Папки-передвижки

Проект «Волшебные краски Мордовии. Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности»

Неля Самылкина
Проект «Волшебные краски Мордовии. Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

«Через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания».

В. Сухомлинский

Актуальность темы

Сейчас актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее оптимально при обращении корням и национальным истокам мордовского народа, так как необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Публикация «Проект „Волшебные краски Мордовии, Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности“» размещена в разделах

Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребенка, воспитание его творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства. Главным помощником педагога в деле развития эмоционального развития личности ребенка становится искусство, прежде всего народное искусство. К тому же народное искусство зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное.

Особая роль в моей работе отводится народно-прикладному искусству Мордовии. Мордовское народно-прикладное искусство представляет яркое, самобытное явление нашей современности. Среди других народов и народностей РФ художественное творчество мордвы выделяет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Благодаря восприятию прекрасного в искусстве, человек открывает прекрасное в себе.

Знакомство детей с мордовским народным художественным промыслом, отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного мордовского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями мордовского народа, ознакомление с мордовским народным костюмом, его элементами – все это происходит на комбинированных занятиях. На физкультурных занятиях тоже происходит обращение к мордовскому народному творчеству.

Таким образом, знакомство с этнокультурой может реализовываться во всех направлениях работы с детьми и предлагает решение целого ряда задач речевого, познавательного развития, формирования математических представлений.

Гипотеза

Воспитание ребенка не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры. В настоящем проекте представлен опыт ознакомления детей с мордовской культурой, обычаями и традициями посредством приобщения к народно-декоративному творчеству. Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни. Таким образом, у детей проявляется любовь к Родине.

Тип проекта. Групповой

Цели проекта

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям мордовской культуры.

2. Через декоративно-прикладное и изобразительное искусство Мордовии изучение истории, культуры родного края.

3. Воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании.

Задачи

X удожественно-эстетическое развитие:

Развитие интереса к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства

Расширение представления об изделиях мордовско-прикладного искусства, учить узнавать их характерные особенности, обращать внимание детей на выразительные средства (цвет, форму, величину

Знакомство с произведениями живописи мордовских художников, скульптора С. Д. Эрьзи и нахождение их связи с народным творчеством

Развитие творческих способностей детей, мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов, -внимания, памяти, мышления, воображения средствами изо деятельности.

Познавательно-речевое развитие

знакомство с национальной одеждой, украшениями, их названиями (панар, панго, сорока, сюлгам и т. п. ,с элементами мордовской вышивки, их названием

знакомство с этническими особенностями края, расширение представлений об окружающей действительности

ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами, с народными сказками и былинами, писателями Мордовии, прослеживание связи с декоративно-прикладным искусством

На занятиях дети знакомятся с видами искусства мордвы : живопись Сычкова В. Ф, Попкова В. А., Беднова В. А., Илюхина В. Д. и др мордовских художников, мордовское декоративно-прикладное искусство, книжная графика мордовского издательства «Красный Октябрь», скульптура (творчество С. Д. Эрьзи). Учатся высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, называют основные выразительные средства. На занятиях по изо-деятельности дети знакомятся с народными промыслами : с деревянной игрушкой Подлесной Тавлы, с ювелирными изделиями (монисто, сюлгам, с предметами быта, с частями национальный одежды, выделяя их характерные особенности. Работа проводится в форме бесед и практических занятий.

На рисовании дети осваивают приёмы от простого к более сложному. Дети создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные по мотивам мордовской вышивки (например, «Укрась салфетку, полотенце», «Укрась варежку, передник», предметные и сюжетные композиции на тему окружающей жизни, литературных произведений (например, тема «Мой край родной», «Животные Мордовии», по мотивам мордовской народной сказки и др.).

Наряду с общепринятыми техническими средствами обучения (кисти, карандаши, мелки и т. п.) дети в процессе занятий по рисованию осваивают новые технические средства (поролоновые тампоны, тычки, ватные палочки). На занятиях дети раскрывают свои способности в «пальчиковом» рисовании. Например, для создания украшений панго (эрзянский головной убор) использовали прием – волшебные палочки, для создания сюлгам – тычки и ватные палочки. На рисовании ребята учатся выделять выразительные средства (форма, цвет, колорит, композиция., обучаются смешиванию красок, использованию различных цветов и оттенков для создания выразительных образов.

На занятиях по лепке наряду с пластилином дети знакомятся с глиной, пластическими пастами, тестом. У детей воспитывается интерес к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии. В процессе лепки дети идут от простого к сложному. Младшие лепят упрощённые формы (например, птичка, старшие лепят более сложные (животных мордовских лесов, поделки по мотивам изделий народных промыслов – свистульки, посуду). Все фигурки дети с большим интересом расписывают. В работах детей используется способ налепа и рельефа.

В работе над аппликацией дети развивают свои умения в работе с ножницами, бумагой и клеем. Дети создают комбинации узоров как из деталей, подготовленных, так и самостоятельно вырезанных. Большой интерес дети проявляют в подборе бумаги нужного цвета, в работе над композицией, в освоении приёмов вырезания, в использовании бумаги разной фактуры, обрывной аппликации.

Этапы работы по обучению детей декоративно-прикладной изо-деятельности

1. Подготовительный этап:

• чтение литературы,

• рассматривание иллюстраций, образцов,

• репродукций картин мордовских художников,

• знакомство с семантикой мордовского орнамента и т. п.

2. Когнитивный этап

• изо- деятельность детей дошкольного возраста.

3. Обобщающе-игровой этап

• оформление сюжетных сцен

• настольный театр

• самостоятельные игры с созданными изображениями.

На подготовительном этапе дети учатся выделять декоративные элементы из целостной орнаментальной композиции, а самое главное, пытаются «прочитать» информацию, «закодированную» мордовским мастерами. Например, если на первом этапе дети знакомились с мордовским орнаментом, с его отдельными элементами и его семантикой, то на втором этапе дошкольникам предлагалось украсить мордовскую салфетку (или костюм, используя национальный колорит. Девочки украшали женскую одежду, мальчики мужскую (рубаху, кушак) и т. д. Важно остановиться на том, как знакомство с семантикой мордовского орнамента помогает оптимизировать процесс усвоения дошкольниками навыков построения декоративно-орнаментальных композиций. Из предварительных бесед они узнают, что узор наносился не только с целью украшения, но с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Так, например, знак солнца на щите был призван помогать отражать удары врага. Дети с интересом воспринимали эту информацию, создавая собственные композиции, с удовольствием сочиняли свои пожелания.

Формы и методы реализации проекта

Работа с детьми:

- интегрированные занятия;

- развлечения, посвященные Мордовии;

- посещение музеев Мордовии;

- экскурсии, наблюдения;

- мордовские подвижные игры;

-чтение художественной литературы, как устного народного творчества, так и мордовских писателей;

- рассматривание картин, скульптур, фотографий, использование фонотеки.

Работа с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- проведение совместных мероприятий, посвященные Мордовии (выставки рисунков, плакатов такие, как «Цвети, мой край Мордовский», «Мой город – счастливое детство» и др., конкурсы);

- консультации для родителей «Изучать или не изучать мордовский язык», «Край, в котором ты живешь», «Мордовия. Народное искусство», «Народная одежда мордвы»;

- наглядные виды работы: информативные стенды для родителей, выставки детских работ и т. п.);

- помощь родителей детскому саду: сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляет интерес к работе ДОУ; заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.

Работа с педагогическим коллективом:

- участие на конференциях, посвященных данной проблеме,

- выступление на педагогических советах с данной темой,

- проведение открытых занятий, мастер-классов по данной теме,

- создать развивающую среду по обозначенной теме, изготовление дидактических игр.

Участники проекта : дети, педагоги ДОУ, родители.

Ожидаемый результат

Дети должны знать и называть:

место проживания: республику, город; свою нацию, мордовскую культуру, традиции

• национальный костюм своего народа, элементы одежды; мордовскую вышивку и элементы мордовской вышивки

Дети должны уметь

• изображать и называть элементы мордовского узора

• самостоятельно передавать характерные особенности мордовской вышивки в своих работах

Проявлять любовь к национальной культуре.

Методическое обеспечение проекта

1. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной.

2. Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации/ Отв. ред. И. М. Фадеев. – Саранск: Тип. «Крсн. Окт.», 2001.

3. Хрестоматия к программе «Валдоня» («Светлячок») : Пособие для дошк. образов. учреждений РМ/ Авт. -сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

4. Князева О. Н., Маханова М. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

5. Боги и сказания мордвы : рассказы о родном крае для маленьких читателей/ Н. Мокшин. – Саранск: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

6. Лузгин А. С. Промыслы Мордовии. – Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1993.

7. Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонета в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия // Этнопедагогические проблемы дошкольного образования/ Под ред. И. М. Фадеевой. – Саранск, 1999.

8. Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008.

9. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание / М. : Айрис-пресс, 2008

10. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1982.

11. Мордовский народный костюм : Альбом/Сост. и авт. тексов: Л. Т. Артомошкина, Л. Л. Добрачева, Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.

12. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т 4. книга первая. Пословицы, присловья, поговорки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967.

13. Мордовское народное искусство. Составитель Юшкин Ю. Ф. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.

14. Дошкольное воспитание. №8, 2003

15. Дошкольное воспитание. №6, 1999

16. Дошкольное воспитание. №4,11, 2004

17. Дошкольное воспитание. №2, 2005

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям. Человек способен.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края». Цель: 1. Познакомить детей с животным миром родного края. 2. Развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Ознакомление дошкольников с книжной культурой «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с историей и культурой родного края Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.

Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект ПРОЕКТ Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края. Введение. В дошкольном возрасте начинает формироваться.

Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста Педагогический проект по ознакомлению с культурой народов Мордовии детей дошкольного возраста в структурном подразделении «Центр развития.

Проект «Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа» Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа. Народ, который не знает своей культуры и истории – презренен и легкомысленен.

Занятие по формированию у детей 6–7 лет представлений о символике родного края посредством сказочного фольклора КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме: «История родного края через сказочный фольклор» Разработали: Старший воспитатель.

Тематический план к проекту по ознакомлению дошкольников с культурой народов Мордовии № п\п 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная группа 1. Русский народный костюм. Русская изба Народные костюмы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебные краски Мордовии. Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности»
Опубликовано: 27 января 2016 в 18:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Волшебные краски Мордовии. Ознакомление дошкольников с культурой родного края посредством изодеятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Неля Самылкина (УИ 399727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД