Надежда Антропова
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
Тема «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори»
Автор:
Антропова Надежда Александровна
Цель:
Знакомство родителей с методами развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетенции родителей в способах и методах развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
2. Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов с родителями.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Представление игр на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе М. Монтессори.
Материалы и оборудование:
Презентация PowerPoint, картотека игрового самомассажа, картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори, картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста, прищепки по количеству участников, игры: «Чего не хватает?», «Разложим по порядку», «Фигурки из гвоздиков», «Коробочка с тканями», «Божья коровка», «Бумажные шарики и улитки», «Кто что ест?», «Ищем клад», «Юный сортировщик», «Посыпаем дорожку», «Больше и меньше», «Веселые прищепки», «Солнышко, свети!», памятки «Весело играм – моторику развиваем!».
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть:
Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы рады приветствовать на мастер-классе «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори».
Термин «мелкая моторика» включает в себя комплекс координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук. Эти мышцы отвечают не только за умение ребенка делать что-то руками, но и стимуляцию активного развития головного мозга ребенка. В настоящее время учеными доказано, что кисть руки является таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат, именно в виду своего анатомического расположения на коре головного мозга. Развитие двигательной активности кистей рук, а также тонких движений пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевую зону. Кроме того, работа пальчиками, разнообразные увлекательные и интересные игры с мелкими предметами оказывают положительное влияние на память, внимание и словарный запас ребенка. Способов развития мелкой моторики великое множество : пальчиковая гимнастика, самомассаж, лепка из пластичных материалов, игры с крупами, водой, песком и т. д.
В системе Марии Монтессори для развития мелкой моторики рук разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Все упражнения системы имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать это самому». Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий.
Все упражнения на развитие мелкой моторики мы начинаем с игрового самомассажа или пальчиковой гимнастики.
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж проводим с различными предметами (цветными карандашами с ребристой поверхностью, бельевыми прищепками, шишками, ковриком «травка», шариками Су-джок, массажными мячами) и без них.
Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития рук и пальцев, оказывающий благотворное влияние на организм ребенка, активизируя развитие его умственных способностей.
2. Основная (практическая) часть.
А сейчас мы переходим к практической части. Начнем мы с игрового самомассажа. Возьмите, пожалуйста, по одной прищепке в левую руку и выполняйте движения в соответствии с текстом:
Мы веселые прищепки,
Коль поймаем держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
Указательный поймаем
И немного покачаем!
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем!
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем!
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы закончили играть.
Пальчики свой встряхни
И немного отдохни!
Замечательно, все справились!
А сейчас, следуя теме мастер-класса, мы предлагаем вам ознакомиться с развивающими играми по методике М. Монтессори и опробовать их на практике.
(Родители подходят к столам, на которых разложены игры по методике М. Монтессори. Педагоги знакомят участников, объясняют методику проведения игровых упражнений, вовлекают участников мастер-класса в процесс).
«Бумажные шарики и улитки».
Игры с бумагой – также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от вас особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
«Разложим по порядку»
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов, справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите ребенку: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, тремя пальцами (покажите). Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусин.
«Посыпаем дорожку»
Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы ребенок учился равномерно распределять материал.
«Коробочка с тканями»
Для игры вам необходима коробочка, по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть и т. д.). Покажите ребенку три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре. Перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками. Когда ребенок поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани. Вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
«Больше – меньше»
Возьмите для игры бутылочки, пузырьки, банки с крышками разного размера. Отвинтите крышки. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите ребенку проделать эти же процедуры. Внимательно наблюдайте за его занятием. Чтобы оживить игру, можно спрятать в баночки небольшие сюрпризы (мелкие игрушки, цветные камушки и т. д.).
«Божья коровка»
Вырежьте из красной бумаги большую «божью коровку» и к ней – несколько маленьких кружочков из черной бумаги. Пусть ребенок, вместе с вами наклеивает черные точки на коровку. Так же черные точки можно делать из пластилина. Отличное упражнение для развития мелкой моторики.
