Ольга Ленькина
Проект «Волшебница — водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Волшебница – водичка
Автор: воспитатель
2 ой группы раннего возраста
Ленькина О. С.
Первомайск
2018 г.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Планирование этапов реализации проекта …. 6
Выводы по 1 главе…. 11
Глава 2. Реализация основного и заключительного этапов проекта …12
Выводы по 2 главе …. 15
Заключение…. 16
Литература…17
Введение
Публикация «Проект „Волшебница — водичка“» размещена в разделах
Вода в нашей жизни – самое обычное и распространённое вещество. Однако с научной точки зрения это самая необычная, загадочная жидкость. Свойства воды меняются в зависимости от изменения температуры, давления и других факторов. Вода имеет большое значение при большинстве химических реакций, в частности биохимических. Большая часть поверхности нашей планеты покрыта океанами и морями. Твёрдой водой – снегом и льдом. От воды зависит климат планеты. Земная вода поглощает и возвращает много тепла чем «выравнивает» климат. Вода играет огромную роль в жизни человека, растений, животных, она – постоянная спутница человека.
Актуальность проекта заключается в том, что если ребенок не получит, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные проблемы в представлении о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира на 2-3 году жизни идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.
Проект «Волшебная водичка» поможет в интересной, увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода. Благодаря проекту дети познакомятся со свойствами воды, различными природными явлениями и первейшими культурно-гигиеническими навыками, например, идёт снег, или мытьё рук, умывание и так далее. Познакомятся с художественной литературой посвящённой воде. Узнают новые игры.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По характеру содержания: ребёнок и природа.
Участники: дети 1,5-3 года, воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный (5 дней).
Срок реализации: 3-4 недели ноября 2018 г.
Проблема проекта: каким способом, организовать проект, познакомить детей со свойствами воды и привить им элементарные культурно-гигиенические навыки.
Цель проекта: Через различные виды деятельности сформировать у малышей элементарные представления о свойствах воды и привить элементарные культурно-гигиенические навыки.
Объект исследования в проекте: процесс развития познавательных интересов детей.
Предмет исследования в проекте: развитие элементарных представлений о свойствах воды и культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза проекта: мы предполагаем, что проект «Волшебница – водичка» поможет детям успешно освоить знания о свойствах воды и обучит их в игровой форме культурно-гигиеническим навыкам.
Задачи проекта:
- Дать детям представления о свойствах воды, познакомить с её различными состояниями.
- Закреплять умение манипулировать различными предметами в воде.
- Формировать у малышей навыки экспериментирования, поощрять проявление любознательности.
- Способствовать обогащению речи.
- Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Задачи по работе с родителями:
- обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье.
Методы, используемые в проекте:
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
игровые: дидактические игры, игры-забавы;
словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек;
наглядные: показ игрушек и действия с ними, рассматривание иллюстраций;
практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и детей.
Ресурсное обеспечение:
- методическая литература;
- художественная литература;
- наглядный материал;
- игры и инвентарь для них.
Предполагаемый результат:
- Проявят интерес к экспериментированию;
- овладеют знаниями о свойствах воды;
- проявят интерес к играм: «Купание куклы», «Напоим куклу чаем», пальчиковой игре «Гуси»
- выучат потешки «Гуси», «Водичка, водичка умой моё личико».
Практическая значимость исследования – работа предназначена для применения в практике комплекса развивающих игр, направленных на развитие познавательных интересов детей их речи, максимальную активизацию словарного запаса и культурно-гигиенических навыков. Данные, полученные в ходе этого проекта, вполне могут быть использованы в практической работе воспитателей ДОУ и специалистов. Результаты могут быть интересны старшим воспитателям. Данная работа может быть адаптирована к младшему возрасту.
База проведения проекта: МАДОУ «Солнышко» г. Первомайск Нижегородской области.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Планирование этапов реализации проекта
Работа над проектом «Волшебница – водичка» начиналась с определения этапов, формы организации и написания плана работы. Проект состоял из трёх этапов.
Таблица 1
Определение этапов и форм работы над проектом
Подготовительный этап
Формы работы педагога:
Планирование проектной деятельности;
Подбор методической и художественной литературы;
Подбор дидактических игр, игр - забав, опытов, инвентаря для опытов;
Составление плана взаимодействия с детьми.
Основной этап
формы и методы работы с детьми:
Развитие речи: чтение художественной литературы;
Физическое развитие: подвижная игра, разучивание пальчиковой игры;
Социально-коммуникативное развитие: проведение игр;
Познавательное развитие (ФЭМП): организация опытов;
Художественно-эстетическое развитие: рисование; слушание песен о дожде и снеге;
организация режимных моментов.
Заключительный этап
формы и методы работы с детьми:
Обобщение результатов в игровой форме по всем направлениям;
Закрепление полученных знаний.
формы и методы работы с родителями:
Родительское собрание:
Показ презентации на родительском собрании;
Подготовка родителей к другому проекту.
После определения этапов, форм работы над проектом. Постановки целей и задач проекта был разработан перспективно – календарный план работы с детьми в основном и заключительном этапах проекта, который представлен в таблице № 2.
Таблица 2
Перспективно-календарное планирование работы с детьми в
проекте «Волшебница – водичка»
День Форма работы Содержание работы Цель
Понедельник Развитие речи Чтение произведения М. Приучать детей
Пляцковского "Весёлое утро" слушать сказку без
наглядного
сопровождения.
Рассматривание иллюстраций Способствование
по сказке «Весёлое утро» пониманию
М. Пляцковского. ребёнком того,
что изображено
на иллюстрации.
Художественно- Слушание песни "Дождик" Знакомство с песней.
эстетическое рус. нар. мелодия, обр. В.
развитие. Фере
Познание Опытно- исследовательская Знакомство детей со
деятельность "Тонет не тонет" свойствами воды удер-
живать лёгкие
предметы на плаву.
В режимных
моментах Рассказывание потешки во Способствование
время умывания "Водичка, повышению положи-
водичка умой моё личико". тельного эмоциональ-
ного состояния детей
и подведение к пони-
манию того, что перед
умыванием не обходи-
мо закатывать рукава,
что бы они остались
сухими.
Вторник Познание Игровая ситуация: «Уточка в Способствование
(ФЭМП) гости к нам пришла с собой появлению умения оп-
утят привела». ределять количество
предметов (много-один).
Физическое Пальчиковая гимнастика по Развитие мелкой моторики
развитие потешке "Гуси". рук и подготовка к рисова-
(здоровье) нию.
Художественно- Рисование водички (озера) Способствование
эстетическое для уточки с утятами. появлению умения пра-
развитие вильно держать карандаш
(рисование) и обводить круглую форму
по контуру.
В режимных
моментах Рассказывание потешки во Способствование
время умывания "Водичка, повышению положи-
водичка умой моё личико". тельного эмоциональ-
ного состояния детей
и подведение к пони-
манию того, что перед
умыванием не обходимо
закатывать рукава,
что бы они остались
сухими.
Познание Опытно-исследовательская Знакомство со свойством
деятельность "Способность воды менять свой цвет.
окрашиваться".
Среда Речевое Чтение произведения А. Знакомство с произведением
развитие Барто "Девочка чумазая"; и способствование развитию
беседа о том, как плохо культурно-гигиенических
быть чумазым. навыков.
Физическое Подвижная игра "Зайка Формирование умения прыгать
развитие серый умывается". на двух ногах с продвижением.
Социально- Дидактическая игра Обогащение игрового опыта
коммуникативное "Купаем куклу". детей.
развитие
Трудовое Наблюдение за поливом Привлечение внимания детей
воспитание лука в огороде на подоконнике к действиям взрослого, что и
как он делает.
Познание Опытно- исследовательская Знакомство детей со свойствами
деятельность "Способность мочить материалы.
воды течь и мочить предметы".
В режимных Рассказывание стихотворения Подведение к пониманию
моментах в Е. Легковы "Порядок умывания последовательности выпол-
течении дня в детском саду". нения действий во время
мытья рук.
Четверг Развитие Чтение отрывка из произведения Знакомство с произведением
речи К. Чуковского "Мой до дыр".
Беседа после прочтения отрывка Совершенствование умения
"Почему убежали вещи?" детей понимать вопросы
воспитателя и вести простей-
ший диалог.
Социально- Игра-ситуация "закружились, Обогащение игрового
коммуникативное завертелись белые снежинки". опыта детей и развитие
развитие; двигательной активности.
физическое
развитие
Художественно- Слушание песни "Зима" муз. Знакомство с песней.
эстетическое В. Карасева, сл. Н. Френкель
развитие
(музыка)
Познание Опытно-исследовательская Повторить свойство текучести
деятельность "Разные воды и убедиться в том, что
состояния воды". снег и лёд состоят из воды.
В режимных Рассказывание потешки Способствование повышению
моментах в во время умывания "Водичка, положительного эмоци-
течении дня водичка умой моё личико". онального состояния
детей.
