Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие и кочующие птицы»

Ольга Торопова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие и кочующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1583 имени К. А. Керимова»

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему:

"Зимующие и кочующие птицы".

выполнила Торопова О. Е. Москва 2018

«Зимующие и кочующие птицы»

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему „Зимующие и кочующие птицы“» размещена в разделах

Цель:

Познакомить детей с птицами, которые остаются зимовать, теми, которые прилетают зимовать в наши края. Повторить названия птиц перелётных.

Задачи:

1. Знакомить детей с понятием «зимующие птицы»;

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

3. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д. ;

Зерно, крупа, крошки хлеба, несоленого сала.

4. Знакомить с понятием «кочующие птицы».

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

5. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Тип занятия:

Усвоение новых знаний.

Форма занятия:

Тематическое занятие.

Продолжительность занятия: 20 минут

Участники: Дети, воспитатель.

Возраст обучающихся:3-4 года

Оборудование: Интерактивная доска,

Фонограмма: «Зимняя вьюга» (звуки природы, презентация c картинками зимующих птиц.

Предварительная подготовка: Чтение Е. Чарушина «Воробей», наблюдение за птицами на прогулке. Обсуждение повадок и внешних признаков воробья, синицы, вороны, сороки.

Методы и приёмы работы с детьми:

Дети сидят на стульчиках перед доской.

Структура занятия:

Этап занятия Содержание Время

Организационный момент Фонограмма, чтение стихотворения воспитателем, беседа с детьми 4 минуты

Основная часть Просмотр слайдов, отгадывание загадок, рассказ воспитателя о каждой птице, её особенности 13минут

Заключение Подведение итогов: о ком узнали на занятии, какие птицы зимующие, каких мы называем кочующие? 3 минуты

Ход занятия:

Организационный момент.

Звучит фонограмма вьюги. (запись на флэш карте «звуки природы, голоса птиц»)

Воспитатель: читает стихотворение Я. Купала «Зима».

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала —

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом —

Стало всюду пусто, глухо.

Не звенит река волною

Под одежкой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

Воспитатель:

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Какое время года наступит, когда закончится осень? Задует холодом, запорошит снегом землю, заморозит реки и озера?

Дети: Зима.

Воспитатель:

Зимой наступит самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?

Ответы детей: Нет, некоторые птицы улетают в теплые края.

Воспитатель:

-Как мы их называем?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Вспомните, какие это птицы?

Дети: Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей.

Воспитатель: Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет).

Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются и зимуют здесь. А как назвать этих птиц одним словом?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами. (Загадывание загадок)

Динамическое упражнение:

Ветер дует нам в лицо, дети ручками машут на себя, обдувая.

Закачалось деревцо, качают поднятыми руками над головой.

Ветерок всё тише, тише, замедляют движения.

Деревцо всё выше, выше потянуться.

Показ презентации. Слайды № 1 и 2.

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и кочующие птицы» в средней группе.

Слайд 2

Зимующие птицы нашего города. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой: Синица Воробей Голубь Ворона Дятел Сорока Поползень. А есть птицы — гости, их называют «кочующими». Они прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости Снегирь Свиристель Клёст Чечётки

Слайд 3

Синица

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала.

Слайд 4

Воробей

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

(Воробей)

Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Слайд 5

Голубь

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь.)

У голубей туловище светло-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги и ультрафиолетовые лучи. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.

Слайд 6

Ворона

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

(Ворона.)

Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

Слайд 7

Дятел

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей.

Слайд 8

Сорока

Длинный хвост и с белым боком,

А летает не высоко.

Хочет всё стащить с наскока!

Это хитрая.

(Сорока).

Сорока – одна из самых известных птиц. От других видов птиц семейства вороновых, она отличается небольшими размерами, характерной чёрно-белой окраской и длинным ступенчатым хвостом. Сороки также славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам

Слайд 9

Поползень

Тащит в дупла лип упорно

Желуди, орехи, зерна,

Как заправский кладовщик

Бойкий … (Поползень) ямщик.

Поползень - красивая птица. Спинка серо - голубая, брюшко светлое. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска. Тело поползня кажется плотным, широким. Поползни "ползают" по стволу дерева, исследуя его в поисках пищи. Они внимательно осматривают каждую щёлочку, трещинку в коре. В них прячутся жуки, паучки и другая добыча. Он может передвигаться даже вниз головой.

