Светлана Асташевская
Проект «Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального воспитания детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Формирующаяся психика ребенка чутко реагирует на всевозрастающие негативные воздействия среды, плохую экологию и напряженность в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и физическое здоровье детей. Здоровый образ жизни должен занимать первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.
Публикация «Проект „Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального воспитания детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Младшая группа
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В наше дошкольное учреждение поступают дети раннего возраста. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – зачастую тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу, а затем к болезни. Для успешной адаптации и дальнейшего комфортного пребывания в ДУ необходимо сформировать у ребенка положительную установку на детский сад, помочь успокоиться, расслабиться, снять напряжение, создавать атмосферу тепла и внимания. Все это возможно лишь при одном условии: если ребенок не болеет. Отсюда возникла необходимость включить в музыкальные занятия помимо обязательных видов деятельности оздоровительные упражнения.
Вид проекта : творческий
Участники проекта : музыкальный руководитель, дети I-й младшей группы «Радуга, «Ягодка», воспитатели.
Срок реализации: долгосрочный.
Цель: разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие
каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Гипотеза: развитие музыкальных способностей детей раннего возраста и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Методическое сопровождение проекта :
«Логоритмика для малышей» М. Ю. Картушиной – М., Сфера, 2008;
«Музыкальные занятия» О. Н. Арсеневской – Волгоград, изд. «Учитель», 2012;
"Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" О. Н. Арсеневской - г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
Планирование работы
Этапы работы Виды деятельности Сроки
1 этап - организационный Разработка системы оздоровительных упражнений и включение их в календарно-тематическое планирование музыкальных занятий Август 2014г.
2 этап - практический Организованная образовательная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий В течение года
3 этап – заключительный Открытое мероприятие по результатам проведенной работы Апрель 2015г.
Содержание и структура проекта.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.
Все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники проходят непосредственно в групповых комнатах. Групповые помещения соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям: хорошее естественное и искусственное освещение, просторное место с большим ковром для проведения музыкальной образовательной и самостоятельной деятельности младших дошкольников. В каждой группе имеется:
• хорошо настроенное пианино;
• музыкальный центр или магнитофон;
В музыкальном кабинете в секционной стенке располагаются:
• музыкальная и методическая литература;
• дидактический и игровой материал;
• детские музыкальные инструменты;
• танцевально-игровая атрибутика;
• коллекция записей музыкального материала.
Для реализации целей и задач музыкального воспитания в нашем детском саду создана богатая музыкальная предметно-развивающая среда, способствующая раскрытию потенциала ребенка и позволяющая педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс.
ФГОС ставит перед нашим педагогическим коллективом серьезные задачи. Одна из них – организация образовательного процесса с младшими дошкольниками не только в процессе непосредственной образовательной совместной деятельности детей и взрослых, но и в самостоятельной детской деятельности, и во время режимных моментов. В нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для развития как организованной, так и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Вид занятий – фронтальные. По содержанию – типовые, тематические, комплексные, интегрированные.
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий :
• валеологические песенки-распевки;
• дыхательная гимнастика;
• артикуляционная гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• игровой массаж, самомассаж;
• пальчиковые игры;
• упражнения для осанки;
• речевые игры;
• музыкотерапия.
Обязательное музыкальное приветствие, которое включает в себя отдельные приёмы психогимнастики – помогают мне создать психологический комфорт на занятии, вызвать чувство радости у детей. Основной целью данной части занятия является развитие умений управлять своими эмоциями, которые являются жизненно важным приобретением, пресекающие ряд заболеваний. Используя в своей работе упражнения по музыкальному аутотренингу, целесообразно наблюдать за правильностью мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию. В своей работе использую варианты психогимнастики разработанные М. А. Давыдовой.
Дыхание – это синоним жизни и имеет сверхважное значение. Дыхательные упражнения способны нормализовать состояние организма и настроить на волну здоровья. Восстанавливая правильную ритмику дыхания, можно добиться колоссального оздоровительного эффекта. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Работа, включающая дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса, что помогает укрепить и развить дыхательную мускулатуру, повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Артикуляционная гимнастика готовит речевой аппарат к постановке звуков, способствует развитию артикуляционной моторики, стимулирует функцию речедвигательного аппарата.
Очень любят дети гимнастику для пальчиков, которую провожу с пропеванием или с проговариванием текста. Систематические упражнения для пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память, внимание ребенка, соединяют пластику с выразительным мелодическим интонированием.
Гимнастику для глаз использую для снятия у детей зрительной нагрузки, развития остроты зрения, применяя при этом схемы зрительных траекторий для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глаза, головы и туловища в позе свободного стояния. На шкафу или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую–либо игрушку или фигуру. А приятная музыка, звучащая во время их выполнения создает положительный эмоциональный настрой.
Благоприятно воздействуют на организм различные виды самомассажа, которые провожу в игровой форме с музыкальным сопровождением. Во время проведения дети знакомятся с пользой точечного массажа и самомассажа, которые стали неотъемлемой частью занятий. В основном используется самомассаж активных точек на пальцах рук, некоторых точек на голове, лице и ушах. Дети с большим удовольствием «лепят», «мнут», «разглаживают» свое тело. Точечный самомассаж проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды и особенно показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.
В последнее время увеличилось количество детей с неправильной осанкой. Упражнения для укрепления мышц спины и шеи – отличное профилактическое средство. Использую различные музыкальные игры : подвижные, ритмические, речевые, музыкально-дидактические, игры-инсценировки с элементами импровизации.
Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Изучая систему занятий по развитию чувства ритма у детей М. Ю. Картушиной я обнаружила множество замечательных упражнений, которые лаконично вписываются в любое музыкальное занятие. Применяемые логоритмические упражнения, способствуют развитию двигательных функций и речи.
Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы : звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.
Все здоровьесберегающие технологии, каждая по-своему, способствуют развитию психологической и физической комфортности детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие, снимают напряжение во время занятий, игр, активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процесс утомления.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Анализ результатов
Применение инновационных здоровьеберегающих технологий способствует оздоровлению детей, что доказывают данные отчетов медицинских работников ДУ - заболеваемость к концу года в среднем снизилась на 17% по сравнению с началом учебного года.