МААМ-картинки

Проект «Волшебный мир дерева»

кизлова надежда
Проект «Волшебный мир дерева»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно- исследовательская работа:

«Волшебный мир дерева»

Актуальность темы:

С детьми читали сказку А. Н. Толстого «Приключение Буратино». Дети заинтересовались, а как из дерева сделали Буратино? А что ещё можно

сделать из дерева? Чтобы удовлетворить интерес детей, я решила провести познавательно-исследовательскую работу «Волшебный мир дерева».

Цель исследования:

Публикация «Проект „Волшебный мир дерева“» размещена в разделах

Расширить представления о дереве, его свойствах, способах переработки, о

разнообразии деревянных изделий и их назначении.

Задачи:

Расширение представлений детей о древесине, его свойствах.

Установление причинно-следственных связей между свойствами материала

и способом его использования.

Развитие умений определять существенные признаки и свойства дерева (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).

Развивать умение делать выводы.

Объект исследования: древесина.

Предмет исследования: деревянные брусочки, спилы дерева, пеньки,

поленья, опилки, доски, ДВП, ДСП.

Методы исследования:

1. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность, рассматривание и обследование различных образцов деревянных изделий.

2. Экскурсия на пилораму, в мини- музей «Русская изба»; игры, презентации, мастер-класс «Деревянные забавы», Выставка изделий из дерева «Чудесные превращения деревяшки», худ. /деятельность, чтение художественной литературы, оформление альбома «Волшебный мир дерева».

3. Наблюдение, сравнение и обобщение результатов.

Гипотеза: Обладает ли древесина различными свойствами?

Предполагаемый результат.

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им расширить свои знания.

Дети приобретут опыт:

- в познавательно- исследовательской деятельности;

- дети могут: определить возраст дерева по годичным кольцам;

- определить деревянные изделия на ощупь;

- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками и родителями;

- умеют делать выводы

-знают и пользуются новыми словами (столяр, плотник, строитель, пилорама, опилки, стружка, циркулярка, рубанок, стамеска, дрель, ножовка, саморез, сверло, и др)

- пользоваться прибором для выжигания по дереву;

-дети знают правила безопасности при работе с инструментами;

-дети осознают, что нужно беречь деревья и не рубить напрасно.

Основная часть.

Вводная беседа

План – Конспект. Старшая группа

Тема: «Свойства древесины. Рассказ по картине И. И. Шишкина «Зима»

Программные задачи: расширить представления о древесине, качествах и свойствах материала; учить составлять рассказ по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений; развивать устную речь детей; воспитывать эстетические чувства.

Планируемый результат: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукции картины И. Шишкина «Зима», выражает положительные эмоции; умеет поддерживать беседу о свойствах древесины, высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о красоте природы.

Материалы и оборудование : образцы дерева, лупы, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила; репродукция картины И. И. Шишкина» Зима».

Методические приёмы.

Вводная часть.

1. .Загадывание загадки

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор)

1.2. Вопрос детям.

Кто работает топором? (Дровосек)

1.3. Рассказ Железного Дровосека о себе.

-Послушайте, что рассказывает о себе сказочный герой Железный Дровосек в стихотворении Татьяны Керстен:

Меня из железа Но сердце живое

Кузнец смастерил. Мне в грудь не вложил.

Он дал мне топор, А как же без сердца

Научил им рубить. Любить мне и жить?

1.4. Пальчиковая физкульт. минутка.

Захотели утром рано

Побороться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав

Разошлись, рога подняв.

1.5. Сообщение цели.

- Давайте вместе с Железным Дровосеком отправимся в зимний лес и

расскажем ему о древесине, которую он умеет рубить.

II. Основная часть

2.1 Рассказ воспитателя о древесине.

Заготавливали лес под строительство зимой. Не случайно древние славяне называли январь сечень. По известным приметам, строевой лес рубили в новолунье, так как вырубленный на ущербе сгнивает. Размер дерева подбирали согласно поговорке: «Всяк по себе дерево рубит», чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило, года три уходило на подготовительные работы перед кладкой сруба.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекали взгляд.

Древесина идёт на изготовление бумаги, мебели, на строевой и пильный лес.

2.2 Словарная работа

Древесина- один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.

2.3 Вопросы к детям

-Как узнать, сколько лет дереву? (Рассмотрите спила дерева, зарисовка колец.)

-Опишите свойства дерева. (Дерево твердое, но его можно рубить, пилить, строгать.)

-Из чего сделаны спички? (Из дерева.)

-Почему их нельзя зажигать детям? (Можно обжечься, может быть пожар и т. д.)

-Почему гвозди тонут, а бруски нет? (Дерево легкое, оно не тонет, а гвоздь тяжелый, из металла, тонет.)

2.4Загадывание загадки

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит, слезы льет (Зима.)

Производство древесины

(Показ презентации)

Описание опытов по древесине

Опыт 1. Откуда появилась деревянная пластина.

Цель: выяснить - откуда появилась деревянная пластина.

Средства: Плакаты, деревянные брусочки

Способы: Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину.

Отгадали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево. Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом. Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где

их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева.

Словарная работа: Древесина, бревна, спил

Вывод: Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.

Опыт 2 Экскурсия на пилораму..

Цель: закреплять знания детей о древесине и его переработке

на производстве

Средства:

Способы: Экскурсия на пилораму, наблюдение за способами

распила бревен, получением брусков, досок, реек, отходы от производства (опилок и стружки.)

Словарная работа: доска, рейка, опилки, стружка, пилорама.

Вывод: дерево можно строгать, пилить, а после работы остаются

опилки – древесная стружка, которую также используют для

изготовления мебели на фабриках.

Опыт 3 : Сколько дереву лет?

Цель: Познакомить детей со способом определения возраста

дерева рассматривая его спил.

Средства: Спилы разных деревьев

Способы: Рассматривание годовых колец на спилах разных деревьев

Словарная работа : спил, годовые кольца.

Вывод: Древесина имеет свой рисунок, Дерево растет, по кольцам ствола можно определить возраст дерева.

Опыт 4 : Дерево твердое, его можно распилить, построгать

Цель: Познакомить детей со способом обработки

Дерева вручную.

Средства: маленькая пила, ножовка, стамеска, рубанок, деревянный

брусочек, шкурка.

Способы: Просмотр развивающего мультфильма «Ручная пила» из цикла «Изучаем инструмент». Наблюдение за распилом деревянного брусочка вручную.

ОБЖ: Осторожно ЗАНОЗА, правила безопасности при использовании столярных инструментов.

Словарная работа: Брусок, рубанок,шкурка, заноза, ножовка, стамеска.

Вывод: Дерево твёрдое, его можно распилить, хорошо поддаётся обработке.

Опыт 6. Из опилок можно получить строительный материал

ДВП, ДСП, ЮСБ, Бумагу

Цель: Уточнить представление о процессе изготовления

бумаги, способах переработки опилок

Средства: Видеоролик о процессе изготовления бумаги,

рассматривание материалов из опилок и стружки,

крашеные опилки

Способы: Просмотр видеоролика, беседа,

рассматривание материалов из опилок и стружки,

изготовление аппликации из крашеных опилок с помощью клея

Словарная работа: Стружка, ДВП

Вывод: из опилок тоже можно изготовить материал.

Опыт 7. Дерево плавает

Цель: Дать детям представления о том,что дерево плавает.

Средства: деревянные и металлические предметы

Способы: проверить как плавают предметы

Словарная работа:

Вывод: дерево не тонет, на намокает, его используют для изготовления

Плавательных средств (лодки, плоты и др)

Опыт 8. Дерево горит

Цель: Дать детям представление о том что дерево горит

Средства: Каминные спички большого размера, доска с

трафаретом, выжигательный аппарат

Способы: Наблюдение за тем, как воспламеняется дерево,

обсудить правила безопасности. Наблюдение за выжиганием

рисунка на дереве, самостоятельная работа под присмотром

воспитателя.

ОБЖ: спички детям брать нельзя, правила безопасного обращения с выжигательным аппаратом.

Словарная работа: Спички, воспламенение, выжигательный аппарат.

Вывод: Дерево горит и обгорает.

Опыт 9. Древесина сохраняет тепло?

Цель: Дать детям представление о свойстве дерева сохранять тепло.

Средства: кирпич, деревянный брусок, иллюстрации о использовании дерева в строительстве домов.

Способы: рассматривание иллюстраций, тактильное обследование деревянных и каменных материалов.

Вывод: Дерево сохраняет тепло.

Опыт 10. Изделия из дерева можно покрасить

Цель: Расширить представление детей о том, что дерево можно

Красить разными способами (кистью, пулевизатором, поролоном

Средства: Видеоролик о способах покраски дерева,

Деревянные доски, краска, палитра, трафарет, поролон

Способы: Просмотр видеоролика; С помощью трафарета и

красок раскрасить деревянную доску.

Вывод: Дерево можно покрасить.

Опыт 11 Из дерева можно строить.

Цель: Показать детям способы скрепления деревянных изделий.

Средства: Молоток, гвозди, отвертка, шуруповерт, шурупы, заготовки

для изготовления деревянной игрушки.

Способы: Показ родителями как из дерева можно изготовить игрушки.

Вывод: Дерево можно скрепить

Заключение

В ходе Исследования дети познакомились со способами обработки

дерева, разнообразием деревянных изделий, в процессе организации познавательной деятельности сформировалось уважительное отношение к профессиям людей, работающих в этой сфере; пополнят запас знаний о производстве дерева, изготовлении деревянных изделий, их назначении; приобрели знания о правилах работы с разными инструментами, узнали

много интересного о росписи по дереву; активизировали и обогатили словарный запас; развили умение самостоятельно идти к заданной цели,

делать выводы из опыта.

Работа над исследовательской работой может осуществляться как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей под руководством педагога. К участию в работе привлекались родители воспитанников. Итогом работы стало изготовление деревянной книги.

Список используемой литературы:

1. Образовательная программа «От рождения до школы»

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. «Игры- эксперименты с дошкольниками»

В. А. Деркунская, А. А. Ошкина.

3. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

(4-7л) Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов.

4. «Проектная деятельность дошкольников»(5-7л)

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.

5. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с

окружающим миром»

Л. Ю. Павлова.

6. «Хрестоматия для чтения в детском саду и дома» (4-5л)

7. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (6-7л)

О. В. Дыбина.

8. «Этические беседы с детьми»( 4-7лет)

В. И. Петрова, Т. Д. Стульник.

9. «Трудовое воспитание в детском саду»(3-7л)

Л. В. Куцакова.

10. Интернет-рессурс.

Публикации по теме:

Педагогический краткосрочный проект «Волшебный мир театра»Педагогический краткосрочный проект «Волшебный мир театра» Тип проекта – творческий, игровой. Вид проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя) Участники проекта – воспитатель Шилина Е. В., дети средней.

Проект «Театр — это волшебный мир»Проект «Театр — это волшебный мир» I.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи являются центральной задачей речевого воспитания.

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный мир бумаги» Тема: Волшебный мир бумаги Паспорт проекта Вид проекта: познавательно-исследовательский Сроки проведения: 1 месяц. Участники исследования.

Проект «Волшебный мир цветов» Проект «Волшебный мир цветов» Для детей средней группы МБДОУ детский сад № 16 Воспитатель: Сытник О. Н. Проект «В волшебном мире.

Проект «Волшебный мир общения» для подготовительной к школе группы Проект "Волшебный мир общения" Актуальность проекта Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником,.

Проект «Волшебный мир ощущений» Проект «Волшебный мир ощущений» Тема: Формирование сенсорных представлений младших дошкольников средствами природы ближайшего окружения.

Проект «Волшебный мир сказок» (старшая группа)Проект «Волшебный мир сказок» (старшая группа) Проект «Волшебный мир сказок» (старшая группа) Технологическая карта проекта Вид проекта: групповой, художественно-эстетический. Участники.

Проект «Волшебный мир театра» в средней группе ПРОЕКТ «Волшебный мир театра» Проект - долгосрочный, творческий. Участники проекта: Дети средней группы; Воспитатель;.

Проект «Волшебный мир воды» Проект «Волшебный мир воды» (средняя группа 4-5 лет) МКДОУ Сенгилеевский детский сад «Солнышко» Выполнила воспитатель первой квалификационной.

Проект «Волшебный мир звуков» Тема проекта: «Волшебный мир звуков» Сроки реализации: долгосрочный. Тип проекта: творческий. Авторы проекта: воспитатели старшей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебный мир дерева»
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 09:53
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебный мир дерева»» (включая файлы) размещена пользователем кизлова надежда (УИ 417924) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД