Наталья Лялина
Проект «Воспитание сказкой» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Рябовский детский сад»
«Воспитание сказкой».
Вторая младшая группа
Подготовила: Лялина Н. А.
с. Рябово
Проект в детском саду «Воспитание сказкой». Вторая младшая группа
Направление деятельности: познавательно – речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное.
Публикация «Проект „Воспитание сказкой“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Образовательная область: Социально-коммуникативная, Познавательная, Речевая, Художественно-эстетическая, Физическая.
Вид проекта : познавательный, художественно - эстетический.
Актуальность проекта.
В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов с такими персонажами, как «смурфики», «фиксики», «смешарики», «лунтик», «супергерои», происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Актуальность темы.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут перессказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.
Цель проекта.
Заложить в детях основы нравственного поведения, моральные ценности средствами народных сказок. Повысить уровень социально-личностных показателей развития младших дошкольников.
Задачи проекта.
Образовательные:
1. Пробуждать интерес к сказкам; 2. Познакомить детей со средствами художественной выразительности. 3. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками. 4. Формировать умение пересказывать сказки.
5. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
6. Обучать детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное; 7. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты.
Развивающие:
1. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию. 2. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
Воспитательные :
1. Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;
2. Воспитывать у детей уважение к самому себе; 3. Приобщать детей и к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Участники проекта :
- дети 2ой младшей группы,
- воспитатели группы,
- родители воспитанников.
Тип проекта : среднесрочный.
Сроки проекта : октябрь 2017г. – апрель 2018г.
Основные направления реализации проекта :
• НОД.
• Образовательная деятельность в режимных моментах.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместное творчество взрослых и детей.
• Оснащение предметно – развивающей среды.
• Работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.
2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.
3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать
добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать
эмоции и понимать чувства других.
4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.
5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.
6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
План реализации проекта.
1 этап (подготовительный).
-опрос детей «По страницам сказок»;
-анкетирование родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»;
-определение темы, целей, задач, содержания проекта;
-прогнозирование результатов;
-обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап (основной).
С детьми. 1. Знакомство с русскими народными сказками : «Теремок», «Снегурушка и лиса», «Кот, заяц и петух», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка» и др.
2. Прослушивание звукозаписей детских сказок. 3. Отгадывание загадок по сказкам.
4. Игры - драматизации по произведениям.
5. Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказочный герой» и др.
6. Показ настольного театра (пальчикового, театра картинок на палочках, театра кукол-бибабо) по сказкам.
7. Рассматривание иллюстраций по сказкам.
8. Раскрашивание раскрасок по сказкам.
9. Разучивание пальчиковых игр и физминуток по мотивам русских народных сказок.
С родителями. 1. Консультация для родителей «В чём сила сказки?».
2. Анкета для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании ребёнка».
3. Создание книги «Мамины сказки» из сочинённых родителями дидактических образовательных сказок.
3 этап (заключительный).
1. Развлечение по теме «В стране сказок»;
2. НОД по теме «Стоит в поле теремок»;
3. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
4. Театрализованная постановка музыкальной сказки «Теремок» для просмотра детьми первой младшей группы;
5. Анализ полученных результатов.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы «В стране сказок»
Подготовила воспитатель : Лялина Н. А.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
• Формировать умение детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей; продолжать знакомство детей с русскими народными сказками (познавательное развитие);
• Развивать активность детей в разговоре с педагогом; развивать умение детей услышать и понять заданный вопрос, делать простейшие обобщения (речевое развитие);
• Закреплять умение детей в работе с цветными карандашами, прививать аккуратность и опрятность; способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (мимика, жесты, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения (художественно-эстетическое развитие);
• Воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к русским народным сказкам, желание прийти на помощь (социально-коммуникативное развитие).
Материалы и оборудование: мультимедиа, книга сказок, колокольчик, шапочки сказочных персонажей, цветные карандаши, шаблоны сказочных героев для раскрашивания, кукла –бибабо (мышка)
Приемы и методы: наглядный, игровой, рассказ воспитателя, беседа.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята, сегодня с утра мне птичка принесла известие:
«Дорогие ребята! В Стране сказок приключилась беда, все сказочные герои перемешались. Просим вас помочь им попасть в свою сказку».
Ну что, поможем, ребята? (да). Сказка – это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой волшебный мир. Сказка научит быть смелым, сильным и мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым…Путешествовать по Стране сказок нам поможет волшебная книга сказок. Итак, путешествие начинается! (воспитатель звенит в колокольчик – звучит волшебная музыка).
Глазки закрываются
В страну сказок отправляемся,
Книга, книга, поспеши,
Двери в сказку отвори!
Вот мы с вами и в Стране сказок. Но почему волшебная книга не открывается? (ответы детей) Кажется я догадалась! Нам с вами нужно отгадать загадки, тогда книга и откроется!
Где и когда приключилось такое,
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал и печалилась баба.
Только кудахтала (ответ на экране)
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… (ответ на экране)
Только козой закрылась дверь,
Тут как тут голодный зверь.
Знает сказку каждый из ребят
Это (ответ на экране)
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли…пирожки.
(ответ на экране)
Разбойники белые!
Вот беды наделали:
В деревню прилетали
И мальчика украли.
Только смелая сестра
Всё равно его нашла.
Помогли ей печка,
Яблонька и речка. (ответ на экране)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.
(ответ на экране)
Он от дедушки ушел,
Он от бабушки ушел.
Круглый сам, румяный бок,
А зовется (ответ на экране)
Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из бревен и досок,
Стоит в поле (ответ на экране)
Серый волк за братьями гонялся.
В лапы ни один ему не дался.
Весело живут, смеются звонко
В домиках своих (ответ на экране)
Воспитатель : Молодцы, ребята, все загадки отгадали! Вот наша книга и открылась. Давайте откроем с вами первую страницу «Волшебные превращения». Сейчас мы с вами превратимся в героев сказок (детям предлагается одеть шапочки героев и станцевать танец).
Воспитатель : Молодцы! Открываем следующую страницу «Продолжи сказку. Сейчас я буду начинать сказку, а вы ее продолжите.
• Тянут потянут…
• Высоко сижу…
• Не садись на пенек…
• Не пей, братец, из лужицы…
• Заяц построил избушку лубяную…
• Я от дедушки ушёл…
• Дед бил-бил…
• Кто, кто в теремочке живёт…
• Козлятушки, ребятушки…
Какие вы все молодцы! Сколько сказок знаете! Но нам нужно двигаться дальше. Страница «Сказочная мастерская» (из-за ширмочки появляется Мышка – кукла бибабо).
Воспитатель : Ребята, кто это нас встречает? Мышка почему-то плачет. Давайте спросим у неё, что случилось.
Мышка: Здравствуйте, ребята! Художник, который рисовал сказки, забыл дорисовать некоторых героев и теперь дети не смогут прочитать новые сказки.
Воспитатель : Поможем мышке дорисовать сказочных героев? Но прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем наши пальчики:
Физкультминута «Рукавичка».
Из-за леса, из-за гор
(Дети шлепают ладошками по коленям.)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
(Показывают обратную сторону ладони.)
Рукавичку обронил.
(Вытянуты большим пальцем вверх– показать жест «Рукавичка».)
Мышка по полю бежала.
(Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Мышку здесь никто не ждет?
(Грозят пальцем.)
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать.
(Хлопки.)
Зайка по полю бежал,
(Жест «Зайка»)
Рукавичку увидал.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Звонко песенку поет?
(Хлопки.)
Мышка зайку пригласила,
(Зовут, жестикулируя правой рукой.)
Сладким чаем напоила.
(Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки)
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек.
(«Пекут» пирожки.)
Как по лесу шла лисичка,
(Мягкие движения кистями рук.)
Увидала рукавичку.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Звонко песенку поет?
(Хлопки.)
И лисичку пригласили.
(Мягкие движения кистями рук.)
Пирожками угостили.
(«Пекут» пирожки.)
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать.
(Движение руками вправо-влево.)
Мишка по полю гулял.
(Стучат по коленкам кулачками.)
Рукавичку увидал.
(Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет?
(Стучат правым кулачком по левой ладощке.)
Звонко песенку поет?
(Хлопки.)
Звери испугались.
(Сжать пальцы в «замок».)
В страхе разбежались.
(Развести руки в стороны.)
У вас на столе лежат картинки с героями и карандаши. Давайте разукрасим с вами героев разных сказок. (дети выполняют задание).
Воспитатель : Вот, мышка, посмотри! Ребята помогли тебе.
Мышка: Спасибо, дети! До свидания!
Воспитатель.
Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети,
В сказках чтоб добру учились,
И как в доброй сказке жили.
Сказочки кончаются,
С детками прощаются.
Воспитатель : вот и перевернута последняя страница волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в детский сад (воспитатель звенит в колокольчик – звучит волшебная музыка).
Глазки закрываются
В детский сад отправляемся.
1,2,3 -
Вернулись все из сказки мы.
Рефлексия.
Где мы сегодня с вами побывали? Какие мы сказки сегодня отгадывали? Что вам понравилось больше всего? Никогда не забывайте, сказки – это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. До скорых встреч!
Занятие по художественно - эстетическому воспитанию во второй младшей группе
"Стоит в поле теремок".
Программное содержание
• Познакомить детей с новым вариантом сказки;
• Продолжать учить детей приемам использования театра картинок на палочках, сопровождать движение героев стихами;
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;
• Воспитывать отзывчивость у детей, умение сопереживать и понимать героев сказки;
• Развивать внимание, интерес к театрально-игровой деятельности;
• Заинтересовать сплошным закрашиванием плоскости листа бумаги, путем нанесения размашистых мазков;
• Закреплять умение своевременно насыщать ворс кисти водой и краской, правильно держать кисть;
• Воспитывать интерес к работе с гуашью, способствовать возникновению чувства радости от получения результата.
Материал.
Театр картинок на палочках «Теремок», мольберт, листы бумаги (1/2 альбомного листа, с нарисованными на них свечой теремками, гуашевые краски (синяя, кисти, салфетки – на каждого ребенка.
Предварительная работа
Рассказывание сказки «Теремок» в обработке Булатова, беседа по сказке «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, работа над ролью, разучивание пальчиковой игры «Замок».
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом. Играет музыка.
Воспитатель : Где-то музыка звучит,
Кто–то в гости к нам спешит.
(Воспитатель перевоплощается в бабушку - надевает на голову платочек).
Бабушка: Здравствуйте, ребятки
Я- бабушка-рассказчица.
Я к вам в гости пришла
С собой сказку принесла.
Тише, детки, посидите!
Нашу сказку не спугните
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока.
На поляночке лесной
Стоял домик расписной
Всех зверушек спрятать мог,
Что за домик?
Дети: Теремок!
Бабушка: Вот он теремок, а вот – герои сказки (достает картинки с персонажами на палочках, дети называют). Настя будет мышкой, Поля – лягушкой, Максим – зайчиком и т. д.
Сказку мы сейчас расскажем
И расскажем, и покажем.
(Дети вместе с бабушкой показывают сказку, используя театр картинок).
Бабушка: Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю мышка бежит
У дверей остановилась и пищит:
- Пи, пи, пи! Что я вижу?
Теремок? Теремок.
На двери висит замок? Да, замок!
Как же мне его открыть?
Бабушка: Ребята, давайте поможем мышке открыть замок.
Пальчиковая игра «Замок».
На двери весит замок,
Кто его открыть бы мог?
Постучали, покрутили,
Потянули и открыли.
Бабушка: Забежала мышка в теремок и стала там жить-поживать, да песни распевать.
Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок.
Лягушка скачет из болота
В теремке ей жить охота.
- Ква! Ква! Ква!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
- Я – мышка-норушка, а ты кто?
- А я, - лягушка-квакушка.
Можно мне с тобой пожить?
Я пирожки могу лепить.
- Да, конечно, прыгай в дом!
Будет веселей вдвоем!
Бабушка: Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился, говорит:
- Ой, беда, беда, беда!
Шубку я порвал вчера
Вы пустите меня в теремок –
- Обогреться, я весь продрог.
Бабушка: Ребята, пока мышка открывает замок, давайте с зайчиком поиграем, чтобы он немного согрелся.
Физкультминутка.
«Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок».
Бабушка: Поиграли с зайкой, зайчик немного согрелся и убежал в домик – теремок. Стали они втроем жить-поживать, друг другу помогать.
Бабушка: Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок.
А по полю не спеша
Идет лисонька-лиса.
- Что за чудо теремок, теремок?
Он не низок, не высок.
Вы пустите в теремок меня,
Будем с вами мы друзья!
Зайчик: - Ладно, мы тебе поверим,
Заходи лисичка в двери.
Бабушка: Вот живут все вчетвером,
Теплый, дружный у них терем-дом.
Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок.
Как по полю, полю волк бежит,
У дверей остановился, говорит:
-Уу! Уу! Уу! Замерзли мои лапы.
Хвост совсем заледенел,
Мне скорее к печке надо!
Я бы лапы отогрел.
Звери добрые пустите,
Отогрейте! Помогите!
Лиса: - Бедный волк, входи скорее!
Мы бедняжку отогреем.
Бабушка: Стали они впятером жить-поживать, веселиться, не тужить, крепко дружить.
Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок.
А по полю уже медведь идет
Вдруг увидел теремок, как заревет:
- Уф! Уф! Уф! Уф! Уф! Уф!
Что-то мне не спится,
И в берлоге не лежится.
В дом хочу, поближе к печке.
Вон - хорошее местечко.
Ну-ка, терем-теремок
Подставляй медведю бок!
Волк: - Ой, куда ты лезешь, Миша!
Ты тяжелый! Рухнет крыша!
Бабушка: Ах, ты, Миша-Михаил,
Теремок то развалил.
Что же делать? Как тут быть?
Где же звери будут жить?
Дети: Надо новый теремок построить.
Бабушка: Правильно, животным холодно зимой
Надо, чтобы у них был дом.
Бабушка и дети проходят за столы.
Бабушка: Посмотрите на столы. У нас есть волшебные листочки. Мы их раскрасим волшебными красками и на листочках появится теремок.
Показывает способы рисования - плавно ведем кистью слева направо, закрашиваем всю поверхность листа.
Дети берут листочки, на которых свечой нарисован теремок и кисточкой наносят краску на лист. Появляется теремок.
Бабушка: Дети, посмотрите, какие чудесные теремки у нас получились!