Александра Колесникова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим) (подготовительная группа)
Тема: Птицы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
1. Развивающие задачи: развивать связную речь, зрительную память, внимание; развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
2. Обучающие задачи: закрепить знания детей о перелетных птицах, пролетных и зимующих птицах умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой); побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов. Активизировать познавательную деятельность через экспериментирование.
3. Воспитывающие задачи: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Материалы и оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», аудиозапись «Голоса птиц», мяч, пуховые и маховые перья птиц, карандаши, лист бумаги, маски птиц.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов. Чтение художественных текстов; Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок. Чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.
Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птицна иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Совушка - сова».
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Пальчиковая гимнастика:
Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)
Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)
Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова (Рисуют в воздухе руками круг).
Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?
Словарная работа
Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
Воспитатель:
- Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Проходите в научную лабораторию.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
Д/и «Угадай, что за птица» (1 задание)
Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает каждому ребенку картинку с изображением птицы :
кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.
Упражнение: «Птицы Кемеровской области» (2 задание)
Воспитатель:
- Выберите иллюстрации, на которых изображены птицы кемеровской области.
Игра «Назови лишнюю птицу» (3 задание) (дети сидят на стульях)
(На фланелеграфе выставлены картинки с изображением птиц : ласточка, грач, кукушка, соловей, гусь.
Воспитатель:
- Какая птица лишняя? Почему?
- А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
- Какую пользу приносят дикие птицы? (уничтожают насекомых).
Воспитатель:
- Ребята закройте глаза (картинки с птицами педагог переставляет местами, вместо гуся ставит ворону)
Воспитатель:
- Какая птица лишняя? Почему?
- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (нечем питаться, негде жить, холодно.)
Воспитатель:
- Закройте глаза (педагог картинки с птицами переставляет местами, вместо вороны ставит орла)
- Какая птица лишняя? Почему? (орел хищная птица, он охотится за мышами и другими животными).
Разминка: подвижная игра «День и Ночь»
Правила и описание игры: выбирается водящий – сова. Сова сидит в гнезде. Остальные дети – мелкие зверюшки и птички (зайцы, мыши, кроты, куропатки). По команде ведущего –воспитателя «день» сова спит, а остальные игроки бегают, прыгают. По команде «ночь» все игроки замирают, просыпается сова. Она летает между замершими игроками. Кто пошевелился – становиться новой совой. Если поймано несколько игроков, то сова выбирается по считалки.
Задача совы: быть внимательной и поймать тех, кто шевелится.
Задача игроков: не попасться сове.
Игра повторяется 3 раза, затем занятие продолжается.
Упражнение: «Загадка» (5 задание).
Воспитатель:
- Выберите картинку с изображением птицы и загадайте про нее загадку своим товарищам (дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, берут одну и загадывают про нее загадку).
1. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
2. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
3. Я пою лучше всех птиц (Соловей)
4. Я черненькая, маленькая, стою свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (Ласточка)
5. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
6. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
7. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса – это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
8. Упражнение «Почему птицы летают» (6 задание).
Воспитатель:
- Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).
- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое, где они расположены? (на теле птицы)
- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).
- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).
Воспитатель:
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?
Физкультминутка «Хочу стать птичкой»
Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.
На доску вывешиваются фотографии яиц птиц. Воспитатель говорит, каких птиц эти яйца.
В: а зачем птицам яйца? (из них вылупляются птенцы).
дальше идет беседа о росте и развитии птенцов сопровождаемая иллюстрациями.
Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”(4 задание).
Воспитатель:
- Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
Педагог читает предложения, дети заканчивают их.
- Весной птицы строят гнезда, потому что (собираются выводить птенцов).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
- У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)
- У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)
- Все люди любят слушать соловья, потому что (он красиво поет)
- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
Релаксация.
Воспитатель:
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
Воспитатель:
- А нам пора возвращаться в группу.
Превращение.
Воспитатель: -
Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
Заключительная часть.
Воспитатель:
- Что понравилось на занятии?
Беседа «Птицы и люди»
Воспитатель:
- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
- Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.
- Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.