МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Наталья Цуцерова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям.

Человек способен радоваться зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Наполнив свою душу добром, счастьем, мечтой воспитатель сможет привить эти чувства детям.

Мечта нашего педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых милосердных детей, учить их экологически - грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

Духовно – нравственное воспитание в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Результатом духовно – нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание.

Формирование такого осознанно - правильного отношения к природе - длительный процесс. Поэтому начинать закладывать его основы следует как можно раньше.

Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни, поэтому она более понятна и доступна ему.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

(С. Дрожжина)

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенный растительный и животный мир. Природа нашего края разнообразна и уникальна, и важно не только познакомить с ней детей, но и научить их любоваться, размышлять, проявлять заботу.

Через экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов формируются представление о растениях, животных, насекомых нашей области. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и птицам, и животным, и людям.

Духовно – нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой родного края, мы определили цели:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать её сохранению по мере своих возможностей;

- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;

- знакомить с лекарственными растениями Самарской области

- знакомить с «Красной книгой» Самарской области

Мы составили план знакомства детей с природной родного края :

- растения нашего участка (деревья, кустарники, цветы на клумбах)

-скверы и парки города;

-флора и фауна наших лесов;

- лекарственные растения;

-урочище «Монастырская гора»;

- реки (Волга, Сызранка, Крымза, Кубра, Кашпирка);

- «Красная книга» Самарской области;

-Жигулевский заповедник;

-правила поведения в природе.

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов, практические (труд, опыты, словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) игровые (дидактические и ролевые игры)

Я стараюсь использовать все методы и приемы, но заметила, что наиболее эффективным, доступным и интересным являются наблюдения за объектами природы в естественных условиях (экскурсии и прогулки, игры-эксперименты, дидактические игры.

Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года в урочище Монастырская гора, расположенное рядом с нашим детским садом, в городской парк, на набережную (в сопровождении родителей). Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку, и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

Были проведены экскурсии «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в весенний парк». Во всех экскурсиях активное участие принимают родители. Прогулка в парк, в лес всегда эмоционально - положительно окрашена: детей радует многообразие цветов, травы, насекомых. В ходе таких прогулок дети запоминают названия растений, радуются, когда удается узнать насекомое: божью коровку, стрекозу, бабочку.

Прогулки обязательно сопровождаются художественным словом, это стихотворения: «Одуванчик», «Колокольчик», «Василек», загадки о растениях и насекомых. Дети охотно их запоминали и использовали затем в самостоятельной деятельности. Во время прогулок собирали семена цветов, различный природный материал для будущих творений.

Детей привлекает опытно – экспериментальная деятельность «Чем мы дышим», «Огород – на окне», «Веселые капельки», «Может ли воздух быть сильным», в зимний период «Сыпем, лепим». Интересный природоведческий эксперимент мы провели со старшими детьми. Весной в уголке участка нашего детского сада закопали мусор: сухие листья, бумагу, целлофановый пакет и пластиковую бутылку. Пометили это место табличками. А в августе проверили, что осталось от мусора. Оказалось, что листья и трава практически исчезли, бумага слегка видоизменилась, отсырела, но немного её осталось, а вот целлофан и пластик нисколько не видоизменились. Так на практике ребята поняли, как вредно для природы оставлять мусор в лесах и парках.

Дидактические игры природоведческого характера – еще одна возможность вести воспитательную работу экологической направленности. Это и игры-рассуждения «Что было бы? (если бы исчезли все насекомые, птицы и т. д.) и различные виды лото (растения и животные) и игры по типу «Четвертый лишний», «Правильно - неправильно», «Найди животных по следам», «Гнездовья птиц», «Зимние запасы» и многие другие.

Полученные детьми знания находят отражение в творчестве: они составляют описательные рассказы об увиденном. Выполняют поделки из природного материала. После одной из бесед мы сделали плакат «Что можно, что нельзя в природе».

Родителей воспитанников мы тоже привлекаем к решению поставленных задач. Это создание мини – музеев («Насекомые нашего края») и приглашение на экологические праздники: «День воды», «День птиц», «Прогулка в лес». И трудовые акции «Краше сделаем наш сад!», «Самая красивая клумба» в ходе которых не только уточняем и закрепляем правила поведения, но и стараемся отметить важность участия каждого в большом деле сохранения природы родного края.

Кроме этого в каждой группе нашего сада создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся о растениях, радуются новому распустившемуся цветку. Дети активно принимали участие в проекте «Лекарственные растения на подоконнике». Таким образом организованная работа позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает духовно – нравственный, целостный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, а ищу новые формы работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его.

Духовно-нравственное воспитание как основа для ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследиемДуховно-нравственное воспитание как основа для ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием О важности духовно — нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества»,.

Консультация «Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края» Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Формирование экологической культуры в процессе ознакомления старших дошкольников с природой родного края Разработка содержания экологического образования дошкольников и его экспериментальная апробация убедили специалистов в том, что природа.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музеем. Ф.  дзери:Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления с Алтайским государственным краеведческим музеем» Содержание. Раздел 1. Целевой 1.1. Обоснование актуальности проекта. 1.2. Цель, задачи. 1.3. Ожидаемые результаты проекта. 1.4. Продолжительность.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 23 января 2016 в 13:04
+181Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Цуцерова (УИ 112236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 105.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД