уголка. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Публикация «Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма» размещена в разделах

Патриотизм как социальное явление имеет сложную структуру, поэтому выделяют три компонента: чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. При этом подразумевается, что чувственно-эмоциональный компонент включает в себя чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональную гордость. Интеллектуальный компонент включает научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества. Действенно-практический, в свою очередь, подразумевает добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины, готовность к защите. Но несомненно основополагающим фактором развития патриотического воспитания является нравственное восприятие окружающего.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Многими психологами (А. Г. Ковалевым, А. А. Люблинской, Т. А. Репиной, П. М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства у детей дошкольного возраста формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В. А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В. А. Сухомлинского, «память сердца». Вот почему так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.

Существенный вклад в исследование проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесла Р. И. Жуковская. Она возглавила работу лаборатории по изучению данной проблемы при НИИ дошкольного воспитания, где под ее руководством проводился целый ряд исследований (Л. К. Беляева, М. И. Богомолова, С. Г. Журат, С. А. Козлова, Н. Ф. Виноградова, Н. В. Мельникова, Э. К. Суслова и др.). Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств. А что в нашем мире является тем самым "близким", тем, что окружает ребенка? Без сомнений, это его семья. Поэтому именно с семьи нужно начинать развитие нравственно-патриотических взглядов у будущего гражданина.

Сейчас, когда наступает вторая пятилетка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", особенно остро встает вопрос об обеспечении действительно верной воспитательной работы в ДОУ. Прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Родине посредством лишь государственного вмешательства не выйдет. Нравственно - патриотическое развитие предполагает активное вовлечение родителей в педагогическую жизнь детского сада по патриотическому воспитанию. Именно родители должны стать для своих чад тем самым ориентиром в воспитании личности, в приобщении к ценностям здорового образа жизни, в формировании нравственно-духовного начала. И роль воспитателя в такой ситуации немаловажна: педагог должен быть наставником и помощником, для осуществления успешных коммуникаций, воспитатель должен создать наиболее благоприятные обстоятельства.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше понял, что Россия - огромная страна, и что каждый проживающий здесь может приложить усилия и внести свой вклад в создание могучей державы. Но для этого нужно с детства совершать такие дела, которые пошли бы на благо своей семьи, на благо своего города, на благо всей страны. Поэтому, считаю, что при построении программы нравственно-патриотического воспитания детей нужно опираться на систему наращивания ценностных ориентиров: от семьи к детскому саду, от детского сада к району, от района к родному городу, от города к стране.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

А закончить я бы хотела словами детского писателя Андрея Алексеевича Усачева:

Каждый мальчик может стать солдатом

По небу лететь, по морю плыть,

Охранять границу с автоматом,

Чтоб свою Отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле

Защитит ворота он собой.

И за друга во дворе и в школе

Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котнку –

Потруднее, чем играть в войну.

Если ты не защитил сестрнку,

Как ты защитишь свою страну?

1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

2. Козлова С. А. Воспитание патриотических чувств // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1980. - С. 45-74

3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв. : В 5-ти т. - Киев: рад. школа, 1980. – Т. 2. - С. 159-443.

4. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2000.

Публикации по теме:

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству,.

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников через воспитание любви к родному городу Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Сложность решения.

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ» Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ» Автор: Косушкина И. И., воспитатель ГКУ СО «РЦДиПОВ».

Традиции семейного воспитания Традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет.

Программа «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека» Пояснительная записка Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной.

Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на основе этнокультурного наследия Сегодня задача развития гражданственности и патриотизма детей имеет чрезвычайную значимость и актуальность. Изменились нравственные ценности,.

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая.

Роль мультфильмов в формировании личности ребенка Психологи убеждены, что роль мультфильмов в воспитании ребенка огромна. Ведь герои мультиков для ребенка — главный авторитет (после родителей,.

Роль патриотического воспитания в формировании личности дошкольника. Одним из важных периодов становления личности человека - является дошкольное детство. В этом возрасте закладываются основы гражданских качеств.

Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников Роль сказки в формировании духовно-нравственного воспитания дошкольников. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 22:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семейного воспитания в формировании чувства гражданственности и патриотизма» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бевз (УИ 370768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД