кизлова надежда
Проект «Волшебный мир дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно- исследовательская работа:
«Волшебный мир дерева»
Актуальность темы:
С детьми читали сказку А. Н. Толстого «Приключение Буратино». Дети заинтересовались, а как из дерева сделали Буратино? А что ещё можно
сделать из дерева? Чтобы удовлетворить интерес детей, я решила провести познавательно-исследовательскую работу «Волшебный мир дерева».
Цель исследования:
Публикация «Проект „Волшебный мир дерева“» размещена в разделах
Расширить представления о дереве, его свойствах, способах переработки, о
разнообразии деревянных изделий и их назначении.
Задачи:
Расширение представлений детей о древесине, его свойствах.
Установление причинно-следственных связей между свойствами материала
и способом его использования.
Развитие умений определять существенные признаки и свойства дерева (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).
Развивать умение делать выводы.
Объект исследования: древесина.
Предмет исследования: деревянные брусочки, спилы дерева, пеньки,
поленья, опилки, доски, ДВП, ДСП.
Методы исследования:
1. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность, рассматривание и обследование различных образцов деревянных изделий.
2. Экскурсия на пилораму, в мини- музей «Русская изба»; игры, презентации, мастер-класс «Деревянные забавы», Выставка изделий из дерева «Чудесные превращения деревяшки», худ. /деятельность, чтение художественной литературы, оформление альбома «Волшебный мир дерева».
3. Наблюдение, сравнение и обобщение результатов.
Гипотеза: Обладает ли древесина различными свойствами?
Предполагаемый результат.
Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им расширить свои знания.
Дети приобретут опыт:
- в познавательно- исследовательской деятельности;
- дети могут: определить возраст дерева по годичным кольцам;
- определить деревянные изделия на ощупь;
- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками и родителями;
- умеют делать выводы
-знают и пользуются новыми словами (столяр, плотник, строитель, пилорама, опилки, стружка, циркулярка, рубанок, стамеска, дрель, ножовка, саморез, сверло, и др)
- пользоваться прибором для выжигания по дереву;
-дети знают правила безопасности при работе с инструментами;
-дети осознают, что нужно беречь деревья и не рубить напрасно.
Основная часть.
Вводная беседа
План – Конспект. Старшая группа
Тема: «Свойства древесины. Рассказ по картине И. И. Шишкина «Зима»
Программные задачи: расширить представления о древесине, качествах и свойствах материала; учить составлять рассказ по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений; развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства.
Планируемый результат: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукции картины И. Шишкина «Зима», выражает положительные эмоции; умеет поддерживать беседу о свойствах древесины, высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о красоте природы.
Материалы и оборудование : образцы дерева, лупы, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила; репродукция картины И. И. Шишкина» Зима».
Методические приёмы.
Вводная часть.
1. .Загадывание загадки
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)
1.2. Вопрос детям.
Кто работает топором? (Дровосек)
1.3. Рассказ Железного Дровосека о себе.
-Послушайте, что рассказывает о себе сказочный герой Железный Дровосек в стихотворении Татьяны Керстен:
Меня из железа Но сердце живое
Кузнец смастерил. Мне в грудь не вложил.
Он дал мне топор, А как же без сердца
Научил им рубить. Любить мне и жить?
1.4. Пальчиковая физкульт. минутка.
Захотели утром рано
Побороться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав
Разошлись, рога подняв.
1.5. Сообщение цели.
- Давайте вместе с Железным Дровосеком отправимся в зимний лес и
расскажем ему о древесине, которую он умеет рубить.
II. Основная часть
2.1 Рассказ воспитателя о древесине.
Заготавливали лес под строительство зимой. Не случайно древние славяне называли январь сечень. По известным приметам, строевой лес рубили в новолунье, так как вырубленный на ущербе сгнивает. Размер дерева подбирали согласно поговорке: «Всяк по себе дерево рубит», чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило, года три уходило на подготовительные работы перед кладкой сруба.
И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекали взгляд.
Древесина идёт на изготовление бумаги, мебели, на строевой и пильный лес.
2.2 Словарная работа
Древесина- один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.
2.3 Вопросы к детям
-Как узнать, сколько лет дереву? (Рассмотрите спила дерева, зарисовка колец.)
-Опишите свойства дерева. (Дерево твердое, но его можно рубить, пилить, строгать.)
-Из чего сделаны спички? (Из дерева.)
-Почему их нельзя зажигать детям? (Можно обжечься, может быть пожар и т. д.)
-Почему гвозди тонут, а бруски нет? (Дерево легкое, оно не тонет, а гвоздь тяжелый, из металла, тонет.)
2.4Загадывание загадки
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит, слезы льет (Зима.)
Производство древесины
(Показ презентации)
Описание опытов по древесине
Опыт 1. Откуда появилась деревянная пластина.
Цель: выяснить - откуда появилась деревянная пластина.
Средства: Плакаты, деревянные брусочки
Способы: Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину.
Отгадали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом. Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где
их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева.
Словарная работа: Древесина, бревна, спил
Вывод: Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Опыт 2 Экскурсия на пилораму..
Цель: закреплять знания детей о древесине и его переработке
на производстве
Средства:
Способы: Экскурсия на пилораму, наблюдение за способами
распила бревен, получением брусков, досок, реек, отходы от производства (опилок и стружки.)
Словарная работа: доска, рейка, опилки, стружка, пилорама.
Вывод: дерево можно строгать, пилить, а после работы остаются
опилки – древесная стружка, которую также используют для
изготовления мебели на фабриках.
Опыт 3 : Сколько дереву лет?
Цель: Познакомить детей со способом определения возраста
дерева рассматривая его спил.
Средства: Спилы разных деревьев
Способы: Рассматривание годовых колец на спилах разных деревьев
Словарная работа : спил, годовые кольца.
Вывод: Древесина имеет свой рисунок, Дерево растет, по кольцам ствола можно определить возраст дерева.
Опыт 4 : Дерево твердое, его можно распилить, построгать
Цель: Познакомить детей со способом обработки
Дерева вручную.
Средства: маленькая пила, ножовка, стамеска, рубанок, деревянный
брусочек, шкурка.
Способы: Просмотр развивающего мультфильма «Ручная пила» из цикла «Изучаем инструмент». Наблюдение за распилом деревянного брусочка вручную.
ОБЖ: Осторожно ЗАНОЗА, правила безопасности при использовании столярных инструментов.
Словарная работа: Брусок, рубанок,шкурка, заноза, ножовка, стамеска.
Вывод: Дерево твёрдое, его можно распилить, хорошо поддаётся обработке.
Опыт 6. Из опилок можно получить строительный материал
ДВП, ДСП, ЮСБ, Бумагу
Цель: Уточнить представление о процессе изготовления
бумаги, способах переработки опилок
Средства: Видеоролик о процессе изготовления бумаги,
рассматривание материалов из опилок и стружки,
крашеные опилки
Способы: Просмотр видеоролика, беседа,
рассматривание материалов из опилок и стружки,
изготовление аппликации из крашеных опилок с помощью клея
Словарная работа: Стружка, ДВП
Вывод: из опилок тоже можно изготовить материал.
Опыт 7. Дерево плавает
Цель: Дать детям представления о том,что дерево плавает.
Средства: деревянные и металлические предметы
Способы: проверить как плавают предметы
Словарная работа:
Вывод: дерево не тонет, на намокает, его используют для изготовления
Плавательных средств (лодки, плоты и др)
Опыт 8. Дерево горит
Цель: Дать детям представление о том что дерево горит
Средства: Каминные спички большого размера, доска с
трафаретом, выжигательный аппарат
Способы: Наблюдение за тем, как воспламеняется дерево,
обсудить правила безопасности. Наблюдение за выжиганием
рисунка на дереве, самостоятельная работа под присмотром
воспитателя.
ОБЖ: спички детям брать нельзя, правила безопасного обращения с выжигательным аппаратом.
Словарная работа: Спички, воспламенение, выжигательный аппарат.
Вывод: Дерево горит и обгорает.
Опыт 9. Древесина сохраняет тепло?
Цель: Дать детям представление о свойстве дерева сохранять тепло.
Средства: кирпич, деревянный брусок, иллюстрации о использовании дерева в строительстве домов.
Способы: рассматривание иллюстраций, тактильное обследование деревянных и каменных материалов.
Вывод: Дерево сохраняет тепло.
Опыт 10. Изделия из дерева можно покрасить
Цель: Расширить представление детей о том, что дерево можно
Красить разными способами (кистью, пулевизатором, поролоном
Средства: Видеоролик о способах покраски дерева,
Деревянные доски, краска, палитра, трафарет, поролон
Способы: Просмотр видеоролика; С помощью трафарета и
красок раскрасить деревянную доску.
Вывод: Дерево можно покрасить.
Опыт 11 Из дерева можно строить.
Цель: Показать детям способы скрепления деревянных изделий.
Средства: Молоток, гвозди, отвертка, шуруповерт, шурупы, заготовки
для изготовления деревянной игрушки.
Способы: Показ родителями как из дерева можно изготовить игрушки.
Вывод: Дерево можно скрепить
Заключение
В ходе Исследования дети познакомились со способами обработки
дерева, разнообразием деревянных изделий, в процессе организации познавательной деятельности сформировалось уважительное отношение к профессиям людей, работающих в этой сфере; пополнят запас знаний о производстве дерева, изготовлении деревянных изделий, их назначении; приобрели знания о правилах работы с разными инструментами, узнали
много интересного о росписи по дереву; активизировали и обогатили словарный запас; развили умение самостоятельно идти к заданной цели,
делать выводы из опыта.
Работа над исследовательской работой может осуществляться как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей под руководством педагога. К участию в работе привлекались родители воспитанников. Итогом работы стало изготовление деревянной книги.
Список используемой литературы:
1. Образовательная программа «От рождения до школы»
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Игры- эксперименты с дошкольниками»
В. А. Деркунская, А. А. Ошкина.
3. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
(4-7л) Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов.
4. «Проектная деятельность дошкольников»(5-7л)
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
5. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с
окружающим миром»
Л. Ю. Павлова.
6. «Хрестоматия для чтения в детском саду и дома» (4-5л)
7. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (6-7л)
О. В. Дыбина.
8. «Этические беседы с детьми»( 4-7лет)
В. И. Петрова, Т. Д. Стульник.
9. «Трудовое воспитание в детском саду»(3-7л)
Л. В. Куцакова.
10. Интернет-рессурс.