Слайд 10

Снегирь

Прилетели на зимовку,

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя –

Любим птичку –

(Снегиря.)

Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые.

Слайд 11

Свиристель

Северные гости

Клюют рябины грозди,

Так нарядны и ярки,

На головках – хохолки

(Свиристели)

Зимой в наших лесах можно услышать звонкое " свири - свири - свири " - так поёт небольшая птица, наверное, из - за своей песни она и получила название "свиристель ". Свиристель - красивая птица. Оперение плотное, шелковистое. Спинка тёмная, коричневая. На крыльях и хвосте заметны яркие полоски белого, чёрного и жёлтого цветов. Под клювом и около глаз чёрные пятнышки. А на голове украшение - большой хохолок серовато - розового цвета.

Слайд 12

Клёст

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё!

Поёт со свистом.

(Клёст)

Клеста всегда легко узнать по его клюву – он похож на крестик. И нужен птичкам, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Слайд 13

Чечётка

Птичка, словно на балу,

«Шлёп - шлёп» лапкой по полу,

И кричит «че-че-че» чётко.

Это — шумная.

(Чечётка)

Чечетка – певчая птичка. Окраска довольно яркая: лоб самца, передняя часть темени, грудь и зоб малиново-красные, на горлышке присутствует черное пятно. Плечевые перья, задняя и передняя части спины буровато-серые с мелкими пестринами, серые рулевые и маховые перья с коричневатой окантовкой, малиново-розовое надхвостье. Птица обладает желтым клювом с сероватым надклювьем. У самки беловато-серая грудка также с темными пестринами и белое надхвостье. Пение чечетки представляет собой длительное щебетание с трелями. Поют в основном самцы, хотя и среди самок встречаются особи, обладающие певческими способностями.

Слайд 14

Как живут птицы зимой? Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Слайд 15

Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз вспомним, какие же птицы зимуют рядом с нами?

Дети: воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица.

Воспитатель: Как мы их назовём одним словом? Почему?

Дети: Зимующие. Они не улетают в тёплые края.

Воспитатель: Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А чем отличаются?

Дети: Расцветка оперения.

Воспитатель: Ребята, скажите, какая бывает зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой? Почему? (Птицам голодно, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)

Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками.

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи.

Сорока питается семенами растений.

Дятел питается личинками, семенами шишек.

Голубь питается крупой, хлебом, хлебными крошками.

Заключение:

Воспитатель:

- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?

- Какие птицы зимуют рядом с нами?

- Как птицы живут зимой?

- Как надо помогать зимующим птицам?

- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Литература:

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» Москва ОЛМА Медиа групп 2015.

Интернет приложение: MAAM.ru

Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова «Организация деятельности детей на прогулке» Волгоград. Изд. 3-е.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Посуда»Фотоотчет о занятии по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Посуда» Цель занятия уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; уметь называть части посуды.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные и птицы» Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные и птицы» Цель: Расширение знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в средней группе «Птицы — наши друзья» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Здоровье» Задачи: *Закрепить у детей представление о перелетных птицах.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Прилетели птицы к нам погреться» Цель: Экологическое воспитание с элементами развитие речи. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье»,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Домашние птицы» Цель: формирование представлений детей о домашних птицах. Задачи: продолжать знакомить детей с домашними птицами; развивать словарный запас,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы нашего края» Программное содержание: Учить детей различать и называть зимующих и перелетных птиц, классифицировать их по определенному признаку, учить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему «Овощи и фрукты» «Овощи и фрукты». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1 младшей группе. Задачи: Систематизировать и обобщить представление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Родной край. Жигулевск» Материалы и оборудование:глобус, карта России, ветки клена, бревнышки, крылатки, удочки, пластмассовые рыбки. Цель:уточнение и закрепление.

Ознакомление с окружающим миром и миром природы «Зимующие птицы» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Зимующие птицы». Образовательная область: познавательное развитие. Микушина.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Насекомые» Задачи: 1. Учить детей выделять главные признаки насекомых: членистоногое тело, шесть ног, крылья, усики. 2. Закреплять представления детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие и кочующие птицы»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 21:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие и кочующие птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Торопова (УИ 1294590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД