Алёна Халиулина
Практико-ориентированный проект «Детские мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-ориентированный проект
«Детские мечты»
Паспорт проекта
Проблема В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиях ее реализации вопрос создания предметно - развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Организация развивающей среды должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Детские мечты“» размещена в разделах
Средний дошкольный возраст - это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Все мы знаем, что для возникновения и развития игр нужна правильная организация предметно-игровой среды. Правильно организованная предметно-игровая среда позволяет воспитанникам не только найти себе занятие по душе, но и научиться взаимодействию со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства, переживания. Для обогащения содержания игр, для разворачивания новых сюжетов, поддержания интереса к совместным играм, для возникновения новых игровых замыслов нами был разработан проект «Детские мечты».
Полное наименование проекта Детские мечты
Тип проекта Групповой, практико-ориентированный
Цель проекта Обновление развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом возрастных и психологических потребностей детей в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи проекта Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников в соответствии с возрастными особенностями.
Проанализировать имеющие объекты среды в группе, составить план создания новых игровых пособий.
Привлечь родительскую общественность для распределения посильной помощи родителей в осуществлении проекта по обогащению развивающей среды группы.
Стимулирование детей на взаимодействие с обновленной и существующей развивающей средой в группе.
Обогащение жизненно-игрового опыта детей и решение образовательно-воспитательных задач ДОУ.
Образовательные области Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Период (продолжительность) и этапы реализации проекта Среднесрочный (март - май).
I. Подготовительный этап
II. Этап реализации проекта
III. Заключительный этап
0жидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы возрастным и психологическим потребностям детей и требованиям ФГОС ДО.
Повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах создания РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Рост активности родителей в образовательной деятельности группы.
Обогащение жизненно-игрового опыта детей в группе.
Участники проекта - Дети средней группы
- Тифлопедагог группы Абдалова Н. Ю.
- Воспитатель группы Лебединская Г. В.
- Воспитатель группы Халиулина А. Н.
- Родители воспитанников
- Детская библиотека
Продукт проекта Обогащение развивающей среды: «Центр физического развития», «Центр речевого развития», «Центр сюжетно-ролевой игры», «Центр конструирования», музей «Кошек».
Создание презентации к проекту «Детские мечты» к педсовету.
Вручение благодарностей родителям за активное участие в обогащении развивающей среды к проекту «Детские мечты».
Приобретение игрушек по желанию детей в игровые уголки футбольный и волейбольный мяч, конструктор «Лего»,
«Куклы».
Описание проекта «Детские мечты»
Тип проекта : Практико-ориентированный
Цель: Обновление развивающей предметно-пространственной среды группы с учетом возрастных и психологических потребностей детей в соответствии с ФГОС ДО.
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня компетенции педагогов в вопросе построения РППС.
- Обогащение развивающей среды в группе «Цветочная» в соответствии с принципами построения ФГОС.
- Внедрение новых подходов в развитии детей.
- Повышения качества дошкольного образования и в соответствии с ФГОС;
- Активизация детей во взаимодействии с окружающими предметами во всестороннем гармоничном развитии.
- Зонирование центров по разным видам деятельности детей среднего дошкольного возраста.
- Рациональное использование предметов, игрушек и оборудования в игровом пространстве.
Подготовительный этап:
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, методических и игровых материалов, современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. Нормативно-правовой основой стали:
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15мая2013г. №26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая2013г Регистр. №28564).
• Методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста О. А. Карабановой, Э. Ф. Алиевой, О. Р. Родионовой, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
• Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
• Доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
Этап реализации проекта :
Ознакомившись с материалом, решили на собрании совместно с родителями обновить развивающую предметно-пространственную среду группы с учетом возрастных и психологических потребностей детей в соответствии с ФГОС ДО. Обсудили вопрос, предложили ответить на анкету «Игровая деятельность детей», оказать посильную помощь в обновление развивающей предметно-пространственной среды группы «Цветочная».
Анкетирование родителей (приняли участие 14 семей). Приложение №1.
Оно показало:
С какой регулярностью Вы приобретаете игрушки для своих детей?
12 семей покупают игрушки для своих детей не реже одного раза в месяц.
Чем Вы мотивируете покупку детских игрушек?
12 семей ответили «Порадовать своего ребёнка новой игрушкой».
Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение полугода?
11 семей - мозаики, кубики, настольные игры, 3 семьи приобрели спортивные игрушки, народные игрушки никто не отметил.
Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки вместе со своими детьми?
5 семей ответили - да, остальные 10-нет.
Чем играет Ваш ребёнок в группе?
7 семей ответили – «не знаем», 5 - машинками, конструктором.
Проанализировав анкеты, приняли решение привлечь родителей к обогащению РППС, разработав план. Приложение №2.
Нами были изготовлены папки - передвижки на тему:
«Маленькие секреты создания развивающей предметно - пространственной среды дома», «Какие игрушки нужны мальчикам?»,
«Какие игрушки нужны девочкам?» Приложение №3.
После анкетирования взяли интервью у наших дошколят: «Моя мечта».
Дети рассказали, чем они любят играть дома и в группе, высказали пожелания, с какой игрушкой хотелось бы поиграть в группе. Проанализировав ответы ребят, наиболее часто они называли конструктор «Лего», кукла, футбольный мяч.
На итоговом собрании в мае долгожданные игрушки были подарены. С марта по май родители подбирали и изготавливали необходимые дидактические пособия, игровые поля, маркеры, центры по рабочему плану. Приложение №4.
Заключительный этап:
Критерии эффективности:
• Соответствие развивающей предметно-пространственной среды группы возрастным и психологическим потребностям детей и требованиям ФГОС ДО.
• Повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах создания РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
• Рост активности родителей в образовательной деятельности группы.
• Обогащение жизненно-игрового опыта детей в группе.
• Обобщение положительного опыта. Презентация проекта.
Тематическое планирование
Тема Дата проведения Ответственные
1. Подборка материала В течение проведения проекта Педагоги группы
2. Посещение детской библиотеки «Музей кукол» Март Педагоги группы
3. Оформление в группе музея «Кошек» Март Педагоги группы
4. Интервью «Моя мечта» Апрель Абдалова Н. Ю.
Лебединская Г. В.
5. Мастер-класс «Лэпбук. Кошки» Март Лебединская Г. В.
6. Выставка «Моя любимая игрушка» Март Педагоги группы
7. «Гость в группе» Май Педагоги группы
8. Папка-передвижка: «Маленькие секреты создания РППС дома», «Какие игрушки нужны мальчикам?», «Какие игрушки нужны девочкам?» Март-Апрель Халиулина А. Н.
9. Лепка «Котёнок»
Апрель Халиулина А. Н.
10. Рисование «Моя мечта» Апрель Лебединская Г. В.
11. Аппликация «Моя любимая игрушка» Май Лебединская Г. В.
Консультация: «Создание развивающей предметной среды в домашних условиях». Март Абдалова Н. Ю.
13."Развивающие игры и игрушки своими руками "(оригами) Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» «Угадай, что звучит?», «Собери игрушку из пазлов».
Март-Май Педагоги группы
14. Обогащение развивающей среды Март-Май Педагоги группы
Родители
Уважаемые родители! Приложение№1
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Это поможет нам развивать и разнообразить
игровую деятельность ваших детей.
1. С какой регулярностью Вы приобретаете игрушки для своих детей?
• не чаще 1 раза в неделю • не реже 1 раза в месяц
• только по праздникам • не покупаю игрушки
2. Чем Вы мотивируете покупку детских игрушек?
• это подарки к празднику • порадовать своего ребенка новой игрушкой
• в магазине появились игрушки-новинки • заодно с другими покупками
• все старые игрушки ребенку надоели • старые игрушки уже не подходят по возрасту
3. Какие игрушки Вы приобретали для своих детей в течение полугода?
• развивающие игрушки • куклы, пупсы
• аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки)
• конструкторы, мозаики, кубики и др. • народные игрушки
• настольные игры, познавательные карточки и др. • музыкальные игрушки
• технические игрушки (железные дороги, машинки и т. п.)
• спортивные игрушки • радиоуправляемые игрушки
• другое___
4. В какие игры играет Ваш ребенок дома? ___
___
5. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки вместе со своими детьми? Если да, то какие? ___
6. Какая любимая игра/игрушка Вашего ребенка? ___
___
7. Играете ли Вы со своим ребенком? Как часто? ___
8. Есть ли у Вашего ребенка настольные игры? Какие? ___
___
9. Чем играет Ваш ребёнок в группе? ___
План по обогащению предметно-пространственной среды группы «Цветочная» Приложение №2
№п/п Задание Фамилия семьи
1 Центр физического развития (доска, крючки,мешочки)
2 Трогательная доска (зажимы, выключатели)
3 Инд. кармашки для ширмы с картинками
4 Вязанные или сшитые куклы к сказке
«Царевна лягушка»
5 Сшить или купить для сюжетной игры – белый халат, жилетку инспектора ГИБДД
6 Плоскостные герои русских сказок
для коврографа
7 Плоскостные предметы - изба, берёзка,
Извилистая дорога, забор, травка
8 Макет «Деревня»
9 Макет «Дача»
10 Библиотека книг уральских писателей
11 Сюжетно-ролевая игра «Окулист»
12 Сюжетно-ролевая игра «Стоматолог»
13 Коробки для дидактических игр
14 Вольеры,заборчики для игры «Зоопарк»
15 Коврик «Луг», бабочки и другие насекомые
16 «Стол» низкий 50/80 см на колёсах
Заранее благодарны! Дети и педагоги группы «Цветочная»
План по обогащению предметно-пространственной среды группы «Цветочная»
1 Центр физического развития (доска, крючки,мешочки) Кочура
2 Трогательная доска (зажимы, выключатели) Фалеевы
3 Индивидуальные кармашки для ширмы с картинками Макаровы
4 Вязанные или сшитые куклы к сказке
«Царевна лягушка»
5 Сшить или купить для сюжетной игры – белый халат, жилетку инспектора ГИБДД Алтунины
6 Плоскостные герои русских сказок
для коврографа Лупановы
7 Плоскостные предметы - изба, берёзка,
Извилистая дорога, забор, травка Митины
8 Макет «Деревня» Новиковы
9 Макет «Дача» Ухаловы
10 Библиотека книг уральских писателей
Гмызины
11 Сюжетно-ролевая игра «Окулист»
12 Сюжетно-ролевая игра «Стоматолог» Килина
13 Коробки для дидактических игр Хуснутдиновы
14 Вольеры,заборчики для игры «Зоопарк» Шарднины
15 Коврик «Луг», бабочки и другие насекомые Афанасьевы
16 «Стол» низкий 50/80 см на колёсах Ситдиковы