Галина Санникова
Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Организация детской деятельности
в процессе ознакомления с культурой родного края.
Введение.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Публикация «Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края, Проект» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность.
Воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств и любви к родному краю.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально.
Цель.
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
- Использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
Предполагаемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
И. Рыбалова рекомендует учитывать следующие принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.
Предметно-развивающая среда в группе пополняется следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности : картами города, района и Удмуртии (на которой отмечен наш город); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий, открытками, слайдами о Глазове; мини-музеем ( где расположили принесенные детьми из дома старинные вещи: посуду, предметы одежды, орудия труда); атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
Перспективный план работы с детьми на год, предусматривающий систему следующих педагогических мероприятий:
- специально организованные занятия с детьми 1 раз в месяц,
- досуги - 1 раз в квартал,
- труд еженедельно,
- игры дидактические -1 раз в неделю,
- настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры - ежедневно,
- продуктивные виды деятельности – 1 раз в неделю,
- экскурсии - 1 раз в месяц.
Еженедельно:
- по понедельникам утром мы использовали такую форму работы как «Добрая мысль миру» (Цель – проявить заботу об окружающем и окружающих)
- по вторникам днем – «Диалог-размышление» (Цель – привлечь внимание детей к объектам, находящимся в неблагоприятном состоянии).
- по средам утром – «4 строчки наизусть» (цель – воспитание любви к городу, семье, людям, природе через художественное слово).
- по четвергам днем «Уроки наблюдений» (цель видеть изменения, происходящие в городе).
- по пятницам утром – «Открытие красоты» (цель- любование природой, делами людей и окружающими предметами)
1 раз в месяц - следующие формы работы с детьми:
- по понедельникам вечером – «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.)
- по вторникам вечером – «Удивлялки» (говорили об истории города, интересных событиях, знаменитых людях, обсуждали газетную информацию).
- по средам вечером – «Добринки» (составляли заметки в газету об интересном или важном событии, поздравлении и др).
- по четвергам вечером – «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.
Физическое развитие.
• Разучивание русских, татарских башкирских игр.
• Досуг: спортивный праздник «Олимпийские надежды» с привлечением родителей.
• Пальчиковые игры.
• Игры малой подвижности.
• Игры – забавы («Сорока – ворона» и др).
• Беседы о пользе народных блюд «Блюда народов Южного Урала».
Социально-коммуникативное развитие.
• Детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Уныш Байрам, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Сабантуй, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Пасха, Веснянка. (Здесь же дети обучаются игре на национальных музыкальных инструментах, проводятся народные подвижные игры и затеи, детей знакомят с особенностями национальной кухни).
• Экскурсии по городу, в общественные места родного города : краеведческий музей, Школу искусств, детскую библиотеку, музей Боевой Славы.
• Ситуации общения, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,
• Встречи с гостями для беседы с детьми (родителей по знакомству с трудом взрослых; ветеранов Великой отечественной войны. При знакомстве детей с трудом взрослых выбирать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, металлурга и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.
• Встречи - общение детей с известными, знаменитыми людьми города (писательница - поэтесса Н. Пикулева.)
• Хозяйственно-бытовой труд по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и труд в природе
• Проект «Дом дружбы», где детей познакомят с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем городе,
Речевое развитие.
• Чтение художественной литературы (Сказы П. Бажова, стихи Н. Пикулевой, Р. Дышаленковой и т. д.)
• Чтение и разучивание потешек, пословиц, закличек, загадок.
• Составление рассказов: об истории родного города (например, с опорой на названия улиц родного города,
• Тематические выставки в книжном уголке (к Дню города, к Дню Победы, «Писатели Южного Урала»)
• Вечер стихов, где взрослые и дети рассказывают стихи о природе Южного Урала, стихи поэтов родного края.
• Конкурс стихов к Дню Победы.
• Театральный кружок «Народная сказка».
Познавательное развитие.
• Тематические занятия. («История возникновения города», «Микрорайон, в котором мы живем», «Улицы нашего города», «Достопримечательности города Челябинска», «Места отдыха в Челябинске», «Труд взрослых», «Транспорт», «Памятники нашего города», «Они прославили наш город», «Герои-защитники Отечества», «Природа нашего края»)
• Беседы с детьми об Уральском крае, его символике, о родном городе.
• Дидактические игры «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров».
• Музейной экспозиции, мини – музеи.
• Экспериментальная и исследовательская деятельность.
• Досуг: познавательная игра – викторина на тему «Мой город», КВН к Дню защитников Отечества, развлечение «Песни Победы»,
• Конструирование на темы «Мост через реку Миасс», «Наш двор», «Красивые здания города».
• Викторина «Знаешь ли ты родной край?».
• Дидактические игры по экологии. («Найди дерево», «Зимующие птицы нашего края» и т. п.)
• Рассматривание альбома «Светлая Пасха».
• Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Южного Урала”, «Каслинское литьё», «Златоустовская гравюра», «Уральская роспись».
• Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку».
Художественно – эстетическое развитие.
• Тематическое рисование. («Праздничный город», «Дома на нашей улице», «Во дворе», «Наша армия», «День Победы»)
• Декоративное рисование.
• Изготовление коллажей, поделок, альбомов. (Коллективная аппликация ««Город будущего», «Машины едут по улице», «Игрушки разных народов»)
• Рассматривание изделий народного промысла и альбомов с образцами работ.
• Стенгазета «Где мы были и что видели».
• «Открытие красоты» (любование природой, делами людей и окружающими предметами – искусство окружает нас всюду)
• Прослушивание народной музыки.
• Игра на народных инструментах (на ложках, свистульках, губных гармошках и др.)
• Конкурс рисунков «Мой город».
• Рассматривание русских сарафанов, татарских и башкирских костюмов, альбомов с иллюстрациями народных костюмов.
• Лепка «Животные и птицы Южного Урала».
Создание условий для самостоятельного выбора детьми вида деятельности : творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.