Ялла Шапошникова
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Смотрим руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработан: Педагогом – психологом МОУ "Социокультурный центр" с. Лопхари дошкольное отделение
Шапошниковой Я. В.
Долгосрочный практико – ориентированный проект "Смотрим руками"
Актуальность. Дошкольное отделение МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари посещает один слабовидящий ребенок. Поэтому проект «Смотрим руками» актуален в дошкольном отделении, это наши первые шаги в создании условий для развития слабовидящего ребенка.
Публикация «Долгосрочный практико-ориентированный проект „Смотрим руками“» размещена в разделах
Дети, лишенные полноценного зрения, физиологически развиваются так же, как зрячие. Но развитие слабовидящих детей имеет ряд особенностей. Необходимо с первого года жизни формировать в маленьком человеке возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы.
Очень важный этап развития компенсаторных возможностей слабовидящих детей – это восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.
Новизна Замечательная фраза «Книга – источник знаний» стала уже хрестоматийной. С первых месяцев жизни ребенку читают сказки, потешки, стихи, показывают иллюстрации, рассматривают их вместе с малышом и просят назвать сказочных персонажей. Это занятие доставляет огромное удовольствие и ребенку, и взрослым, малыш снова и снова возвращается к услышанному и увиденному, просит почитать понравившийся ему отрывок или сказку снова и снова. Незрячие дети – особенные дети. По мере роста ребенка, недостаток информации об окружающем его мире может привести к тяжелым последствиям. Могут быть: задержка психического развития, снижение интеллекта, нарушение развития речи. Среди слепых и слабовидящих читателей очень популярны книги на различных носителях, рассчитанных на прослушивание информации: «говорящие» книги на аудиокассетах, электронные издания на CD-дисках, формата МР3 и книги на флэш-картах. Но данные носители малоэффективны для слепых детей дошкольного возраста. Поэтому для слепых и слабовидящих детей в специальных библиотеках должны находиться специальные детские пособия или книги, которые были бы полезны и доступны любому ребенку с любой остротой зрения. Таковыми и являются тактильные (рукодельные) книги.
В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Создание изделия декоративно-прикладного творчества – тактильной книги для слабовидящих детей.
Для достижения цели, нам необходимо решить следующие задачи:
- получить информацию об истории тактильных книг, шрифта Брайля;
- совершенствовать свои возможности в области ручного вязания и проектной деятельности;
- оценить проделанную работу.
Образовательная область: речевое развитие.
Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Что такое тактильная книга? По своей сути, тактильная книга является заменой плоскопечатной книги с цветными рисунками, графическими изображениями. Она может иметь разнообразные варианты исходя из особенностей возрастных категорий ее пользователей.
Что же такое – тактильные ощущения? Тактильные ощущения возникают в результате прикосновения различных участков кожи к предметам окружающей среды или, наоборот, при прикосновении чего-либо к телу.
Тактильные ощущения характеризуются абсолютными и пространственными порогами чувствительности:
– абсолютная тактильная чувствительность измеряется в миллиграммах на каждый квадратный миллиметр кожи;
– пространственная чувствительность (пространственное различение) характеризуется расстоянием в миллиметрах между двумя раздражителями, одновременно действующими на кожу.
Рецепторы тактильных ощущений размещены на коже человека неравномерно. Поэтому одни участки тела более чувствительны, другие – менее. Наиболее высокой абсолютной и относительной чувствительностью обладают пальцы рук.
Одним из инструментов развития осязания является тактильная книга. Она предназначена для наглядно-практического восприятия ребенком предметов окружающего мира. При увеличении запаса представлений ребенок лучше понимает и значение слов. Это нормализует недостаточность его психического развития.
Кроме того, с помощью тактильной книги обогащается словарный запас ребенка. Его пальчики способны «увидеть» то, о чем говорится в книжке, а родители смогут обсудить с ним прочитанное.
Так какими же они должны быть, эти тактильные книжки, чтобы очень постепенно и осторожно ввести ребенка с дефектами зрения в наш непростой мир и какую информацию должны они нести детям разных возрастов?
Из-за недостаточно большого опыта работы с детьми-инвалидами, сегодня нельзя еще говорить о высокопрофессиональном и качественном информационно-библиотечном обслуживании этой категории читателей. Что же касается такого вида литературы, как тактильные книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то их, до недавнего времени, не было ни в одной библиотеке России.
В чем уникальность и ценность таких книжек? С их помощью ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, хорошо выполненная рукодельная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению и, что очень ценно, при соответствующем обучении, она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.
Специальные цветные рельефные книги позволяют ребенку с нарушением зрения увидеть красоту иллюстраций, ощутить контур изображения, сделать процесс обучения увлекательным и способствуют приобщению к чтению в более раннем возрасте, развитию сохранных анализаторов, расширению возможностей адаптации к полноценной жизни.
Как показали наблюдения, тактильные книги очень нравятся детям дошкольного возраста.
Главная функция тактильной книги – помочь слепым или слабовидящим детям в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы,
которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие
противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, четкие цветные контуры и контрасты привлекают ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, молний, шнурков помогает детям развивать мелкую моторику рук.
Изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребенок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.
Тактильные книги делится на два вида:
1. дидактические книги –
• в помощь обучению,
• предметные,
• тематические,
• игровые;
2. ассоциативные –
• книги-сказки,
• сюжетные.
Основная задача тактильной книги – дать слепому ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.
Главное – при рассматривании книги обязательно необходимо обращать внимание ребенка не только на сюжет произведения, но и каждый персонаж, предлагать ему найти названный персонаж, описать его и, по возможности, выразить свое отношение. Часто при самостоятельном просмотре книги, дети акцентируют своё внимание не столько на сюжете, сколько на рассматривании понравившихся поверхностей, поэтому при проведении занятий с детьми необходимо учитывать этот момент.
Очень важно, чтобы создатели рукодельных книг продумывали детали, позволяющие незрячим детям воспринимать издания достоверно: четкость воспроизведения персонажей, колорит и фактуру материала, насыщение книг элементами, развивающими моторику рук, несущими глубокий познавательный эффект.
В каждой книге должно встречается от 3 до 10 материалов с разным характером поверхности. Поскольку дети с нарушениями зрения не обладают
врожденной способностью использовать пальчики как замещающий зрение анализатор, книги снабжены материалами для развития мелкой моторики рук, тактильного восприятия, пространственного ориентирования.
Изображения некоторых поверхностей могут быть сначала непонятны малышу. Например, изображение травы, выполненное из ниток. В этом случае ребенку необходимо дать дополнительные объяснения и с помощью натуральных предметов сформировать у него ассоциативные пары (тонкие травинки – тонкие нити). При обследовании рельефных изображений дополнительным стимулом становится текст произведения. Он содержит дополнительную информацию об имеющихся изображениях. Именно в этом случае отмечается связь словесного образа и некоторых изображенных объектов. При этом необходимо задавать ребенку наводящие вопросы, просить найти нужное изображение о котором идёт речь. Только в этом случае восприятие рельефных изображений будет способствовать формированию новых способов познавательной деятельности.
Читая книгу, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами. Когда ребенок нащупывает мелкие предметы и поверхности из различных материалов, на ум его ассоциативно приходят настоящие предметы и вещи, которые создаются при помощи ткани, дерева, камней, поделочной массы, меха и др. Некоторые материалы издают звуки: они шелестят, шуршат или хрустят.
Например, на картинке с изображением лисы наклеен кусочек меха, а на изображение избушки – листочек тонкого деревянного шпона. Аппликации дают детям представление не только о форме, но и о характере поверхности объекта.
Первые опыты работы с тактильными книгами дали великолепные результаты. Дети с огромным удовольствием подолгу занимались с книжками, изучали рисунки, снова и снова просили почитать книгу и с нетерпением ждали следующих занятий.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: тактильные книжки совершенно необходимы для занятий с детьми дошкольного возраста. И мы надеемся, что книги, изготовленные нами, обязательно помогут детям узнать много нового, развить навык осязания, а главное, тактильные книги доставят радость совместного общения и творчества.
2.2. Этапы создания тактильной книги
Каждая книга уникальна и требует индивидуального подхода и воплощения. При выборе темы мы прежде всего руководствуемся интересом ребенка и ориентируемся на определенный образ.
Основная задача – дать слабовидящему ребенку реальные представления об окружающем его мире и сделать это наиболее интересными, простыми и доступными для него способами.
Первый этап в работе над созданием книги - "придумать", представить ее. Работая над художественным произведением, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми. Отсюда вытекает выбор формата и вида книги (традиционная со сшитыми или связанными шнурками страницами, книжка - раскладушка, книжка - коврик, и другие варианты). Необходимо также решить из каких материалов будет сделана книга, каждый конкретный сюжет, персонаж. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Цветовая гамма также должна быть натуральной, т. к. у слепых есть "ощущение света", а также контрастной (для слабовидящих детей). Материалы используются любые - ткань, дерево, картон, пластик, поролон, металл, и т. д. Основные требования - прочность, безопасность и нетоксичность. Вы даже можете использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют требованиям.
Второй этап работы - нарисовать каждую страницу, каждый предмет в натуральную величину, продумать размещение объектов и текста на странице. Третий этап - сделать выкройки страниц и предметов и изготовить их. Следует подумать о том, что фон и предметы должны быть контрастными.
Третий этап - прикрепление предметов к страницам. Предметы могут быть в виде аппликации из различных материалов, их можно пришить, приклеить неядовитым клеем, даже привернуть на болты. А те предметы, которые изготовлены целиком и которыми можно манипулировать, лучше прикрепить с помощью шнурков, липучек, чтобы они не потерялись. Очень важны для ребенка игровые моменты, когда он может что-то открыть, закрыть, засунуть куда-то руку или предмет, найти его где-нибудь, когда предметы издают звуки, запахи, с ними можно поиграть. Для этого используются различные карманы, дверцы, отверстия, и т. д., молнии пуговицы, кнопки, пищалки, крупа, которая пересыпается и звучит, и т. п.
Затем к странице прикрепляется брайлевский и крупнопечатный текст. Его можно приклеить, пришить, засунуть в прозрачный карман. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур, чтобы обозначить низ страницы. После этого каждая страница сшивается в виде "мешка". Желательно, чтобы углы страницы были закругленными, чтобы ребенок не поранился, не поцарапался. В каждый "мешок" вкладывается основа, например, лист плотного картона с закругленными уголками, он может быть обклеен мягким материалом, либо это может быть лист плотного поролона. Его назначение - держать форму страницы. После этого страницы соединяются вместе.
Окончательное оформление: лучше, чтобы обложка книги застегивалась на пуговицу, липучку, либо завязывалась на шнурки, чтобы мелкие детали, предметы не выпадали из нее.
Выбор модели.
Идея изготовить книгу, в которой мы могла применить все умения и навыки, полученные в результате работы в ДОУ, возникла благодаря слабовидящему ребенку посещающему дошкольное отделение. А так же пополнить методическую базу для слабовидящих людей новыми пособиями. Тактильные книги – это рукотворные книги. Их нет в продаже, и они всегда будут в единственном экземпляре. Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн. человек (т. е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей.
Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья.
Ученые давно выяснили, что именно такое восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильной книгой слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни. И на этой, уже освоенной базе познает новые. Это обогащает представления, расширяет образы в памяти. Иными словами, формируются компенсаторные возможности незрячего человека.
Такая книжка – и игра, и элемент познания мира. Ведь тотально незрячий ребенок воспринимает окружающее совсем иначе, чем зрячий. В этом познании мира тактильное восприятие подушечками пальцев имеет огромное значение. Поэтому у ребенка тактильные ощущения должны вызывать только положительные эмоции.
Потом передо мной встал вопрос, какую тему выбрать. В качестве основы взяла свои любимые сказки: «Репка», «Три поросенка», «Винни Пух и Пятачок». В интернете нашла иллюстрации и приступила к работе.
2. Организация рабочего места
Перед началом любого дела, прежде всего надо оборудовать удобное рабочее место. При вязании очень важно, чтобы это место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35. 40 см. При меньшем расстоянии развивается близорукость и в глаза попадают частички шерсти.
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице - небольшой корзинке или коробке, стоящей на полу слева от вас.
По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в рабочую коробку. Концы спиц или крючок следует вколоть в клубок и вместе с неоконченной работой положить в целлофановый пакет или тканевый мешочек, который хранят в шкафу, на полке и т. д.
Во время работы, мы соблюдаем все правила техники безопасности при работе:
с крючком, с иглой, ножницами;
соблюдаем санитарно-гигиенические правила;
правила тепловой обработки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА:
Этапы Содержание Сроки выполнения
I. Подготовительный 1. Анкетирование родителей «Книга в жизни ребёнка».
Октябрь
II. Практический 1. Создание «Уголка сказок» в группах, опираясь на помощь родителей (картины, портреты писателей)
2. Проведение «Конкурса чтецов» (средние, старшие, подготовительные группы)
3. Мастер – класс для родителей по созданию тактильной книги (4 ноября)
4. Совместное творчество родителей и детей – издание тактильной групповой книги (каждая семья изготавливает страницу общей книги по инициативе воспитателя из любого материала. Все возрастные группы. (До 30 ноября)
5. Изготовление тактильных книг «Три поросенка», «Репка», «Времена года», «Колобок», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Человек», «В мире цифр», «В мире букв», «Фрукты», «Овощи» «Транспорт». (Декабрь - апрель)
6. Организация в ДО выставки тактильных книг «Смотрим руками» (Май)
Октябрь-май
III. Заключительный 1. Проведение детско-родительской викторины «Сказка ложь, да в ней намёк…» (по возрастным группам - средние, старшие, подготовительные).
2. Создание библиотеки тактильных книг. Май
Продукты проектной деятельности :
7. Тактильные книги: «Три поросенка», «Репка», «Времена года», «Колобок», «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Человек», «В мире цифр», «В мире букв», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт».
Ожидаемый результат проектной деятельности :
• создание тактильной библиотеки;
• оформление тактильных групповых книг детьми совместно с родителями;
• дети проявляют интерес и любовь к книге;
• дети знают правила культурного обращения с книгой;
• дети знают и называют прочитанные сказки, рассказывают, пересказывают, оценивают поступки героев, дают им характеристику;
• дети проявляют интерес к информации, которую получают в процессе общения, участвуют в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, внимательно слушают и отвечают на вопросы воспитателя, эмоционально отзывчивы;
• у детей пополнился словарный запас;
• у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Вывод
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к литературному творчеству, осмысленно воспринимают его. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. С помощью литературных произведений возможно, проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявить черты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректировать нежелательные качества развивающейся личности.
Основной вывод данной работы состоит в том, что применение литературного творчества в процессе воспитания детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Экологическое обоснование
Изготовление изделия с применением пряжи – экологически чистое производство:
• практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в, почву, водоемы;
• при работе с пряжей, и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;
• практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.
Значит, выполняя данный проект, окружающей среде не нанесен какой-либо ущерб. Но, занимаясь и другими делами надо бережно относиться к природе.
ЛИТЕРАТУРА
https://www.gbs.spb.ru/old/izdat/tact1.htm
https://taktil.tosbs.ru/index.php/confer/171-kirov
https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2011/11/05/taktilnye-posobiya-dlya-slepykh-i
https://nechtoportal.ru/otechestvennaya-istoriya/istoriya-sovetskih-multikov.html
https://noviygod2016.ru/2016-god/godom-chego-obyavlen-2016-god-v-rossii.html