«Ищем клад»
В большую емкость насыпьте крупу (манку, гречку, перловку, ячневую и т. д.) и бросьте туда мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, пуговицы, монетки или любые другие мелкие предметы. Попросите ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ (любая коробочка или мисочка). Вначале нужно показать ребенку, как это нужно делать, а потом отпустить его в свободное плавание. Искать клад можно и с помощью маленького ситечка или ложечки.
«Юный сортировщик»
Сортируем макароны и фасоль. Для этого в большую емкость насыпаем несколько видов макарон и бобовых, а затем просим малыша их отсортировать и разложить в отдельные коробочки. Количество видов макарон и бобовых зависит от возраста ребенка. Для детей раннего возраста подойдут всего два вида макароны и фасоль, для деток постарше три вида макарон, фасоль и горох.
«Солнышко, свети!»
Для проведения игры необходима заготовка – солнышко: вырезаются два круга из желтого картона, склеиваются, с одной стороны рисуется грустное лицо, с другой – веселое. Ребенку можно рассказать сказку: «На небе жило-было солнышко, и вот оно потеряло свои лучики. С тех пор солнышко грустит. Чтобы развеселить солнышко, нужно прикрепить к нему лучики!» Взрослый показывает, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, кода все лучики будут на месте, надо повернуть солнышко другой стороной и обратить внимание ребенка на то, какое оно стало веселое. Обязательно нужно похвалить ребенка за старание.
«Кто что ест?»
Для игры понадобятся прищепки, на которые прикреплены мордочки животных, а также круг, который разделен на сектора, с изображением пищи для животных. Первоначально прищепки можно просто показывать и объяснять какое животное что ест. После того как ребенок хорошо усвоит материал можно будет попробовать более сложный вариант игры. Предложите ему выбрать из двух вариантов что ест собака, травку или мясо. Когда ребенок будет легко справляться и с этим заданием, то можно будет просто раскладывать полный комплект прищепок с животными и предложить покормить их едой.
«Чего не хватает?»
Для этой игры необходимо из картона вырезать шаблоны животных, овощей и т. д., подготовить прищепки разного цвета. Предложите ребенку доделать недостающие детали предмета. Когда ребенок выполнит задание, можно предложить ему обыграть свое творение.
«Фигурки из гвоздиков»
Это очень увлекательная игрушка для малышей – доска с гвоздиками, к которой прилагаются резинки. С помощью резинок на доске создавать разные фигуры и рисунки. Для начала познакомьте ребенка с планшетом, покажите, как одевать и снимать резинки. Уже с трех лет ребенок может создавать разные фигуры и простые рисунки под руководством взрослого. Постепенно усложняйте задания и не забывайте давать ребенку волю для его собственного воображения.
«Веселые прищепки»
Прищепки – это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите ребенку как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке. Со временем задачу можно усложнить попросите ребенка закрепить прищепки на натянутой веревке. Можно, также, прикреплять прищепки одну к другой таким образом, чтобы получилась змейка, поезд и т. д.
А сейчас вашему вниманию мы предлагаем презентацию реализации проекта «Помоги мне сделать это самому!» в первой младшей группе.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
«Творческая палитра эмоций и настроения».
На макет палитры необходимо поместить цветовые обозначения ваших эмоций и настроения, полученных на сегодняшнем мероприятии:
- «Меня удивило, всё для меня ново, буду использовать» (красный цвет).
- «Было интересно, очень полезно» (жёлтый цвет).
- «Познавательно, частично знакомо» (зелёный цвет).
- «Знакомо всё, иногда применяю» (синий цвет).
Итог
Подводя итоги, хочется отметить, что значение развития мелкой моторики в раннем возрасте очень велико. Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разных бытовых и учебных действий Кроме того, занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук доставляют детям радость, создают положительный настрой.
На этом наш мастер-класс окончен! Спасибо за внимание!
(В заключение вручаем памятки («Весело играм – моторику развиваем!»)