Елена Клименюк
Проект в старшей группе «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
«Этот загадочный космос»
Разработала воспитатель Клименюк Елена Николаевна
Реализован воспитателями: Клименюк Е. Н., Алываевой В. С.
Вид проекта – групповой, краткосрочный
Тип проекта – познавательно - исследовательский.
Срок реализации проекта.
Первый - с 2.04.2018 по 6.04.2018 год.
Второй – с 9.04.2018 по 13.04.2018 год
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Проблема
Публикация «Проект в старшей группе „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
Цель проекта : развитие поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Формировать представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи проекта
1. Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
2. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
3. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
4. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
5. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
6. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
7. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
8. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
9. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
10. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Предполагаемые результаты:
• сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
• реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
• воспитаны патриотические чувства и качества.
• вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Сбор и анализ информации.
Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
Подбор мультфильмов на тему космоса.
Подбор фонотеки.
Разработка конспектов НОД.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
Подготовка спортивного развлечения.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта.
Работа с детьми.
Формировать познавательный интерес.
Воспитывать патриотические качества, гордость за людей великой профессии.
Беседы:
«Голубая планета – Земля»
«Кто изучает космос».
«Представления о Земле и небесах»
«Луна – спутник Земли»
«Солнце – источник жизни на земле»
«Планеты Солнечной системы»
«Освоение космоса»
«Человек поднялся в небо»
НОД:
«Ю. Гагарин – первый космонавт»
«Все мы – жители Земли»
«Полет к звездам»
Комплексное занятие. Космодром «Восточный» — «Запуск ракеты будущего».
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Космический корабль».
Ручной труд из бумаги «Летательные аппараты»
Аппликация «Сладкая открытка для инопланетян»
Рисование с элементами аппликации «Мой знак Зодиака»
Лепка. Рельеф «Солнечная система»
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космонавты»
«Солнце – чемпион»
Сюжетно-ролевые игры:
«Космонавты»
«Путешествие на Луну»
«Строители» сюжет «Строим космодром»
Дидактические игры
«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»
«Подбери созвездие»
«Найди недостающую ракету»
«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
В. Кащенко «Созвездие драконов»
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Н. Носов «Незнайка на луне»
Стихи о космосе, Ю. Гагарине
Загадки о космосе, разгадывание кроссвордов.
Экскурсия в библиотеку.
Работа с родителями
Анкетирование:
Анкета для родителей
1. Проявляете ли Вы интерес к информации о космосе?
2. Как Вы думаете – почему мы отмечаем День космонавтики?
3. Есть ли дома литература о космосе?
4. Смотрите ли Вы с детьми телепередачи о космосе?
5. Вызывает ли интерес у вашего ребенка информация о космосе?
6. Можете ли Вы доступно рассказать ребенку о планетах Солнечной системы?
7. Как Вы считаете, нужны ли вашему ребенку знания о космосе?
Рекомендации для родителей
Рекомендуется объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.
Консультация для родителей на тему:
«Детям о космосе».
Детям о космосе и космонавтах
Консультация «Давайте поиграем»
Игры на тему «Космос» для детей
Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Изготовление поделок, рисунков, коллажей на тему «Этот загадочный космос».
Совместная подготовка к спортивному празднику.
Итоговый этап:
презентация проекта. Оформление продукта
Выставка поделок, рисунков,
Спортивный праздник «Юные космонавты».
Оформление коллективного панно «Космические путешественники»
(с использованием фотографий детей).
Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).
Конкурс чтецов – Космический баттл «Мы – дети Галактики»
План воспитательно - образовательной работы по проекту
«Этот загадочный космос»
Первая неделя
Понедельник.
Утро
Создать условие для рассматривания иллюстраций, картинок, энциклопедий о космонавтах, космосе.
Индивидуальная работа. Предложить раскрашивание картинок о космосе - развитие мелкой моторики.
Беседа «Кто изучает космос».
Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп».
Подвижная игра «Космонавты»
НОД
1. ОО «Речевое развитие»
«Ю. Гагарин – первый космонавт».
Комплексное занятие стр. 252.
2. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Космический корабль».
Цель. Учить передавать форму ракеты, развивать чувство композиции, воображение.
3. ОО «Физическое развитие» на улице.
Вечер.
Беседа «Представления о Земле и небесах»
К. «Детям о космосе» стр. 4.
