Елена Владимировна Коновалова
Проект «Волшебный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Волшебный мир звуков»
Сроки реализации: долгосрочный.
Тип проекта: творческий.
Авторы проекта: воспитатели старшей группы
Участники проектной деятельности: воспитанники и родители старшей группы МАДОУ ДС «Дарование»
Срок реализации проекта: сентябрь 2017 – апрель 2018
Публикация «Проект „Волшебный мир звуков“» размещена в разделах
Актуальность проекта: Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок. Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте.
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
По данным диагностики, проведённой в начале учебного года, у большинства детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Проект «В мире звуков и букв» позволяет решить основные пробелы в знаниях и умениях дошкольников по формированию фонематических процессов.
Цель проекта: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи реализации проекта:
1. Сформировать у дошкольников звуковую сторону речи;
2. Развивать фонематические процессы - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
3. Сформировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
4. Познакомить детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
5. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировано умение правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях, четко дифференцировать звуки родного языка;
2. Сформировано умение различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
3. Развитие фонематического слуха и восприятия, сформированы навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
4. У дошкольников повысилась заинтересованность, активность, самостоятельность.
5. Тесное сотрудничество педагогов ДОО с семьями воспитанников при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Условия реализации:
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОО и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение ППРС.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3этап –заключительный
Подготовительный этап
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно -пространственной развивающей среды группы тематическим содержанием
Основной этап
Содержание Участники Сроки
Проведение родительского собрания «Ребёнок на пороге школы». Анкетирование Воспитатели
родители Сентябрь
Познавательные беседы с детьми «Для чего нужно читать», «Буквы и звуки», «Звук, слог, слово». Воспитатели
дошкольники Сентябрь - октябрь
Подбор дидактических игр и упражнений
«Буква потерялась», «Назови первый звук в слове», «Где спрятался звук?», «Разложи картинки», «Найди слова с заданным звуком» и др. воспитатели
дошкольники
родители октябрь
Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв воспитатели
дошкольники ноябрь
Дидактические игры: Д/и «Посчитай звуки», «Слово на звук», "Продолжи слово", «Цепочка слов», «Угадай слово», «Весёлый поезд», «Внимательные ушки», «Запомни слова», «Слушай, смотри», «Охотники», «Различай и повторяй», «Поймай звук», «Флажок» воспитатели
дошкольники В течение всего времени реализации проекта
Викторина «Игры со звуками и буквами» воспитатели
дошкольники ноябрь
Создание презентаций, просмотр видео Воспитатели
дошкольники
родители Декабрь
январь
Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Воспитатели
дошкольники
родители Март
февраль
Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас» воспитатели
дошкольники
родители Март
Пополнение библиотеки стихотворениями, скороговорками, чистоговорками по теме. Воспитатели
дошкольники В течение всего времени реализации проекта
Пополнение речевого уголка атрибутами играми на развитие дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения, схемами, моделями слов воспитатели
дошкольники
родители февраль - апрель
Оформление информации о проведенной работе по проекту для родителей (стенд)
Распространение памяток – рекомендаций по обучению детей грамоте воспитатели апрель
Заключительный этап
Подведение итогов
Праздник правильной и красивой речи с выступлением детей (презентации).
Результат проекта:
Проект «Волшебный мир звуков» реализовал поставленные задачи.
Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Формы реализации проекта:
Беседы;
Непосредственная образовательная деятельность;
Оформление альбомов и коллажей;
Познавательное чтение;
Дидактические, настольно – печатные игры;
Презентации;
Выставки;
Викторина
Ресурсное обеспечение проекта:
Речевой уголок в группе.
Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты занятий, сценарий праздника и т. д.).
Подборка художественной литературы
Подборка демонстрационного материала
Подготовка презентаций
Продукты проекта:
1. Азбуки для детей с рисунками букв и коллажи «Где спряталась буква?».
2. Выставка «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас»
3. Памятки – рекомендации родителям по бучению детей грамоте
4. Сценарий праздника правильной и красивой речи.