Лариса Бокова
Проект «Этот удивительный космос» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
в старшей группе №4 детского сада №8 «Звёздочка» г. Пушкино
«Этот удивительный космос»
Авторы проекта.
Воспитатели: Бокова Лариса Юрьевна, Молохина Ирина Ивановна
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : групповой, творческий, информационный, игровой и познавательно-исследовательский.
Сроки проведения: краткосрочный
Публикация «Проект „Этот удивительный космос“ в старшей группе» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
г. Пушкино
2017 год.
Актуальность
«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»
К. Циолковский
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды - это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.
Как поддержать интерес ребёнка к неизведанному. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребёнка помочь ему узнать новую интересную информацию про космос. Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как всё неведомое, непонятное, недоступное, глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах солнечной системы, о Юрии Гагарине первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Проблема:
Поверхностные знания детей о космосе, незнание о российском празднике - День космонавтики.
Свою исследовательскую работу мы начали с ответов на проблемные вопросы:
• Что такое космос?
• Для чего человек осваивает космическое пространство?
• Как кружатся планеты?
• Как летают спутники и ракеты?
• Как летают метеориты?
• Что будем делать, чтобы узнать о космосе больше?
На эти и многие другие вопросы мы хотели получить ответ в процессе развития своего проекта.
Цели проекта :
Расширить представление детей об окружающем мире; о космосе, космонавтах, Галактике, Солнечной системе.
Задачи:
• Обучающие - расширять представление детей о космосе и космическом пространстве, о празднике День космонавтики, о профессии космонавта.
• Развивающие — развивать познавательную и творческую активность, поддерживать и развивать интерес дошкольников к космосу, развивать связную речь, память, логическое мышление.
• Воспитательные - воспитывать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности; прививать чувство гордости и уважения к российской космонавтике, за свою Родину.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Продукт проектной деятельности :
- Презентация Коробкиной Агаты «Солнечная система»
- Развлечение «Космическое путешествие»
- Экскурсия в музей космонавтики «Как Плутошка готовился к полёту»
- Создание библиотеки: «Книги о космосе; иллюстрации.»
- Выставка поделок к «Дню космонавтики».
План реализации проекта
1 этап - Подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Информация родителей о предстоящей деятельности.
Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, аудиозаписей, иллюстраций; дидактические игры, подбор игрового материала.
2 этап - Основной
Образовательная область «Соииализаиия»
1. Сюжетно-ролевые игры: «Полет в космос», «Поликлиника. «Путешествие в космическое пространство», «Космос».
2. Дидактические игры: «Звук потерялся», «Что изменилось?», «Космическое путешествие», «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше», «Чем питаются космонавты», «Полезно - вредно», «Солнечная система», «Найди лишнее».
3. Создание библиотеки: книги о космосе; иллюстрации, наборы открыток.
Образовательная область «Коммуникация» .
1. Составление рассказов на тему: «Белка и Стрелка», «Планеты - это остывшие звезды», «Как мы летали в космос».
2. Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
3. Коммуникативные игры: «Назови ласково».
Образовательная область «Познание»
1 . Познавательные занятия: «Покорение космоса», «Путешествие к звездным мирам», «Солнце, солнце, загляни в оконце», «Космическое путешествие», «Космос - это здорово!»
2. Беседы: «Это загадочный космос», «Что я знаю о космосе», «Ю. Гагарин - первый космонавт», «День космонавтики», «Покорение космоса», «Известная неизвестная планета», «Первооткрыватели космоса», «Земля - наш дом во Вселенной», «Путешествие на Луну», «Звезды - какие они?», «Что такое Солнечная система?»
3. Познавательно - исследовательская и продуктивная деятельность «Лети ракета».
4. Лего-конструирование «Космические аппараты»
5. Конструирование из палочек «Полет в космос».
6. Конструктивные игры из деревянного конструктора «Космодром».
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность»
1 .Беседы «Неизвестная вселенная» (правила безопасности в космосе)
2. Дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Полезная и вредная еда».
3. Совместно с детьми разработать правила поведения в космосе.
4. Подвижные игры «Космонавты», «Солнечная система».
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Рисование на тему: «Загадочный космос», «Космический пейзаж»
2. Оформление выставки: «Космические фантазии».
3. Аппликация «Полет в космос»
4. Лепка «Путь к звёздам» (пластилинография)
5. Конструирование из бумаги «Ракета»
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
1. Ознакомление с художественной литературой: Г. Черненко «Как человек в космос полетел?», Н. Носов «Незнайка на луне» главы, В. Бороздин «Первый в космосе», В. Кащенко «Найди созвездия», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»,
2. Заучивание стихотворения В. Степанов «Ю. Гагарин» 3. Загадки на тему: «Космос»
Взаимодействие с родителями.
1. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, в составлении рассказов о космосе.
2. Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
5. Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки",
К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
4. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”
3 этап — Заключительный
Познавательно-тематический праздник «Космическое путешествие».
Выставка поделок «Мы и космос».
Экскурсия в музей космонавтики.
Презентация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно- следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Для познавательного развития с детьми мы проводили еженедельные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин - первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Какие бывают космические корабли», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
В результате непосредственной образовательной деятельности - «Покорение космоса», «Космическое путешествие», познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности «Лети ракета», оригами «Ракета», художественного творчества «Путь к звёздам», «Загадочный космос», чтения художественной литературы, заучивания стихотворений у детей сформировались представления о космосе, космическом пространстве.
Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, изображали свои представления о полете в космос. Создавали панно «Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно - ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Звездный путь», «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта», цель которых - закрепление полученных знаний.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. Родители вместе с детьми создали «Межпланетные станции», костюмы из бросового материала для конкурса «Парад планет». Родители стали нашими активными участниками и помощниками. «Скафандр» космонавта, космические станции, сделанные из коробок и пластиковых бутылок, никого не оставили равнодушными
Итогом нашей работы по проекту стал познавательно-тематический праздник «Большое космическое путешествие». Он прошел весело, и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсе, показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Этот удивительный космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать.
Конспекты занятий.
Рисование на тему: «Космический пейзаж»
Аппликация «Полет в космос»
Конструирование из бумаги «Ракета»
Лепка «Космос глазами детей».
Презентация
«Солнечная система».
Автор: Коробкина Агата
г. Пушкино
2017 год.
Экскурсия
в музей космонавтики
«Как пёс Плутошка
готовился к полёту»
Занятие по художественно-эстетическому развитию
(пластилинография)
«Космос глазами детей».
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Формировать понятие детей о космическом пространстве.
Задачи:
учить детей составлять композицию;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа: просмотр презентации «Космос», заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин», беседа с детьми о первом космонавте
Ю. Гагарине, о собаках Белке и Стрелке, о том, что такое солнечная система.
Средства: цветной картон черного цвета, цветной пластилин, стека, доска для лепки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям игрушку-инопланетянина.
Ребята, посмотрите, кого я встретила по дороге в детский сад. Это маленький инопланетянин - Витя. Он узнал, что на нашей планете Земля скоро наступит День космонавтики. Вите интересно, что же вы знаете о космосе? ( ответы детей с помощью вопросов воспитателя: на чем люди летают в космос, как называется костюм космонавта, как звали первого космонавта, клички собак, побывавших в космосе).
А теперь, дети, расскажите стихотворение про Ю. Гагарина (дети хором читают).
Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Автор: В. Степанов
Восп.
- Ребята, Вите уже пора возвращаться домой, давайте сделаем на память подарок нашему новому другу? Все вместе, с помощью пластилина изобразим космическое пространство : кометы, ракеты, звезды и планеты.
Воспитатель рассаживает детей за стол, раздает пластилин, дети с помощью воспитателя создают композицию по замыслу.
НОД по теме «Космос. Вселенная. Звёзды»
Цели:
• уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов;
• подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за её будущее;
• вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение;
• воспитывать уважение к труду космонавтов.
Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет; фотографии космонавтов; цветная бумага, ножницы, клей.
Словарная работа: Вселенная, космос, невесомость.
Ход занятия:
Беседа «Вселенная. Звезды»
Светятся звезды, светятся.
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное Гляжу, все забыв на свете.
А все таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
-Дети, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют и другим словом - Вселенная.
- Наблюдали ли вы за ночным небом? Как вы представляете себе размеры Вселенной? Что вы там видели? Что вы почувствовали в это время? Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха. Рассмотрите карту «солнечная система для детей».
В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие, чем Солнце - красного. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды- карлики. Эта карта познакомит нас с некоторыми из них. Сириус, Вега, Полярная звезда - это самые яркие звезды. Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды. Если на карте условными белыми предстанут сказочные фигуры - созвездия, каждое из которых имеет свое название. На карте они подписаны крупными буквами. Внимательно рассмотрите их и постарайтесь потом найти на небе.
Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью по своему пути. Во Вселенной существует строгий порядок, и ни одна из планет ил звезд не сойдут со своего пути, со всей орбиты и не столкнутся одна с другой. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй».
Опыт «Звезды светят постоянно»
Материал: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Ход опыта: пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую - фонарик. Включите фонарик и на расстоянии 5 см посвятите на обращенную к вам сторону конверта, потом на другую сторону.
Итог опыта: дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на освещенную к вам сторону конверта, но становится хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на вас.
Почему? В освещенной комнате свет проходитчерез дырочки в картонке независимо оттого, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделиться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Игра «Собери слово из задуманного слово «космос»»
Игра - импровизация «Обитатели космоса»
Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.
Подвижные игры:
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала. «Космонавты»Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!» : Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р - р - р» : движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!» : Руки расставили в стороны.
- Назаправку полетели: присели -руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Ракетодром»
Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч. «Невесомость»Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех. «Солнышко и дождик» Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.
«Солнце – чемпион»
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Дидактические игры:
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты Назовё т любой из нас:Раз Меркурий,Два … Венера,
Три … Земля, Четыре … Марс. Пять … Юпитер,Шесть … Сатурн, Семь … Уран,За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планетаПод названием Плутон.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. «Подбери созвездие».Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
«Добавь словечко»Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
«Найди недостающую ракету»
«Куда летят ракеты»
Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.