Татьяна Титова
Проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
воспитатель: Титова Татьяна Викторовна
Актуальность темы:
«Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» писал В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Поэтому очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Непосредственная близость объектов природы даёт возможность показать ребёнку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
А наблюдательный человек больше видит, больше узнаёт. В процессе наблюдений и обсуждений у каждого ребёнка развивается внимательность, наблюдательность, пытливость, речь.
Многие родители детей нашей группы уделяют мало внимания наблюдениям за объектами природы и явлениями природы, не обращают внимания на неправильное отношение ребёнка к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе, поэтому целесообразно реализовать проект «Времена года», чтобы развивать у детей:
- интегративные качества: любознательность, активность, отзывчивость, коммуникабельность;
- развивать эстетическое восприятие окружающего;
- развивать нравственность;
- развивать продуктивную деятельность.
Тип проекта:
-познавательно-исследовательский
-долгосрочный
-групповой
Методы:
Беседы с детьми, наблюдения в природе, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, речевые игры, труд в природе, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение консультаций для родителей.
Участники проекта:
Воспитатель, дети, родители.
Цель:
- формирование начальных представлений о временах года.
З
адачи:
Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;
- Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- Формировать представления о труде взрослых в природе;
- Развивать интерес к наблюдению за объектами природы;
- Развивать коммуникативные навыки.
Предполагаемые результаты
В результате бесед, регулярных наблюдений за явлениями природы, объектами природы:
- у детей сформируются представления о временах года, о труде взрослых в разное время года, о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- у дошкольников разовьётся речь, интерес к наблюдениям за явлениями природы и объектами природы;
- дети станут гуманнее, культурнее, доброжелательнее.
Ход проекта
1этап – подготовительный
- Определение проблемы;
- Постановка цели и задач;
- Определение методической, научно-популярной, художественной литературы, иллюстраций;
- Подбор материала:
- картинок с изображением всех времён года;
- подбор игр;
- составление перспективного плана мероприятий в соответствии с темой.
2 этап – исследовательский
3 этап - заключительный (выводы)
4 этап - презентация
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Что растёт в саду?», «Что растёт в огороде?», «Узнай на вкус», «Что зимой бывает?», «Одень куклу на прогулку», «Что бывает белым?»
Сюжетно ролевые игры: «Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», «Кукла заболела», «Кукла идёт гулять», «Путешествие в зимний лес», «С какого дерева листок?», «Сколько цветочков?», «Что весной бывает?», «Что изменилось?»
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Листопад», «Кто быстрее добежит до берёзы…», «Зайка беленький», «Снежинки», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Мы весёлые ребята», «У медведя во бору».
Познавательное развитие
- Наблюдение за деревьями осенью, зимой, весной, летом.
- Беседы об осени, зиме, весне, лете и о признаках времён года.
- Развитие речи Чтение «Овощи» Тувим, «Дождик» Е. Благинина, «Репка», «Осенью» Плещеев, «Снег идёт» М. Познанская, «Ёлка наряжается» Я. Аким, «Зима» Суриков, «Одуванчик» М. Полянская, сказка «Заюшкина избушка», закличка «Солнышко-вёдрышко», потешка «Как по лугу», сказки: «Колобок», «Теремок».
- Рисование «Дождик», «Листопад», «Снегопад», «Капель», «Божья коровка», «Мухомор», «Украсим бабочке крылышки».
Работа с родителями
Консультации для родителей: «Зелёный мир на окне», «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу»
Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»
Земное царство горшечных растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.
Приучая дошкольника к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает неодинаков у разных растений (предложить сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у бальзамина или хлорофитума.) Какое же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется на листьях декоративных растений.
Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребёнка -он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора, протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.
На базе познания у дошкольника начнёт формироваться отношение - важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.
Одним из видов практической деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Консультация для родителей
«Как научить ребёнка любить и охранять родную природу»
«Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К. Г. Паустовский
Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Я считаю, что именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.
«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, — писал М. М. Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.
С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.
Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.
Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка природа.
Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Прочитайте стихотворение С. Есенина:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».
Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т. д.)
На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).
Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т. д.)
Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.
Лучший отдых летом – это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу.
Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.
Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.
Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.
Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.
Мы и природа – одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.
ВЫВОД
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей и интересов детей 2 младшей группы. Объём информации был воспринят положительно и повлиял на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественную, продуктивную).
В результате проведённых бесед, регулярных наблюдений за явлениями природы, объектами природы, игр, чтения и обсуждения сказок у детей сформировались первоначальные представления о временах года, о труде взрослых в разное время года, о правильных способах взаимодействия с объектами природы, также у детей развилась речь, интерес к наблюдениям за явлениями природы и объектами природы.
Дети стали гуманнее, культурнее, доброжелательнее.