Подстрахова О. А.
Здоровьесберегающие технологии в жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
.«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Здоровье - это та вершина, которую
каждый должен покорить сам»
В. Шененберг
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. В последнее время идет интенсивное развитие современного общества, что предъявляет более высокие требования к здоровью человека. Тема здоровья была всегда актуальна для всех времен и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. И в первую очередь актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому в системе образования проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни приобретает особое значение. В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги совместно с родителями должны вместе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая с дошкольниками, мы видим, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Анкетирование родителей воспитанников показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий и даже от здорового соперничества в подвижных играх. По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, которые направлены на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Одним из путей решения этой проблемы в ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического и музыкального воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Здоровьесберегающие технологии надо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, это необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.
Здоровьесберегающие технологии, которые внедряются в ДОУ:
технологии сохранения и стимулирования здоровья : пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры и т. д. ;
технологии обучения здоровому образу жизни : система мероприятий по оздоровлению детей в детском саду : точечный массаж, спортивные праздники;
коррекционные технологии : арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, и т. д.
Дома можно использовать следующие здоровьесберегающие технологии :
1. Валеологические песенки – распевки
2. Дыхательная гимнастика (занятия включают упражнения дыхательной гимнастики). Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей.
3. Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органовартикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на занятиях:
Развивать певческие способности детей.
Формировать артикуляцию различных звуков.
Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности
движений языка и губ.
Развивать музыкальную память, запоминания текста песен, внимание.
Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
4. Пальчиковые игры. Они служат для развития ручной мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения превращаются в увлекательную игру, обогащают внутренний мир ребенка и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
5. Музыкотерапия. Музыкотерапия – важная составляющая музыкально– оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
Внедряя в домашний быт комплексное сочетание этих технологий, мы пришли к выводу что:
1. У детей повышается интерес.
2. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
3. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности. 4. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
5. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка. Домашние занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Результатами использования в повседневной жизни дошкольника здоровьесберегающих технологий работы являются :
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности