Наталья Цуцерова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края
Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям.
Человек способен радоваться зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Наполнив свою душу добром, счастьем, мечтой воспитатель сможет привить эти чувства детям.
Мечта нашего педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых милосердных детей, учить их экологически - грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Духовно – нравственное воспитание в системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Результатом духовно – нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т. е. экологическое воспитание.
Формирование такого осознанно - правильного отношения к природе - длительный процесс. Поэтому начинать закладывать его основы следует как можно раньше.
Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни, поэтому она более понятна и доступна ему.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
(С. Дрожжина)
Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенный растительный и животный мир. Природа нашего края разнообразна и уникальна, и важно не только познакомить с ней детей, но и научить их любоваться, размышлять, проявлять заботу.
Через экскурсии и прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов формируются представление о растениях, животных, насекомых нашей области. А с помощью взрослых формируется и чувство ответственности за сохранение животного и растительного мира. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и птицам, и животным, и людям.
Духовно – нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой родного края, мы определили цели:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать её сохранению по мере своих возможностей;
- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- знакомить с лекарственными растениями Самарской области
- знакомить с «Красной книгой» Самарской области
Мы составили план знакомства детей с природной родного края :
- растения нашего участка (деревья, кустарники, цветы на клумбах)
-скверы и парки города;
-флора и фауна наших лесов;
- лекарственные растения;
-урочище «Монастырская гора»;
- реки (Волга, Сызранка, Крымза, Кубра, Кашпирка);
- «Красная книга» Самарской области;
-Жигулевский заповедник;
-правила поведения в природе.
В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов, практические (труд, опыты, словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) игровые (дидактические и ролевые игры)
Я стараюсь использовать все методы и приемы, но заметила, что наиболее эффективным, доступным и интересным являются наблюдения за объектами природы в естественных условиях (экскурсии и прогулки, игры-эксперименты, дидактические игры.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года в урочище Монастырская гора, расположенное рядом с нашим детским садом, в городской парк, на набережную (в сопровождении родителей). Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку, и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.
Были проведены экскурсии «Разноцветные краски осени», «Хмурая осень», «Путешествие в зимний лес», «Путешествие в весенний парк». Во всех экскурсиях активное участие принимают родители. Прогулка в парк, в лес всегда эмоционально - положительно окрашена: детей радует многообразие цветов, травы, насекомых. В ходе таких прогулок дети запоминают названия растений, радуются, когда удается узнать насекомое: божью коровку, стрекозу, бабочку.
Прогулки обязательно сопровождаются художественным словом, это стихотворения: «Одуванчик», «Колокольчик», «Василек», загадки о растениях и насекомых. Дети охотно их запоминали и использовали затем в самостоятельной деятельности. Во время прогулок собирали семена цветов, различный природный материал для будущих творений.
Детей привлекает опытно – экспериментальная деятельность «Чем мы дышим», «Огород – на окне», «Веселые капельки», «Может ли воздух быть сильным», в зимний период «Сыпем, лепим». Интересный природоведческий эксперимент мы провели со старшими детьми. Весной в уголке участка нашего детского сада закопали мусор: сухие листья, бумагу, целлофановый пакет и пластиковую бутылку. Пометили это место табличками. А в августе проверили, что осталось от мусора. Оказалось, что листья и трава практически исчезли, бумага слегка видоизменилась, отсырела, но немного её осталось, а вот целлофан и пластик нисколько не видоизменились. Так на практике ребята поняли, как вредно для природы оставлять мусор в лесах и парках.
Дидактические игры природоведческого характера – еще одна возможность вести воспитательную работу экологической направленности. Это и игры-рассуждения «Что было бы? (если бы исчезли все насекомые, птицы и т. д.) и различные виды лото (растения и животные) и игры по типу «Четвертый лишний», «Правильно - неправильно», «Найди животных по следам», «Гнездовья птиц», «Зимние запасы» и многие другие.
Полученные детьми знания находят отражение в творчестве: они составляют описательные рассказы об увиденном. Выполняют поделки из природного материала. После одной из бесед мы сделали плакат «Что можно, что нельзя в природе».
Родителей воспитанников мы тоже привлекаем к решению поставленных задач. Это создание мини – музеев («Насекомые нашего края») и приглашение на экологические праздники: «День воды», «День птиц», «Прогулка в лес». И трудовые акции «Краше сделаем наш сад!», «Самая красивая клумба» в ходе которых не только уточняем и закрепляем правила поведения, но и стараемся отметить важность участия каждого в большом деле сохранения природы родного края.
Кроме этого в каждой группе нашего сада создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся о растениях, радуются новому распустившемуся цветку. Дети активно принимали участие в проекте «Лекарственные растения на подоконнике». Таким образом организованная работа позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает духовно – нравственный, целостный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, а ищу новые формы работы с детьми и родителями по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.