Надежда Вохромеева
Проект «Волшебный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный мир воды» (средняя группа 4-5 лет) МКДОУ Сенгилеевский детский сад «Солнышко»
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Вохромеева Н. Н.
Вид проекта :
информационный, познавательно - исследовательский, творческий, педагогический.
Цель проекта :
формировать у дошкольников 4-5 лет элементарные представления о воде, ее свойствах и значении в жизни живых существ и человека.
Задачи проекта :
в области профессиональной деятельности:
Публикация «Проект „Волшебный мир воды“» размещена в разделах
• изучить психолого-педагогическую литературу по ознакомлению дошкольников с опытно-экспериментальной деятельностью;
• разработать диагностический инструментарий по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с водой;
• разработать содержание работы с дошкольниками по расширению знаний о воде;
в области образовательной деятельности с дошкольниками:
• формировать у дошкольников первоначальные представления о воде, о значении воды в жизни человека и всего живого;
• формировать представления о свойствах воды;
• формировать у дошкольников навыки опытно - экспериментальной деятельности;
• развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
• развивать у дошкольников ценностное отношение к воде;
• развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
• способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные и дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора;
• воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
в области взаимодействия с семьё й и социумом:
• повышать уровень педагогической культуры родителей в воспитании и развитии дошкольников;
• повышать компетентность родителей по использованию водных ресурсов;
• побуждать родителей к участию в образовательном процессе воспитания детей.
Срок реализации проекта :
1 неделя.
Участники проекта :
дети 4-5 лет, родители детей, педагоги.
Образовательные области:
«Социально-коммуникативное» (игровая и коммуникативная деятельность);
«Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность);
«Речевое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора);
«Художественно – эстетическое развитие» (рисование, аппликация, конструирование).
Актуальность.
Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.
Опытно-экспериментальная деятельность – одна из самых доступных способов познания свойства воды. Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Актуальность проекта заключается в следующем:
• необходимость разработки проекта по формированию познавательной активности дошкольников 4-х лет через детское экспериментирование;
• реализация творческого потенциала коллектива;
• создание единого образовательного пространства, объединяющего ДОУ и семью.
Предполагаемые результаты реализации проекта
в области образовательной деятельности с дошкольниками:
• повышение уровня знаний детей о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, воспитание бережного отношения к воде;
• появление новых умений и навыков при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепление навыков взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
• развитие познавательного интереса, инициативности, самостоятельности, творческих способностей;
• активизация и обогащение речи детей, активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов;
в области профессиональной деятельности:
• повышение уровня знаний и практических умений воспитателей в вопросах организации образовательного процесса для детей среднего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности;
в области взаимодействия с семьё й и социумом:
• взаимодействие с родителями по вопросам формирования у средних дошкольников навыков опытно - экспериментальной деятельности.
• повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
Теоретическое обоснование проекта
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Главное достоинство проекта в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. На сегодняшний период особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Направление работы, этапы, планирование
Подготовительный этап
Работа педагога.
Цели:
• определение темы, цели, задач проекта, участников проекта;
• систематизация материала (конспекты, консультации, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
• организация предметно-развивающего пространства в опытно- экспериментальной деятельности.
• изучение методической литературы, подбор книг, создание библиотеки в группе.
• определение объема знаний детей о воде, в соответствии с возрастом детей группы, учитывая требования «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
• определение вопросов диагностики детей по теме, формы фиксации результатов;
• определение содержания, методов, форм работы с детьми и родителями по проекту;
• подборка опытов с описанием проведения.
• разработка перспективного планирования с учётом возрастных
особенностей детей по играм экспериментам.
Взаимодействие с родителями и социумом
Цели:
• заинтересованность родителей проектом.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста
Цели:
• формирование у детей первичных представлений о воде;
• подвести к восприятию художественных произведений о воде.
Основной этап
Работа педагога
Цели:
• повышение теоретического и практического уровня в организации работы в опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста;
• повышение компетентности педагога в организации образовательного процесса по формированию у детей первоначальных представления о воде, о значении воды в жизни человека и всего живого;
Взаимодействие с родителями
Цели:
• заинтересованность родителей опытно-экспериментальной деятельностью;
• определение технологии участия семей воспитанников в проекте.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста
Цели:
• формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений об основных физических свойствах и явлениях воды, снега и льда.
• формирование у детей познавательной активности при проведении наблюдений, исследований;
• формирование положительных эмоций в ходе опытов и экспериментов;
• воспитание бережного отношения к водным ресурсам; аккуратности при играх с водой и правилам безопасности.
Заключительный этап
Работа педагога
Цель:
• повышение качества образования в области экспериментирования;
• систематизация накопленного педагогического опыта.
Взаимодействие с родителями
Цель:
• реализация творческого потенциала;
• привлечение к работе родителей по ознакомлению детей с водой.
Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста
Цель:
• развитие коммуникативных способностей детей: доброжелательному и вежливому обращение к сверстникам и взрослым;
• знания некоторых произведений о воде.