Ольга Гордеева
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития
для детей раннего возраста с синдромом Дауна.
уна[/b]
Перспективы развития детей с синдромом Дауна
Публикация «Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Это период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст - период для формирования интеллекта, развития всех основных психических процессов, творческих способностей, в том числе музыкальных.
У детей с синдромом Дауна всегда имеются нарушения высших психических функций, степень нарушений которых варьируется от легкой недостаточности - до грубой.
Несмотря на это дети с синдромом Дауна теперь активно участвуют в жизни общества. Для них открылись реальные возможности играть и учиться вместе с другими детьми, в общем, для всех мире. За этими возможностями появляются следующие, например перспектива жить насыщенной жизнью, в том числе общаться, учиться и работать.
Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности (и вообще, каковы они, тем успешнее их интеграция в общество.
Музыкальное воспитание детей с синдромом Дауна охватывает все направления. Качество этой работы, имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.
Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с синдромом Дауна снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков.
Наблюдая за тем, как играет ребенок, можно получить ряд данных необходимых для выработки правильной стратегии обучения.
Младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимодействие с взрослым.
Выделяется целый ряд особенностей сигнального поведения ребенка с синдромом Дауна : так, например, контакт глаз и социальная улыбка появляются позже, они менее длительны и потому малозаметны для взрослого.
Детям раннего возраста с синдромом Дауна доступна элементарная музыкальная деятельность, поскольку в этом возрасте начинают проявляться первые музыкальные предпочтения и интересы. При этом успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми.
Игровые технологии и их принципы
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и реализуются в соответствии со следующими принципами:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип связи и обучения с жизнью и практикой;
- принцип педагогической поддержки.
Основной метод - «вовлекающий показ».
Поскольку внимание детей с синдромом Дауна в раннем возрасте непроизвольное, для поддержания интереса каждый игровой момент музыкального занятия или театрализованного показа, имеет вариативную форму, причем самое активное участие в нем принимают взрослые, что способствует успешному усвоению материала детьми.
Игровая форма разучивания движений помогает каждому ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. В целом же игры ориентированы на включение детей в разные виды деятельности:
-слушание музыки (иллюстрированный показ и беседа о произведении);
-пение (подпевание);
-музыкально-ритмические движения (танцы, развитие основных движений под музыку);
игра на детских музыкальных инструментах;
Музыкальный материал занятия дети осваивают с помощью музыкально-ритмических упражнений под музыку; ориентируются на подражание музыкальному руководителю; взаимодействуют с предметами; эмоционально откликаются на отношение взрослого к происходящему процессу.
Кроме того, с учетом особенностей детей раннего возраста в занятие включены различные музыкальные игры-забавы и пальчиковые игры, направленные на развитие внимания, активного слушания и мелкой моторики.
Это способствует повышению познавательной активности детей с разным уровнем двигательной активности, снятию эмоционального напряжения.
Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями постепенно с каждым новым занятием включаются в творческий процесс.
Основные задачи музыкально-развивающих занятий
На музыкальных занятиях поддерживается и развивается в детях стремление действовать самостоятельно, двигаться под музыку с творческими элементами выразительности.
Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует основные эмоциональные чувства, стимулирует социальное развитие ребенка.
Организовывая этот вид работы, необходимо создавать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту : экспрессивно-мимические, предметно-действенные и певческо-речевые.
Средства общения
Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.
-Имитирует жесты и действия окружающих - во всех песенках.
-Участвует в общей игре, организуемой взрослым - во всех песенках
-Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей - «Бубен».
-Участвует в ситуации диалога - «Где же наши ручки», «Птичка», «Собачка».
-Выделяет себя как личность благодаря поименному называнию каждого в песенках.
-Инициирует общение- «Курочка и цыплята».
-Участие в ситуации круговой беседы, использование материального символа (колокольчик, бубен) при выделении активного участника беседы.
Особенности развития музыкально-познавательной деятельности у детей
с синдромом Дауна (когнитивное развитие)
Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом для обучения.
Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а так же причины ее нарушения у таких детей, можно выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.
При анализе музыкального развития детей с синдромом Дауна можно отметить следующие моменты:
• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии развития.
• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно развивающегося сверстника, однако ребенок с синдромом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.
• Включение усвоенных навыков в музыкальной деятельность происходит на основе тех же принципов, что и в норме.
• Характерный для нормы временный регресс, сопровождающий переход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные навыки, а их единство и взаимодействие.
• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.
• Относительно часто встречаются нарушения зрительного восприятия в виде физических нарушений зрения (миопия, астигматизм и т. д.)
• Возможны трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте.
• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.
Восприятие
• Снижен темп восприятия: требуется более длительное время для узнавания объекта.
• Ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия.
• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения совмещения образов, полученных от одного и нескольких анализаторов.
Внимание
• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие могут значительно повлиять на внимание ребенка.
• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, может быть причиной нарушения внимания.
Память
• Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.
• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания.
• Аффективная память не имеет значительных отклонений.
• Больше всего страдает извлечение информации.
• Для запоминания требуется большое количество повторений.
Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо - потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам.
Во-первых, Вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любой воспитатель.
Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну, и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.
Мишка косолапый
Мишка косолапый, По лесу идет
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает, Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
Ладошки
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгаем, как зайчик)
Лады - лады
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
Игра «Передай мяч»
Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.
Музыкальный материал : «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Движения, используемые в игре : плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.
Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг.
Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.
Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.
Примечания: Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки (тихо-громко).
В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.
Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.
ИГРА "СОБАЧКА"
Методические пояснения: все действия выполняются согласно тексту игры.
Можно использовать игрушку или маску. Роль собачки выполняет воспитатель или наиболее активный ребенок.
Ты, собачка, не лай,
Наших деток не пугай!
Наших деток не пугай,
Лучше с нами поиграй.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.
Выходи к нам поскорей,
Догоняй нас веселей.