Кабочкина
Проектирование и проведение сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Публикация «Проектирование и проведение сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, я заметила, что многие игры заканчиваются скучно, неопределенно, без интереса со стороны детей. Чтобы изменить эту ситуацию, мне захотелось подробнее разобраться в вопросах организации сюжетно-ролевых игр. Изучив методическую литературу, я поняла, что каждую сюжетно-ролевую игру нужно «подпитывать» нестандартными ситуациями, решая которые, ребята будут вовлеченнее и заинтересованнее играть, что в работе необходимо следовать определенному алгоритму.
Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры
1. Мотивационный этап - игровая ситуация, подводящая к целеполаганию (сталкиваемся с ситуацией, когда нам надо где-либо навести порядок, оказать кому-либо помощь)
2. Ориентировочный этап - выбираем игру (во что будем играть, кем будем: туристами, поварами, спасателями и т. д. и что будем делать в этой роли)
3. Исполнительский этап – а) игра с затруднением (играем по знакомым правилам, но сталкиваемся с затруднением, новым незнакомым элементом, осознаем затруднение); б) открытие нового знания (первичного представления) или умения (способа действия, игра по новым правилам (узнаем новое, изменяем правила игры, играем по-новому); в) подведение итога и развивающие задания (что нового узнали, чему научились)
4. Рефлексивны этап - рефлексия (проговариваем, какие эмоции испытали)
5. Перспективный этап - выход на самостоятельную деятельность (проговариваем, как можно организовать игру самостоятельно и что для этого есть в группе).
Чтоб игра проходила успешно, педагогу необходимо готовиться к проведению игры, соблюдая ниже приведенный алгоритм.
Алгоритм проектирования сюжетно - ролевой игры педагогом.
1) исходя из темы (дня, недели, месяца и др., выбирает игру;
2) формулирует цель воспитателя (чего хочет достичь воспитатель в результате данной деятельности детей);
3) прогнозирует цель, которую могут поставить дети (во что захотят поиграть);
4) исходя из предполагаемой цели ребёнка, подбирает игровую ситуацию, мотивирующую к данной игре (мотивационный этап);
5) продумывает вопросы, подводящие ребёнка к осознанию или формулированию цели игры (ориентировочный этап);
6) описывает ход игры;
7) продумывает роли и начальные ролевые действия, в том числе свою роль;
8) продумывает игровую среду (атрибуты игры; костюмы; пространство группы и др.);
9) продумывает условия для нестандартных ситуаций и сами ситуации;
10) формулирует задачи (шаги по достижению цели) для каждого этапа игры; соотносит задачи с соответствующими образовательными областями;
11) продумывает вопросы для подведения итогов (исполнительский этап);
12) формулирует вопросы для рефлексии (что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было интересно и т. д.);
13) продумывает, какую игру можно предложить детям для самостоятельной деятельности (перспективный этап).
Следуя данному алгоритму, я решила провести сюжетно – ролевую игру «Повара» в старшей группе.
Выбрав тему, поставила цель воспитателя и цель, которую могут поставить дети:
Цель воспитателя: формирование умения принимать на себя роль, использовать ролевые действия и ролевую речь, как в заданных, так и нестандартных ситуациях в сюжетно-ролевой игре «Повара»
Спрогнозировала цель детей: помочь приготовить обед, поиграть в поваров.
Составила план игры :
1. Подготовить кухню
2. Подготовить одежду для поваров
3. Подготовить посуду
4. Выполнение текущих задач поварами
5. Решение нестандартных ситуаций в игре
6. Приготовление обеда
7. Подача обеда помощником воспитателя, помощь воспитателей в приеме пищи сказочными лесными детенышами
8. Уборка кухни и столов после обеда
Сначала мотивируем детей к игре: в сказочном детском саду заболел повар и некому приготовить обед для сказочных детенышей. Ребятам предлагается приготовить обед для сказочных зверей.
Определяем, какие роли будут в нашей игре, выбираем костюмы и атрибуты. Распределяем роли среди детей. Итак, у нас получилось 2 «повара», 2 «воспитателя», «помощник воспитателя». Повара начали готовить обед, воспитатели рассадили сказочных детенышей на стульчики и стали им читать книгу, помощник воспитателя ставит посуду на стол.
После того, как продукты на суп и компот были разобраны, мне пришлось обратить внимание детей на то, что осталось в корзине (помидоры, огурцы). Что из этих продуктов можно приготовить (первая нестандартная ситуация? Дети решили, что можно еще приготовить салат. Затем, благодаря наводящим вопросам педагога, ребята замечают, что на кухне нет хлеба. Что делать (вторая нестандартная ситуация? Нужно ехать в магазин за хлебом. Появляются новые роли – «водитель» и «продавец». После приготовления обеда, повара выдают блюда помощнику воспитателя, она накрывает на стол. Воспитатели усаживают зверей за столы. У одного сказочного детеныша начинает болеть живот. Что делать (третья нестандартная ситуация? Появляется новая роль – «медсестра». Повара убирают кухню, помощник воспитателя моет посуду, воспитатели укладывают сказочных детенышей спать. Игра окончена.
Я спрашиваю, что сегодня особенно понравилось, запомнилось, было интересно. И предлагаю самостоятельно поиграть в настольные игры «Фрукты-овощи», «Магазин», «Профессии».
Анализируя полученный опыт проведения сюжетно-ролевой игры, с уверенностью могу сказать, что использование выше описанных алгоритм обогащает детскую игру, делая ее более интересной. Ребята полностью включаются в игру, их интерес поддерживается на протяжении всей игры.