Елена Просыпкина
Проект «Волшебный мир ощущений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный мир ощущений»
Тема: Формирование сенсорных представлений младших дошкольников средствами природы ближайшего окружения.
Воспитатель: Просыпкина Е. В.
Тип проекта : краткосрочный, познавательно-исследовательский.
Участники проект : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
Сроки реализации: сентябрь-октябрь.
Публикация «Проект „Волшебный мир ощущений“» размещена в разделах
Актуальность: Педагогические исследования свидетельствуют, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, как процесса отражения предмета или явления через воздействие на органы чувств.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов.
Для лучшего развития сенсорных способностей детей, особенно детей младшего возраста необходимо живое общение с миром природы. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками- многоцветием, запахами, шумами. Природа постоянно привлекает внимание ребёнка, заставляет включать в познавательный процесс различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние слух.
Дальнейший успех ребё нка зависит от уровня развития сенсорных способностей: насколько он совершенно слышит, видит осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией.
Поэтому Целью проекта стало развитие сенсорных способностей средствами природы. (деревья, листья, шишки)
Задачи:
• Учить детей наблюдать, видеть интересное в природе, вокруг себя.
• Учить детей обследовать предметы, выделяя их цвет, величину форму.
• Развивать осязание детей.
• Воспитывать доброе, гуманное отношение детей к миру природы.
Для решения этих задач использовала разные формы работы.
I-этап подготовительный
Изучение литературы по теме, создание пособий и игр, анализ практических и теоретических знаний детей. Пополнение развивающей среды, подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями. Подготовка дидактического обеспечения для реализации проекта.
II-этап практический
Содержание Цель Формы организации
«Деревья, листья, шишки» Дать элементарные представления о деревьях, растущих на территории детского сада.
Учить сравнивать деревья по внешним признакам.
Развивать наблюдательность, внимание.
Побуждать вычленять некоторые особенности (части, размеры, форму, цвет).
Способствовать овладению способами обследования.
Развивать зрительно-моторное восприятие. • Чтение:
К. Чуковского «Чудо-дерево», «Ёлка»
И. Ревю «Как сосна друга искала»,
«Ёлочка,ёлочка колкая иголочка»
Загадки про деревья, листья, плоды.
Сказка «Спор деревьев»
• Наблюдение за высокими и низкими деревьями.
Наблюдение за разноцветными листьями.
• НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наши деревья»
• НОД по рисованию «Наряд для ёлочки» (рисование пальчиками)
• НОД по ФЭМП «Листик жёлтый, листик красный»
• НОД «Ёжик из шишки» (конструирование)
• Сбор листьев и шишек на прогулке
• Дид. игры:
«Найди листочек»
«Деревья и их плоды»
«С какого дерева листочек»
«Собери листочек» (большой, красный)
«Угадай по описанию»
«Найди листок, какой покажу»
«Разложи шишки по величине»
• Пальчиковые игры:
«Листочки танцуют»
«Я играю с шишкой»
• Просмотр мультфильмов:
«Лист и Осень»
«С какого дерева листочек?»
• Опыты:
«Погладь свой листок»
«Почему листья меняют цвет»
«Куда улетает листик»
«Рисование листочком»
«Кора»
«Прочная кора»
«Узнай лист на ощупь
«Чья шишка больше, иголочка длиннее»
• Подвижные игры:
«Листопад»
«Найди своё дерево»
«Большому дереву беги»
«Раз, два, три-этот лист бери»
III-этап заключительный
Совместно с родителями организовать выставку «Тактильный листочек».
Консультация для родителей «Как интересно погулять с ребёнком»
Сделать картотеку загадок про деревья и листики.
Привлечь родителей к изготовлению тактильного дерева.
Ожидаемые результаты: Дети могут выделять общий признак (все листики-большие, все-жёлтые, эти-красные). Могут сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, пользуясь приёмом наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами. Умеют обследовать форму листьев, шишек используя зрение и осязание. Дети с интересом включаются в практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых начинают самостоятельно выделять скрытые свойства объекта.
Вывод: Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.