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
Дидактическая игра «Куда летят ракеты»
Ситуативный разговор «Спички детям не игрушка» - рассмотреть ситуации по пожарной безопасности, действие человека при пожаре.
Создать условия для сюжетно – ролевой игры «Полёт в космос»
(Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы).
Взаимодействие с родителями
Привлечь родителей к активному участию в подборе книг, иллюстраций,
энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
Предложить родителям по участвовать в конкурсе совместных поделок детей и родителей «Этот удивительный космос».
Вторник
Утро
Беседа «Солнце – источник жизни на земле»
К. «Детям о космосе» стр. 14.
Дидактические игры «Разные картинки», «Подбери одежду для космонавта».
Подвижная игра «Ракетодром»
Игровое упражнение «О вреде и пользе сахара»
НОД
1. ОО «Познавательное развитие» Первые шаги в математику
Дидактическое упражнение «Далекие звезды», гимнастика для глаз – стр. 250.
2. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Лепка. Рельеф «Солнечная система»
3. ОО «Художественно – эстетическое развитие» Музыка
Слушанье песни «Знаете, каким он парнем был!».
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Вечер
Беседа «Луна – спутник Земли» с использованием картинок Луны
(На Луне нет воздуха, если бы был воздух, был бы ветер, он замёл бы следы на лунной поверхности, лунные кратеры могут быть следами от столкновений крупных метеоритов с поверхностью Луны) используем камни и песок.
Опыты «Вращение Луны», «Далеко ли до Луны»
Создать условия для художественного творчества для желающих детей «Ночное небо» с использованием акварель и карандаши пастель.
Подвижная игра «Луна» - действие с текстом. Самостоятельные игры детей по их желанию.
Взаимодействие с родителями
Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
«Тайна красной планеты».
«Загадочная планета».
«Незнайка на Луне».
Среда
Создать условия для самостоятельного рассматривания детьми Солнечной системы, иллюстрации, картинки, альбом «Планеты Солнечной системы»
Труд в природе – полить с космических леек комнатные цветы, закреплять умение ухаживать за ними, название комнатных растений – с подгруппой детей.
Беседа «Семья планет»
К. «Детям о космосе». Стр. 19.
Подвижная игра «Солнце – чемпион».
Дидактическая игра «Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
НОД
1. ОО «Речевое развитие» «Как хорошо уметь читать»
«Космическое путешествие» - Повторение и закрепление звука Р.
Игра «Собери слово»
2. ОО «Физическое развитие» под музыку «Мы космонавты»
Вечер «Космической лаборатории»
В необъятных просторах космоса вращается наша планета.
Как называется наша планета?
Как её по – другому, ещё называют? Почему?
Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз?
Правильно, её называют голубой планетой. Она представляет собой огромный шар, большая часть поверхности которого покрыта водой. Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ребята, задумывались ли вы, почему день сменяется ночью, а потом приходит опять день? Как мы с вами уже сказали, Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. На освещенной половине земного шара – день, на неосвещенной – ночь.
Опыт «Смена дня и ночи».
Земля – одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг – Солнца.
-Ребята, а вы знаете, сколько планет в солнечной системе?
- Назовите планеты Солнечной системы.
-Какая по счету наша планета Земля?
Планет всего девять, все они разные. В глубокой космической мерзлоте, на границе солнечной системы, движутся планеты – небольшие тела изо льда, пыли и камней. Чем же Солнце удерживает все девять планет вокруг себя?
Опыт "Шарики на ниточках”.
Дети играют роль Солнца, а шарики – планеты. Вращаем шарики, а затем останавливаем движение. Что же помогает солнцу?
Почему планеты, вращаются вокруг Солнца? Вращали ли вы когда-нибудь шарик, привязанный к веревочке? Тогда вы знаете что, пока шарик вращается, он натягивает веревочку. Шарик будет натягивать веревочку до тех пор, пока будет продолжаться его вращательное движение. Планеты двигаются совершенно так же, как ваш шарик. Только они обладают намного большей массой. И, кроме того, планеты вращаются вокруг Солнца. Но где же веревочка, которая их удерживает? На самом деле никакой веревочки не существует. Существует невидимая сила, которая заставляет планеты вращаться вокруг Солнца.
Воспитатель. Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка.
(Воспитатель включает лампу – "Солнце”, просит детей по очереди приблизить и удалить руку.)
– Что вы можете сказать об этом?
Чем ближе к лампе вы поднесете руку, тем руке горячо, а если руку держать на расстоянии от лампы, то рука тепла ощущать не будет. Так и в космосе, чем ближе планета находится к Солнцу, тем на ней жарче. Какая это планета? Чем дальше планета находится от Солнца, то на этой планете будет холодно, какая планета дальше всех находится от солнца?
Беседа использование электроприборов в быту, техника безопасности, использовать картинки.
Подвижная игра «Космонавты»
Создать условия для самостоятельных игр в игровых центрах.
Взаимодействие с родителями
Чтение родителей с детьми произведений
Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».
Четверг
Утро «Космическая игральдия»
Создать условия для самостоятельных игр. «Восстанови порядок в солнечной системе».
«Собери разные слова из задуманного слова «космос».
«Найди лишнее».
«Разные картинки».
«Подбери одежду для космонавта».
Беседа «Освоение космоса»
К. «Детям о космосе» стр. 31.
Подвижная игра «Космонавты»
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
НОД
1. ОО «Познавательное развитие» + «Социально – коммуникативное развитие»
Беседа о производстве сахара с использованием мультимедиа.
«Сахар и его свойства» ком. зан. стр. 214.
2. ОО «Художественно – эстетическое развитие» Музыка
Вечер «Поэтическая гостиная»
Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
Слушанье песен «Мы дети Галактики», «Марш Космонавтов».
Создать условия для постройки космического городка из строительного материала, конструктор Lego.
Центр «Творческая космо – мастерская» - Лепка, рисование «Инопланетяне».
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость»
Взаимодействие с родителями.
Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить.
Пятница
Предложить детям для рассматривания иллюстрации, картинки звездного неба, созвездия.
Беседа «Звезды и созвездия»
К. «Детям о космосе» стр. 25.
Подвижная игра «Звездочки»
Дидактическая игра «Восстанови порядок в солнечной системе», «Подбери созвездие», «Сосчитай -ка». Словесная игра «Добавь словечко»
Небольшая викторина «Звездная рулетка» (стр. 55)
НОД
1. ОО «Физическое развитие»
«Путешествие по звездам»
2. Комплексное занятие. Космодром «Восточный» — «Запуск ракеты будущего».
Вечер
Досуг «Приглашает космодром»
К. «Детям о космосе» стр. 39.
Подвижные игры по желанию детей
Читальный зал
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё
мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
Изготовление с детьми «Космические обертки для космических конфет».
Создать условия для самостоятельных игр в игровых центрах, сюжетно – ролевая игра ««Больница для космонавтов».
Взаимодействие с родителями
Для создания альбома «Мой знак зодиака», предложить родителям рассказать и показать своему ребенку под каким знаком зодиака он родился, вырезать звезды.
Вторая неделя
Понедельник
Утро
Предложить детям для рассматривания картинки, энциклопедии о космосе, космонавтах, солнечная система.
Самостоятельные игры детей по их желанию, с подгруппой детей вырезать фотографии для изготовления панно «Космические путешественники», за тонировать ватман.
Беседа «Человек поднялся в небо»
К. «Детям о космосе». Стр. 62.
Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Подбери созвездие».
Подвижная игра «Невесомость»
С космических леек полить комнатные растения, закрепить их название, умение ухаживать за ними.
Ситуативный разговор «Пожар в квартире» - рассматривание картинки с ситуацией, обыгрывание ее, найди выход с этой ситуации.
НОД
1. ОО «Речевое развитие»
Пересказ сказки «Жил на свете Звездочет»
2. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование с элементами аппликации «Мой знак Зодиака»
3. ОО «Физическое развитие» на улице «Подготовка к полету»
Вечер. «Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.
Игра – импровизация «Солнечная система» (под космическую музыку)
Дидактическая игра «Собери космонавта в космос», «Сложи картинку»
Подвижная игра «Мы дружные ребята», «Поймай звезду».
Создать условия для самостоятельных игр в игровых центрах.
Индивидуальная работа:
развитие мелкой моторики - раскрашивание картинок о космосе.
собирание пазлов «Космические пазлы».
Взаимодействие с родителями
Совместное прослушивание «Космические песни или песни про космос»
Вторник
Предложить детям настольно – печатные игры – домино, мозаика, мелкий конструктор «Собери свой летательный аппарат».
Для рассматривания предложить альбом «Космонавты» - труд космонавта.
Беседа «Полезно – вредно» о питании космонавтов.
Игровое упражнение «О вреде и пользе сахара», «В каком продукте есть сахар»
Подвижная игра «Мы веселые ребята», игра – импровизация «Мы в космосе».
НОД
1. ОО «Познавательное развитие» Первые шаги в математику
«Земляне спасают космос»
2. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Аппликация «Сладкая открытка для инопланетян»
3. ОО «Художественно – эстетическое развитие» Музыка
Слушанье песни «Знаете, каким он парнем был!».
Игра – импровизация «Обитатели космоса». (Плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку.)
Вечер
Конкурс чтецов «Космический баттл «Мы – дети Галактики»
Подвижная игра «Космонавты», «Невесомость».
Создать условия для самостоятельных игр детей в игровых центрах.
С подгруппой детей продолжить оформление панно «Космические путешественники». Ситуативный разговор как действовать при возникновении пожара.
Дидактическая игра «Найди лишнее», «Что нам понадобится» - Пожарная безопасность.
Среда
Предложить пришедшим детям выкладывание картинок из счетных палочек, рисование по крупе.
Создать условие для самостоятельных игр детей.
Трудовое поручение «Помыть космические кубики» - желающие дети.
Беседа «Космос, звезды, вселенная»
Подвижная игра «Ракетодром»
Слушанье песни «Если очень захотеть»
Вспомнить с детьми алгоритм «Свойства сахара»
НОД
1. ОО «Речевое развитие» «Как хорошо уметь читать»
Игра «Собери слово»
2. ОО «Физическое развитие» под музыку «Будущее за нами»
Вечер. Творческая космо - мастерская
Закончить оформление коллективного панно «Космические путешественники»
(с использованием фотографий детей).
Блиц опрос «Космическое путешествие»
к. «Детям о космосе» стр. 56.
Подвижная игра «Солнце – чемпион», «Полетаем на ракете» - действие со словами.
Слушанье песни «Земля в иллюминаторе».
Создать условия для самостоятельных игр в игровых центрах. Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос» - построить ракету.
Четверг
Утро «Космическая игральдия»
Создать условия для игр детей «Полет на космическом корабле»
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», игры по теме.
Беседа «Космические фантазии» (летательные тарелки, пришельцы из космоса»
Дидактические игры «Сосчитай звезды», «Подпрыгни, нагнись, хлопни столько раз сколько я скажу», «Найди лишнее».
Подвижная игра «Мы веселые ребята – можем в космос полететь»
Обыгрывание ситуации «Пользование электроприборами»
НОД
1. Комплексное занятие «Леденцы для жителей планеты Нептун»
2. ОО «Художественно – эстетическое занятие» Музыка
Вечер «Сегодня день космонавтики»
Музыкальная гостиная
Слушанье, пение песен о космосе.
Косм кинозал
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
Поэтическая гостиная
Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
«Космической лаборатории»
Творческая космо - мастерская
Создание книги рисунков «Этот загадочный космос».
Создать условия для игр с физкультурным инвентарем – кегли, обручи, мячи, скакалки. Подвижные игры по желанию детей.
Конструирование планет солнечной системы из камней, палочек, бросового материала на прогулке.
Пятница
Утро «Космическая игральдия»
Дидактические, подвижные, словесные игры
«Подбери созвездие», «Добавь словечко», «Найди недостающую ракету», «Составь предложение», «Собери слово», «Сосчитай -ка».
Подвижные игры: «Солнце – чемпион», «Невесомость».
Беседа «Космические дали, где мы еще не бывали»
К. «Детям о космосе» стр. 45.
НОД
1. ОО «Физическое развитие»
«Путешествие по созвездиям»
2. ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Ручной труд из бумаги «Летательные аппараты»
Вечер
Спортивное развлечение «Юные космонавты».
Закреплять знания детей о космосе, о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии; закреплять двигательные умения, полученные на физкультурных занятиях; развивать у детей быстроту, ловкость, координацию движения. Формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Создать условия для самостоятельных игр в игровых центрах по желанию детей.