Ольга Иванова
Познавательно-творческий проект «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий.
По срокам реализации: долгосрочный
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к красоте природы в разное время года через организацию совместной познавательной и художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта :
• познакомить детей с временами года, сезонными изменениями природы,
Публикация «Познавательно-творческий проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
с особенностями и цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
• совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
• формировать у детей основы экологической культуры познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;
• обогащать словарный запас, развивать речевые навыки при описании природы и знакомстве с произведениями поэзии;
• воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
• развивать навыки общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Задачи (ФГОС ДО п. 2.6) : 1. Формирование первичных представлений об особенностях природы. 2. Формирование позитивных установок к различным видам труда. 3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Актуальность: В период дошкольного возраста у ребёнка формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым существам.
Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Ожидаемые результаты, планирующиеся в ходе реализации проекта : фотографии, рисунки, аппликации, выставки, дидактические, развивающие, словесные игры, "огород на подоконнике", комнатные цветы, досуги, презентация проекта в форме развлечения.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно - диагностический.
2 этап - формирующий (блочный) :
1 блок –«Осень разноцветная» (сентябрь-ноябрь,
2 блок - «Волшебница – зима» (декабрь-февраль,
3 блок – «Весна-красна» (март-май)
4 блок - «Разноцветное лето» (июнь-август)
3 этап - обобщающий
Методы реализации проекта :
1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Составление плана проекта.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
5. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
6. Презентация проекта.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье. Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
Ожидаемые результаты планирующиеся в ходе реализации проекта :
• тематические выставки детских работ: “Осень золотая”, “Волшебница-зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;
Поделки: «Дары – осени», «Необычная елочка»;
• изготовление альбома совместно с родителями “Времена года”;
• презентация выставки детских рисунков “Шедевры живописи глазами детей”.
• Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
• Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
•
ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Времена года»; дидактические игры по проекту «Времена года»; экскурсия на участок детского сада; заучивание стихов, пословиц, поговорок; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок; видеопросмотр, презентация по теме.
ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; конкурсы поделок, совместная организация праздников.
Перспективный план долгосрочного проекта
«Времена года»
1 блок –«Осень разноцветная» (сентябрь-ноябрь)
1. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана, И. Грабаря, К. Коровина, др.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать основы экологической культуры и навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы, какие цвета были использованы художником.
2. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: “Осень” К. Д. Бальмонта, “Скучная картина” А. Н. Плещеева, “Листопад” И. А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.
Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
3. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
4. Рассматривание и пополнение гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.
5. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
– “Волшебные краски осени”. Цель: познакомить с техникой печатания листьями.
– “Грибочки в лукошке”, “Дары осени”.
– “Я шагаю по ковру из осенних листьев”. Цель: знакомить детей с техникой "монотипия".
– “Портрет осени”. Цель: продолжать знакомить с техникой "масляная пастель".
– “Ветка рябины”. Цель: познакомить детей с новой техникой печатания косметическими ватными палочками.
6. Праздник "Здравствуй, осень-волшебница!".
Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
1. Сделать альбомы на тему: «Осень».
2. Выполнение поделок из природного материала.
Декабрь–февраль
1. Экскурсия по зимнему участку.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.
2. Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ-загадка о разных предметах и явлениях природы.
3. Рассматривание репродукций картин по теме “Зима” : К. Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Цель: обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники для более яркой передачи зимнего пейзажа. Развивать эстетическое восприятие, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства.
4. Прослушивание аудиозаписи. П. Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
5. Заучивание стихотворений: И. Суриков “Зима”, А. Федоров “Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”.
6. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-зима”.
– “Мои волшебные снежинки”. Цель: упражнять в рисовании (свеча и акварель).
– “Первый снег”, “Зима в городе”. Цель: закрепить умение рисовать пальчиками, оттиск печатками.
– “Мое любимое дерево зимой”, “Снегири на еловой ветке”. Цель: закрепить навыки рисования гуашью, сочетать в работе скатывание бумаги, комканье и рисование.
– “Зимняя сказка” Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению альбомов на тему: «Зима».
1. Разучивание стихов с детьми о зиме.
Март–май
1. Дидактическая игра “Времена года”.
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А. Майков “В мае”.
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4. Беседа на тему “Весна”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
6. Занятия по изобразительному искусству “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи прилетели”.
Цель: совершенствовать умения и навыки в изобразительных техниках, развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы для создания выразительного образ.
Взаимодействие с семьей:
1. Привлечь родителей к оформлению альбома “Весна”.
1. Изготовление информационного стенда для родителей.
1. Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь–август
1. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
3. Беседа “Как я отдыхал летом”.
Цель: побуждать детей к составлению рассказа о своем отдыхе; учить отбирать нужные приметы лета.
4. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5. Занятия по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “Летом на реке”, “Любимые цветы”.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, кляксографией.
6. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”.
7. Развлечение “Круглый год”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
8. Презентация для детей «Времена года».
Взаимодействие с семьей:
1. Оформление выставки творческих работ детей и родителей.
1. Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению “Круглый год”.