Неля Самылкина
Проект «Волшебные краски Мордовии. Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».
В. Сухомлинский
Актуальность темы
Сейчас актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении корням и национальным истокам мордовского народа, так как необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Публикация «Проект „Волшебные краски Мордовии, Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребенка, воспитание его творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства. Главным помощником педагога в деле развития эмоционального развития личности ребенка становится искусство, прежде всего народное искусство. К тому же народное искусство зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное.
Особая роль в моей работе отводится народно-прикладному искусству Мордовии. Мордовское народно-прикладное искусство представляет яркое, самобытное явление нашей современности. Среди других народов и народностей РФ художественное творчество мордвы выделяет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Благодаря восприятию прекрасного в искусстве, человек открывает прекрасное в себе.
Знакомство детей с мордовским народным художественным промыслом, отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного мордовского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями мордовского народа, ознакомление с мордовским народным костюмом, его элементами – все это происходит на комбинированных занятиях. На физкультурных занятиях тоже происходит обращение к мордовскому народному творчеству.
Таким образом, знакомство с этнокультурой может реализовываться во всех направлениях работы с детьми и предлагает решение целого ряда задач речевого, познавательного развития, формирования математических представлений.
Гипотеза
Воспитание ребенка не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. В настоящем проекте представлен опыт ознакомления детей с мордовской культурой, обычаями и традициями посредством приобщения к народно-декоративному творчеству. Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни. Таким образом, у детей проявляется любовь к Родине.
Тип проекта. Групповой
Цели проекта
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям мордовской культуры.
2. Через декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии изучение истории, культуры родного края.
3. Воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.
Задачи
X удожественно-эстетическое развитие:
Развитие интереса к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства
Расширение представления об изделиях мордовско-прикладного искусства, учить узнавать их характерные особенности, обращать внимание детей на выразительные средства (цвет, форму, величину
Знакомство с произведениями живописи мордовских художников, скульптора С. Д. Эрьзи и нахождение их связи с народным творчеством
Развитие творческих способностей детей, мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов, -внимания, памяти, мышления, воображения средствами изо деятельности.
Познавательно-речевое развитие
знакомство с национальной одеждой, украшениями, их названиями (панар, панго, сорока, сюлгам и т. п. ,с элементами мордовской вышивки, их названием
знакомство с этническими особенностями края, расширение представлений об окружающей действительности
ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами, с народными сказками и былинами, писателями Мордовии, прослеживание связи с декоративно-прикладным искусством
На занятиях дети знакомятся с видами искусства мордвы : живопись Сычкова В. Ф, Попкова В. А., Беднова В. А., Илюхина В. Д. и др мордовских художников, мордовское декоративно-прикладное искусство, книжная графика мордовского издательства «Красный Октябрь», скульптура (творчество С. Д. Эрьзи). Учатся высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, называют основные выразительные средства. На занятиях по изо-деятельности дети знакомятся с народными промыслами : с деревянной игрушкой Подлесной Тавлы, с ювелирными изделиями (монисто, сюлгам, с предметами быта, с частями национальный одежды, выделяя их характерные особенности. Работа проводится в форме бесед и практических занятий.
На рисовании дети осваивают приёмы от простого к более сложному. Дети создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные по мотивам мордовской вышивки (например, «Укрась салфетку, полотенце», «Укрась варежку, передник», предметные и сюжетные композиции на тему окружающей жизни, литературных произведений (например, тема «Мой край родной», «Животные Мордовии», по мотивам мордовской народной сказки и др.).
Наряду с общепринятыми техническими средствами обучения (кисти, карандаши, мелки и т. п.) дети в процессе занятий по рисованию осваивают новые технические средства (поролоновые тампоны, тычки, ватные палочки). На занятиях дети раскрывают свои способности в «пальчиковом» рисовании. Например, для создания украшений панго (эрзянский головной убор) использовали прием – волшебные палочки, для создания сюлгам – тычки и ватные палочки. На рисовании ребята учатся выделять выразительные средства (форма, цвет, колорит, композиция., обучаются смешиванию красок, использованию различных цветов и оттенков для создания выразительных образов.
На занятиях по лепке наряду с пластилином дети знакомятся с глиной, пластическими пастами, тестом. У детей воспитывается интерес к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии. В процессе лепки дети идут от простого к сложному. Младшие лепят упрощённые формы (например, птичка, старшие лепят более сложные (животных мордовских лесов, поделки по мотивам изделий народных промыслов – свистульки, посуду). Все фигурки дети с большим интересом расписывают. В работах детей используется способ налепа и рельефа.
В работе над аппликацией дети развивают свои умения в работе с ножницами, бумагой и клеем. Дети создают комбинации узоров как из деталей, подготовленных, так и самостоятельно вырезанных. Большой интерес дети проявляют в подборе бумаги нужного цвета, в работе над композицией, в освоении приёмов вырезания, в использовании бумаги разной фактуры, обрывной аппликации.
Этапы работы по обучению детей декоративно-прикладной изо-деятельности
1. Подготовительный этап:
• чтение литературы,
• рассматривание иллюстраций, образцов,
• репродукций картин мордовских художников,
• знакомство с семантикой мордовского орнамента и т. п.
2. Когнитивный этап
• изо- деятельность детей дошкольного возраста.
3. Обобщающе-игровой этап
• оформление сюжетных сцен
• настольный театр
• самостоятельные игры с созданными изображениями.
На подготовительном этапе дети учатся выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, а самое главное, пытаются «прочитать» информацию, «закодированную» мордовским мастерами. Например, если на первом этапе дети знакомились с мордовским орнаментом, с его отдельными элементами и его семантикой, то на втором этапе дошкольникам предлагалось украсить мордовскую салфетку (или костюм, используя национальный колорит. Девочки украшали женскую одежду, мальчики мужскую (рубаху, кушак) и т. д. Важно остановиться на том, как знакомство с семантикой мордовского орнамента помогает оптимизировать процесс усвоения дошкольниками навыков построения декоративно-орнаментальных композиций. Из предварительных бесед они узнают, что узор наносился не только с целью украшения, но с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Так, например, знак солнца на щите был призван помогать отражать удары врага. Дети с интересом воспринимали эту информацию, создавая собственные композиции, с удовольствием сочиняли свои пожелания.
Формы и методы реализации проекта
Работа с детьми:
- интегрированные занятия;
- развлечения, посвященные Мордовии;
- посещение музеев Мордовии;
- экскурсии, наблюдения;
- мордовские подвижные игры;
-чтение художественной литературы, как устного народного творчества, так и мордовских писателей;
- рассматривание картин, скульптур, фотографий, использование фонотеки.
Работа с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий, посвященные Мордовии (выставки рисунков, плакатов такие, как «Цвети, мой край Мордовский», «Мой город – счастливое детство» и др., конкурсы);
- консультации для родителей «Изучать или не изучать мордовский язык», «Край, в котором ты живешь», «Мордовия. Народное искусство», «Народная одежда мордвы»;
- наглядные виды работы: информативные стенды для родителей, выставки детских работ и т. п.);
- помощь родителей детскому саду: сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляет интерес к работе ДОУ; заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.
Работа с педагогическим коллективом:
- участие на конференциях, посвященных данной проблеме,
- выступление на педагогических советах с данной темой,
- проведение открытых занятий, мастер-классов по данной теме,
- создать развивающую среду по обозначенной теме, изготовление дидактических игр.
Участники проекта : дети, педагоги ДОУ, родители.
Ожидаемый результат
Дети должны знать и называть:
• место проживания: республику, город; свою нацию, мордовскую культуру, традиции
• национальный костюм своего народа, элементы одежды; мордовскую вышивку и элементы мордовской вышивки
Дети должны уметь
• изображать и называть элементы мордовского узора
• самостоятельно передавать характерные особенности мордовской вышивки в своих работах
Проявлять любовь к национальной культуре.
Методическое обеспечение проекта
1. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной.
2. Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации/ Отв. ред. И. М. Фадеев. – Саранск: Тип. «Крсн. Окт.», 2001.
3. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : Пособие для дошк. образов. учреждений РМ/ Авт. -сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
4. Князева О. Н., Маханова М. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
5. Боги и сказания мордвы : рассказы о родном крае для маленьких читателей/ Н. Мокшин. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.
6. Лузгин А. С. Промыслы Мордовии. – Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1993.
7. Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонета в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия // Этнопедагогические проблемы дошкольного образования/ Под ред. И. М. Фадеевой. – Саранск, 1999.
8. Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
9. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание / М. : Айрис-пресс, 2008
10. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982.
11. Мордовский народный костюм : Альбом/Сост. и авт. тексов: Л. Т. Артомошкина, Л. Л. Добрачева, Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.
12. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т 4. книга первая. Пословицы, присловья, поговорки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.
13. Мордовское народное искусство. Составитель Юшкин Ю. Ф. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
14. Дошкольное воспитание. №8, 2003
15. Дошкольное воспитание. №6, 1999
16. Дошкольное воспитание. №4,11, 2004
17. Дошкольное воспитание. №2, 2005