Сержантова Лилия
Педагогический проект «Времена года»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 78
комбинированного вида
Долгосрочный групповой проект
Воспитатель: Сержантова Л. Ш.
Саранск 2016-2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта «Времена года»
Публикация «Педагогический проект „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Подтемы проекта
(подпроекты) «Осень разноцветная», «Волшебница – зима», «Весна-красна». «Ах, лето»
Тип проекта Информационно – практико - ориентированный
Возраст детей Младший дошкольный возраст
Исполнители Дети первой младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность Долгосрочный: 17.10.2016 – 15.08.2017 г.
Раздел программы Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, ОО «Познавательное развитие» н
Тематическое поле Экология. Формирование основ экологической культуры.
Актуальность В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического о
мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для д
формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологичес грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны. ски
Цель
Формирование начальных представлений о временах года
Задачи (ФГОС ДО
п. 2.6) :
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
1 блок – «Осень разноцветная» - 17.10.2016-30.11.2016 г.
2 блок - «Волшебница – зима» - 01.12.2016 – 29.02.2017 г.
3 блок – «Весна-красна» - 01.03.2017 – 30.04.2017 г.
4 блок – «Ах, лето» - 01.06.2017-15.08.2017 г.
3 этап - обобщающий 01.08.2017-15.08.2017 г.
Результат Фотографии, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические экологические игры, комнатные цветы.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
• У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;
• Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
• Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению детей к экологическому воспитанию через практическую деятельность, конкурсы, выставки.
Укрепление связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
я предполагаю, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального
Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).
Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое
образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М. : АРКТИ, 2001. - 128с.
В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту.
2. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала - своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша.
3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Эта книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли.
4. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. - 240с. : ил. - (Внимание, дети).
В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами.
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
Статьи из журналов
1. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
2. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.
3. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.
4. Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-20.
Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
Обруч. - 2008. - № 4.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап –организационно - диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап - формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы;
занятия;
рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
выставки детских работ по проекту «Времена года» в ДОУ;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту ;
творческая речевая деятельность;
развлечения;
конкурсы;
театрализованная деятельность
с родителями:
Наглядная пропаганда;
беседы и консультации;
анкетирование;
конкурсы.
Блок № 4 «Ах, лето: июнь 2017 – август 2017 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности; (ФГОС ДО п. 2.7)
Срок реализации
Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)
Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй
Коммуникативная, двигательная,
изобразительная, восприятие
художественной литературы.
Июнь «Здравствуй, Лето»
Дидактическая игра «Что бывает летом?». Словесно-речевая игра «Лето к нам пришло». П/и «Солнышко и дождик».
Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка».
Труд: полив цветов. Экскурсия в летний лес. Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!"
Коммуникативная, двигательная,
изобразительная, восприятие
художественной литературы,
Июль
«Расцвело цветами Беседа:
«Цветы – краса земли».
Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья Уход за огородом и цветником с детьми дома. Консультация «О летнем отдыхе детей»
позновательно-
исследовательская.
лето»
цветок).Хороводная игра
«Вейся венок».
Потешка «Как по лугу».
Труд: полив цветов. Раскрашивание
раскрасок «Цветы».
Опыт «Нужна ли цветам вода».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.
Коммуникативная, двигательная,
изобразительная, восприятие
художественной литературы.
Август
«Насекомые» Д/игра «Кто летает, а
кто ползает».
Чтение: А. Барто
«Комары», Б. Заходер
«Муха-чистюха». П/игра «Пчелки и медведи». Лепка «Бабочка». Наблюдение «Стрекоза, стрекозка». Рассматривание насекомых.
Консультация «Если ребенка ужалила пчела»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето»
Блок № 1 «Осень разноцветная: октябрь 2016 – ноябрь 2016 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности;
(ФГОС ДО п. 2.7) Срок реализации
Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)
Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй
Коммуникативная, двигательная,
конструирование, восприятие
художественной литературы.
Октябрь У природы нет плохой погоды Чтение художественной литературы:З. Александрова
«Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку».
Аппликация «Дождик, Сбор гербария консультация:
«Природа как средство эстетического
воспитания»
дождик – кап, кап, кап». П/игра «Солнышко и дождик».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие-выставка коллективной аппликации.
Коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Ноябрь
Животные
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме»
Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика».
Совместное ухаживание за домашними животными дома. консультация:
«Учим ребенка наблюдать за изменениями в
природе»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков
Блок № 2 «Волшебница - зима: декабрь 2016 – февраль 2017 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности;
(ФГОС ДО п. 2.7)
Срок реализации
Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)
Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй
Коммуникативная, двигательная,
изобразительная, позновательно-
исследовательская.
Декабрь
Пришла зима
Беседы на тему:
«Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность:
проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).
Рисование: «Падает, падает снег»
П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Работа детско-родительская на тему «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками» Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме».
Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».
Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками». Новогодний утренник.
Коммуникативная, двигательная,
позновательно-
исследовательская.
Январь Зимние забавы
Беседа «Зимние забавы».
Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?»,
«Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».
Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?»,
«Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки» Детско-родительский рисунок на тему
«Волшебница- зима» Оформление папки – передвижки «Как
интересно провести
зимой прогулку с ребёнком?»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Волшебница- зима»
Коммуникативная, двигательная,
изобразительная, позновательно-
исследовательская.
Февраль
Зимующие птицы Рассматривание альбома: «Зимующие птицы».
П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О.
Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег».
Рисование «Ветка рябины для снегирей». Совместное кормление птиц дома, в кормушке. Папка-передвижка:
«Как помочь птицам зимой?»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков
Блок № 3 «Весна-красна: март 2017 – апрель 2017 года»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности;
(ФГОС ДО п. 2.7) Срок реализации
Тема Форма реализации (ФГОС ДО п. 2.11.2)
Взаимодействие педагога с детьми Взаимодействие родителей с детьми Взаимодействие педагога с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Март
Весна пришла Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В. Берестов «Март».
Рисование «Вот какие у нас сосульки».
Словесно-речевые игры
«Вот пришла весна»,
«Какие сосульки?» Речевая подвижные игра «В гости к нам
весна пришла»
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» Папка-передвижка :
«Чем же занять ребенка
на прогулке весной?»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие,
Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: рисунки, посвящённые 8 марта.
Коммуникативная, двигательная,
изобразительная, позновательно-
исследовательская.
Апрель
Прилёт птиц Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы.
П/игра «Птички, раз! Птички, два!».
Изготовление скворечника с ребёнком дома. Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»
Интеграция О. О. : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: выставка аппликаций