Гунча Эрешова
Практико-ориентированный проект «Времена года» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :Информационно - практико - ориентированный
Возраст детей :Младший дошкольный возраст
Место проведении проекта : МБДОУ детский сад «Алёнушка» группа «Ладушки»
Исполнители: Дети второй младшей группы, воспитатель, родители
Продолжительность : Долгосрочный: 17.09.2018 - 16.09.2019 г.
Раздел программы: Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, «Познавательное развитие»
Публикация «Практико-ориентированный проект „Времена года“ для младшего возраста» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Актуальность. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Цель: Формирование у дошкольников начальных представлений о временах года.
Задачи (по ФГОС ДО п. 2.6) :
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
Этапы реализации проекта :
1 этап организационно - диагностический 17.09.2018-30.09.2018 г.
2 этап - формирующий
а) Осень. «Осень - пора очей очарованье» 03.09.2018 - 30.11.2018 г.
б) Зима. «Зимушка, зима в гости к нам пришла» 01.12.2018- 28.02.2019г.
в) Весна. «Весна, просим милости к нам» 01.03.2019-31.05.2019г.
г) Лето. «Лето красное – солнышко ясное» 01.06.2019.-31.08.2019 г.
3 этап - обобщающий 02.09.2019-16.09.2019 г.
Результат
Фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, выставки, дидактические экологические игры, презентация проекта.
Праздник «Здравствуй Осень, в гости просим». Выставка Коллективно-творческих работ «Осень-удивительная пора» Аппликация на окне дерево «Рябина» меняющаяся в течении года
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
-У младших дошкольников недостаточно сформированы представления о временах года;
-Недостаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
-Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ - научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников.
-Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
-Укрепление связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года
ЗАДАЧИ (ФГОС ДО п. 2.6) :
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного
Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9).
Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап организационно - диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап-обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта.
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно - ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка
Индивидуального обучения
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные
В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно - коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры.
Развития творчества
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно- значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно - поисковая
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
- Беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов,
- картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Времена года» в ДОУ;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту ;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения;
- конкурсы;
- театрализованная деятельность;
- сочинение рассказов и сказок о природе;
- видеопросмотры.
с родителями:
- Наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- анкетирование;
- дни открытых дверей;
- круглый стол;
- конкурсы.
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения. элементарный анализ метод эксперимента
- метод моделирования и конструирования. метод проектной деятельности.
- метод вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы - повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны - эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу - воспитатель не только эмоционально рассказывает о природе, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа - является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование-позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ,оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
4. Владение связной речью, как средством общения.
1 «Осень золотая: сентябрь 2018 – ноябрь 2018года»
Программное содержание:
-формирование первичных представлений об осени и его признаках;
-помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы;
-развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
1. Осень.
«Осень, пора очей очарованье» 03.09.2018 - 30.11.2018 г.
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности;
Тема;
Взаимодействие педагога с детьми
Взаимодействие родителей с детьми
Взаимодействие педагог с семьёй
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы.
сентябрь
Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Рисование «Осеннее дерево (Рябина)». Лепка «Дары Осени». П/ игра: «Листья» Экскурсия в осенний сквер.
Разучивание стихотворений об осени
Консультации родителям «Семейная мастерская».
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка Коллективно-творческих работ «Осень-удивительная пора»
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы.
октябрь
Чтение художественной литературы:З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Аппликация «Дождик, дождик – кап, кап, кап». П/игра «Солнышко и дождик».
Сбор гербария
Родительское собрание: «Природа как средство эстетического воспитания»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: праздник «Здравствуй Осень,в гости просим».
Коммуникативная, двигательная, изобразительная
Ноябрь
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький». Раскрашивание «Морковка для зайчика».
Совместное ухаживание за домашними животными дома.
Экскурсии с родителями «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы осенью»
2. Зима
«Зимушка, зима в гости к нам пришла»-01.12.2019-28.02.2019
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности;
Тема;
Взаимодействие педагога с детьми;
Взаимодействие родителей с детьми
Взаимодействие педагог с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, позновательно- исследовательская.
Декабрь
Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Рисование: «Падает, падает снег» П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица».
Работа детско- родительская на тему «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками»
Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».
Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками». Новогодний утренник.
Коммуникативная,
двигательная, позновательно- исследовательская.
Январь
Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «На земле снежок лежит», «Снежиночки пушиночки», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игра в снежки»
Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима»
Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Волшебница- зима»
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, позновательно- исследовательская.
Февраль
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П\И «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Рисование «Ветка рябины для снегирей».
Совместное кормление птиц дома, в кормушке.
Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы зимой»
3. Весна
Весна «Весна, просим милости просим к нам» 01.03.2019-31.05.2019г.
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности;
Тема;
Взаимодействие педагога с детьми;
Взаимодействие родителей с детьми
Взаимодействие педагог с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная
март
Наблюдение за состоянием погоды; за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, ледоход, проталины. Чтение В. Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?» Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»
Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»
Папка-передвижка : «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие,
Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: утренник, посвящённый 8 марта.
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, позновательно- исследовательская.
Апрель
Словесно-речевые игра «Что весной бывает». Пальчиковая игра «Возвращение птиц». Д/игра «Перелётные птицы. П/игра «Птички, раз! Птички, два!».
Изготовление скворечника с ребёнком дома.
Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Фильм «Непоседы весной». Праздник «Времена года»
4. Лето
Лето. «Лето красное- солнышко ясное» 01.06.2019.-31.08.2019 г.
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Вид деятельности;
Тема;
Взаимодействие педагога с детьми;
Взаимодействие родителей с детьми
Взаимодействие педагог с семьёй
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
июнь
Дидактическая игра «Что бывает летом?». Словесно-речевая игра «Лето к нам пришло». П/и «Солнышко и дождик». Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка». Труд: полив цветов.
Экскурсия в летний лес.
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: "Солнышко лучистое, в гости приходи!"
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы,
позновательно- исследовательская.
Июль
Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).Хороводная игра «Вейся венок». Потешка «Как по лугу». Труд: полив цветов. Раскрашивание раскрасок «Цветы». Опыт «Нужна ли цветам вода».
Уход за огородом и цветником с детьми дома.
Консультация «О летнем отдыхе детей»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков.
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Август
Д/игра «Кто летает, а кто ползает». Чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха». П/игра «Пчелки и медведи». Лепка «Бабочка». Наблюдение «Стрекоза, стрекозка».
Рассматривание насекомых.
Консультация «Если ребенка ужалила пчела»
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Итоговое мероприятие: Стенгазета «Как мы провели лето»