Ирина Турбина
Проект по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация
Целью данного проекта является формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Проект будет реализовываться через вовлечение детей в различные виды деятельности: познавательную, игровую, продуктивную, экспериментальную.
Проект будут выполнять дети, педагоги, родители воспитанников. Всего в проект будет вовлечено 3 педагога, 22 ребёнка с нарушениями зрения и их родители.
Публикация «Проект по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Проект : «Зимующие птицы».
Тип проекта : информационно- творческий, детско-взрослый.
Возраст детей: 5-6 лет.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
3. Пополнять развивающую среду по теме проекта.
4. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
5. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
Постановка проблемы
Осенью на прогулках дети с интересом наблюдали, как птицы собирались в стаи, громко кричали, совершая небольшие перелеты, готовясь улетать на юг. Зимой на прогулке дети заметили птиц, за которыми наблюдали осенью.
Судьба этих птиц вызвала у детей бурное обсуждение, искреннее сострадание. У них возник целый ряд вопросов: как птицы переживут зиму? Где добудут себе корм? Как изготовить кормушки? Как и где их лучше расположить?
Почувствовав интерес детей, мы решили разработать проект, в процессе реализации которого у них сформируются элементарные экологические знания о зимующих птицах и помощи человека природе.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Реализация поставленных задач будет проходить в несколько этапов.
I этап. Выбор темы
Что мы знаем?
• Есть зимующие и перелетные птицы.
• Зимующих птиц необходимо подкармливать в зимнее время.
• Птицы питаются хлебными крошками, семечками.
Что еще хотим узнать?
• Какие кормушки предпочитают птицы, как их изготовить?
• Как привлечь птиц на кормушки?
• Какие птицы будут прилетать на кормушки?
• Повадки птиц.
Смогут ли все птицы вместе питаться в одном месте, как будут вести себя во время кормления?
Где мы можем узнать?
• Спросить у воспитателей.
• Спросить у родителей.
• Посмотреть в интернете.
• Рассмотреть познавательную литературу.
• Наблюдать за птицами.
II этап. Сбор сведений
1. Подбор книг и иллюстраций по теме «Птицы».
2. Подбор стихотворений и загадок про зимующих птиц.
3. Подготовка цикла бесед, рассказов о зимующих птицах.
4. Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
5. Подготовка памяток для родителей «Об этом нужно помнить!» (приложение 1, «Правила кормления птиц» (приложение 2, «Изготовим кормушку для наших пернатых друзей» (приложение 3).
6. Подготовка презентации «Зимующие птицы».
7. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц».
8. Сбор корма.
9. Изготовление кормушек.
10. Наблюдения за птицами.
III этап. Реализация проекта
Социально – коммуникативное развитие
• Дидактические игры:
«Кто прилетел к кормушке?», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Задачи: Учить детей определять птиц по внешнему виду. Закреплять знания об образе жизни зимующих птиц. Воспитывать любовь к птицам.
• Настольные игры:
«Домино» (птицы, «Разрезные картинки», лото. Лабиринт «Зимующие птицы».
Задачи: Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде.
• Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».
• Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Задачи: Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
• Разгадывание загадок о зимующих птицах.
• Трудовая деятельность детей:
1. Изготовление кормушек.
2. Чистка кормушек и
подкормка птиц.
3. Изготовления печенья для птиц.
Познавательное развитие
• ФЦКМ «Знакомые незнакомцы»
Задачи: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц.
• Беседы.
1. «Беседа о птицах»
Задачи: Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
2. «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Задачи: Установить связь между формой клюва и питанием птиц. Отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь птицам в зимнюю бескормицу.
3. «Кто заботится о птицах»
Задачи: Обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• Наблюдение за птицами на участке.
Задачи: Закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
Художественно – эстетическое развитие
• Лепка «Птицы на кормушке»
Задачи: Учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; положение головы, крыльев, хвоста.
• Рисование «Красногрудые снегири», «Покормите птиц зимой»
Задачи: Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц. Учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
• Аппликация
«Вот на ветках птички – снегири, синички»
Задачи: Учить детей передавать в аппликации образ снегиря и синички, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину.
• Ручной труд «Красивая птичка»
Задачи: Учить складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, аналитическое мышление.
• Слушание музыки с голосами птиц.
Речевое развитие
• Чтение рассказов и стихов: И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Н. Рубцов «Воробей», «Ворона», Ю. Никонова «Зимние гости».
Задачи: Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Заучивание и рассказывание стихотворений о зимующих птицах.
Задачи: Продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам.
• Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Задачи: Учить внимательно и до конца выслушивать загадки, выделять в них характерные признаки отгадываемого объекта.
• Придумывание загадок о зимующих птицах.
Задачи: Учить детей составлять загадки о птицах с опорой на имеющихся у них знаний.
• Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Угадай птицу по описанию», «Да-нетка»
Задачи: Учить детей формулировать вопросы о птицах, требующих однозначных ответов «да» или «нет». Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
• Викторина «Пернатые друзья».
Задачи: Сформировать представления о зимующих птицах : их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
• Физическое развитие
Подвижные игры:
«Птички и кошка», «Птицы зимующие, птицы перелетные», «Птички в гнёздышках»
Задачи: Учить двигаться по сигналу, развивать ловкость, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу.
«Совушка»
Задачи: Учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать педагога.
• Физминутки «Снегири», «Скачет шустрая синичка».
Зрительная гимнастика «Воробей»
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Задачи: Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Укреплять здоровье детей.
IV этап. Презентация проекта
Электронная презентация «Зимующие птицы».
Памятки родителям «Правила кормления птиц», «Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!»
Викторина для детей «Зимующие птицы – наши друзья» .
Акция «Птичья столовая».
Фотовыставка «Такие разные кормушки» .
Результативность проекта
Расширились представления о зимующих птицах.
Развивающая среда группы пополнилась литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей повысились любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Повысился уровень экологической культуры детей и их родителей.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Обогатился опыт взаимодействия воспитателей и родителей.
Приложение 1
Об этом нужно помнить!
Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками.
А самое ужасное – голод!
Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые - в зимней спячке, а плоды, ягоды, семена трав – под снегом.
Если им не помочь, они могут погибнуть.
- Кто же поможет птицам? Конечно же - мы, люди.
Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят.
Надо спешить! Дорог каждый час!
Приложение 2
Запомните несколько правил, которые необходимо соблюдать, когда кормишь птиц :
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.
Приложение 3
Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!
Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки, и коробки из–под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной каски тоже можно сделать превосходную кормушку.
Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход, чтобы птица не боялась залететь в кормушку.
2. Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
3. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.
4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался.
5. Не забудьте прикрепить шнурок, на котором будет висеть ваша кормушка.