Раиса Тимофеева
Конспект НОД «Наши друзья — зимующие птицы» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Наши друзья - зимующие птицы».
Цель НОД: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
образовательная — расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках и питании;
- формировать умение отвечать полным ответом на вопрос воспитателя;
Публикация «Конспект НОД „Наши друзья — зимующие птицы“ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с миром природы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
развивающая - : развивать связную речь, внимание, память; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки птиц;
воспитательная – воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, любовь к птицам, желание помочь им выжить зимнее время года.
Оборудование: проектор, экран, кормушка; блюдечки со сливочным маслом, мисочки с птичьем кормом, одноразовые ножи, кусок белого хлеба, формочки для выпечки - по количеству детей.
Медиаобъекты: презентация «Зимующие птицы»
Предварительная работа: наблюдение за зимними явлениями в природе.
Наблюдение за зимующими птицами.
Рассматривание репродукций и фотографий с изображением птиц.
Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриев «Снегирь», Г. Скребицкий «Мать и кормилица».
Совместное изготовление детьми и родителями кормушек для птиц (участие в экологической акции «Поможем птицам») .
Словарная работа: разъяснение понятий «оледеневшие», «лакомство»
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Ход непосредственно образовательной деятельности
/Слайд 1/
1. Погружение в тему
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).
Воспитатель читает стихотворение Гайды Лагздынь «Вьюга-завируха»
Все белым -бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт.
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не дает.
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей)
- Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая).
/Слайд 2/
А сейчас, ребята, я приглашаю вас на волшебную лесную полянку, которая может подарить нам интересные встречи.
- «Ребята, а как нужно вести себя в лесу?» (Ответы детей).
- Правильно нужно вести себя тихо, чтобы не спугнуть животных и птиц, бережно относиться к деревьям, кустарникам, не ломать ветки и деревья, а смотреть глазками, любоваться её красотой. Ведь мы гости на лесной полянке. Давайте прислушаемся.
(Звучит запись «Голоса птиц»)
-Чьи голова мы слышали? (Птиц). Правильно птиц, мы уже с вами говорили, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, в теплые края. Как называются эти птицы? (Перелетные). Каких перелетных птиц вы знаете? (Ответы детей).
2. Беседа с детьми о зимующих птицах.
Но есть птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать с нами. Вы знаете, как называют этих птиц? (Зимующие).
Сейчас мы с вами немного поиграем, я буду загадывать загадки о зимующих птицах, а вы попробуйте угадать, что за гости к нам прилетели.
Загадка 1. С грудкой желтой знаем птицу,
Называется (Синица).
/Слайд 3/
Синицей ее называют потому, что она поет: СИНЬ-СИНЬ. Послушайте, как поет синица. (Звучит запись пения синицы). Синичка маленькая птичка с желтой грудкой, с белыми щечками и зеленоватой спинкой.
Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство - это несоленое сало.
Загадка 2. «Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять» (Снегирь)
/Слайд 4/
Послушайте, как поет снегирь. Снегири мелодично посвистывают: «Фью-фью-фью!»
Снегирь, от слова «снег»- он ныряет в снег и купается.
- Посмотрите и скажите, какого цвета шапочка на голове у снегиря? Какого цвета грудка?
(у снегиря на голове черная шапочка, а грудка - красная).
- спросить 2 детей
Снегири любят ягоды рябины. – (попросить повторить 2 детей)
Загадка 3. «Кто в лесу деревья лечит? Простучит, им станет легче» (Дятел.)
Послушаем, как стучит дятел.
/Слайд 5/
- Какой красивый дятел! У дятла голова, шея, спина, крылья - черные, а на голове красная шапочка
У дятла крепкий клюв. Он стучит по дереву, и достает насекомых. У этой птицы самый длинный язык.
Люди называют дятла санитаром леса, (Почему) Он очищает деревья от вредных насекомых, питается дятел жучками, насекомыми.
Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев.
А сейчас я познакомлю вас с еще одной птицей, а может быть вы узнаете ее, кто же это?
5. Звучит аудиозапись голоса сороки
/Слайд 6/
Это сорока. Сорока – крупная птица. У неё голова и крылья – чёрные, хвост тоже чёрный, с красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Сорока – белобока, потому что пёрышки у неё по бокам белые. Зимой птицы перебираются поближе к людям – разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками. Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми …. Сорока громко стрекочет: «Ча - ча - ча!» Сороки - истребляют вредных насекомых и грызунов, переносят семена растений, строят несколько гнёзд, в которых селятся другие птицы. (Сороки любят блестящие предметы.)
/Слайд 7/
6. А эта зимующая птица - Клест
Клест -птичка, размером чуть больше воробья. Отличаются от других птиц перекрещенным клювом.
Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
/Слайд 8/
А сейчас, внимательно посмотрите на экран и скажите, каких зимующих птиц вы ещё узнали. (Ворона, воробей, голубь).
/Слайд 9/
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер.
Физкультминутка (Дети превращаются в птиц)
Снегом засыпаны лес и поля, (плавные движения рук из стороны в сторону)
Спит под сугробами крепко земля. («спят»)
Ищут, ищут птицы (повороты тела из стороны в сторону, рука как козырёк)
Чем бы поживится.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду. (разводят руки в стороны)
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться! («приглашают птиц»)
Вот на ветках, посмотри, (Дети руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают руками грудку)
Распушили пёрышки, (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Головой вертят, (Повороты головой влево, вправо)
Улететь хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метель/Слайд 10/
3. Дидактическая игра «Какой птички не стало»
На экране изображения 7 птиц. Воспитатель просит детей закрыть глаза. Одна из птиц «улетает» – дети вспоминают какой птицы не стало.
Что общего у всех птиц?
(голова, два глаза, два крыла, две лапы, клюв, хвост, тело птиц покрыто перьями)
4. Продолжение беседы о зимующих птицах
Зимующие птицы ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, в метели и сильных морозов очень трудно находить корм. Бывает, ветки деревьев покрываются ледяной коркой, что также затрудняет добывание корма. Птицам бывает невозможно вытащить насекомых из щелей коры или склевать оледеневшие ягоды и почки. При постоянном недоедании в зимнюю стужу, многие птицы голодные, ослабевшие погибают. Поэтому птички в зимнее время приближаются к жилищам людей. И если мы будем подкармливать птиц, то поможем пережить зиму пернатым друзьям.
Ребята, а вы хотите помочь зимующим птицам пережить зиму?
Вы с родителями делали кормушки для птиц, которые мы повесили и еще повесим на нашем участке (показывает кормушку, а сейчас я предлагаю вам приготовить лакомство для птиц.
Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»
Мы кормушку смастерили, (Стучат кулачками)
Мы столовую открыли. (Вращают кулачки)
К нам синицы прилетели, (перекрещивают прямые ладони «машут крыльями»)
Снегири и свиристели (Сжимают и разжимают кулачки)
Три вороны, воробьи (Массируют пальцами правой руки левую ладонь)
Пять сорок, еще клесты (Массируют пальцами левой руки правую ладонь)
Будут все в столовой нашей (Потирают ладони друг о друга)
Лакомился вкусной кашей,
5. Приготовление лакомства для птиц.
Воспитатель предлагает детям пройти к столам. Показывает способ приготовления лакомства для птиц. Формочкой надавливаем на кусок хлеба. Полученную форму обильно смазываем маслом с помощью пластикового ножа (напомнить о технике безопасности). Обваливаем все в корме для птиц.
Лакомство относим в кормушку
- Ребята, теперь мы вынесем наше лакомство на улицу, на холод, когда оно немного застынет, мы проденем шнурочки и повесим его в кормушку или развесим на деревьях. Наше угощение будет полностью готово.
Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на занятии? (как зимуют птицы, что птицам нужно помогать).
- Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
- Как мы можем им помочь? (развешивать кормушки, кормить)
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И поют, чирикая,
«Спасибо вам великое!»