Пятница Социально- Дидактическая игра Обогащение игрового
коммуникативное "Напоим кукол чаем" опыта детей.
развитие
Физическое Подвижная игра "Солнышко Способствование появле-
развитие и тучка". нию умения убегать в
нужный момент на стульчики.
Художественно- "Снег идёт". Способствование появлению
эстетическое умения пользоваться ватной
развитие палочкой и краской.
(рисование)
Развитие Чтение произведения "Мыло" Знакомство с произведением.
речи
В режимных Опытно-исследовательская Знакомство со свойством
моментах в деятельность "Тёплая-холодная воды менять температуру.
течении дня; вода".
познание
Изучение методической литературы и составление по ней перспективного плана работы позволили проанализировать тематику совместной деятельности педагога с детьми второй группы раннего возраста. Вошедшие в план работы с детьми второй группы раннего возраста способствуют развитию у детей познавательных интересов; обогащению словаря, приобщают детей к художественной литературе; способствуют художественно-эстетическому развитию; подвижные игры развивают двигательную способность детей; игры ситуации и дидактические игры обогащают игровой опыт детей. Для этого используется инновационный метод проектов.
Выводы по первой главе
В первой главе представлены планы реализации этапов проекта и перспективно – календарный план работы с детьми в основном и заключительном этапах проекта.
1 этап - «Подготовительный» педагог готовится к началу проектной деятельности. Изучает литературу. Ставит перед собой цель и задачи. Определяет формы и методы работы с детьми. Составляет план работы основного и заключительного этапов. В процессе составления планов были подобраны и скомпонованы виды деятельности, которые объединил один проект.
2 этап - «Основной» проходит работа с детьми.
3 этап – «Заключительный» воспитатель показывает презентацию о проделанной работе на родительском собрании.
Глава 2. Реализация основного и заключительного этапов проекта
Планирование и реализация проекта проходили на базе МАДОУ «Солнышко» г. Первомайск Нижегородской области в период две последние недели ноября 2018 г. в ней принимали участие 12 детей второй группы раннего возраста.
Первым этапом проекта были выделены формы работы с детьми и родителями составлены планы работы (смотри первую главу).
Остановимся на характеристики основного и заключительного этапов.
По развитию речи дети были познакомлены с произведением Михаила Пляцковского «Весёлое утро». В этой области была реализована следующая цель: приучать детей слушать сказку без наглядного сопровождения.
С целью создания интереса к произведению была использована игрушка утка. Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним пришла уточка. Она грустная. Воспитатель предлагает детям узнать причину её грусти и усевшись по удобнее на ковре рядом с уточкой выслушать её рассказ. Дети с радостью садятся рядом с уточкой и слушают сказку. После прослушивания сказки они вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации книги и отвечают на вопросы воспитателя. Про кого эта сказка? (про утёнка Крячика). Почему уточка грустная? (утёнок не хотел мыться) Кто помог беде? (тучка и дождик). Воспитатель помогает детям ответить на вопрос, если они затрудняются. Учитывая особенности детей раннего возраста, используют положительную индивидуальную оценку: «Максим молодец, и Настя постаралась!
В области познание (ФЭМП) в игровой ситуации: «Уточка в гости к нам пришла с собой утят привела». Была достигнута цель: способствование появлению умения определять количество предметов (много - один). Для достижения поставленной цели к детям в гости пришла утка с утятами. Она не знала сколько у неё утят. Дети помогли определить что утят много. Затем выполнили пальчиковую гимнастику по потешке «Гуси». И нарисовали для утки с утятами воду (озеро). В процессе этих мероприятий были реализованы цели: развитие мелкой моторики рук и подготовка к рисованию; способствование появлению умения правильно держать карандаш и обводить круглую форму по контуру.
В области познание был проведён опыт «Тонет не тонет». В процессе деятельности была достигнута цель: знакомство детей со свойством воды удерживать лёгкие предметы на плаву. Для создания игровой ситуации в группу была внесена кукла, которая попросила объяснить детей, почему некоторые вещи тонут, а некоторые нет. В ходе опыта дети пускали предметы разной тяжести в тазик с водой. В ходе опыта педагог объясняет детям, почему одни предметы утонули, а другие нет.
По социально-коммуникативному развитию в дидактической игре «Купаем куклу». Дети приобрели опыт игры с предметами заместителями. Кубик это мыло, тряпочка – полотенце. Закрепили звук «ш» во время наливания воды в ванну.
По физическому развитию познакомились с игрой «Зайка серенький умывается» была достигнута цель: формирование умения прыгать на двух ногах с продвижением в перёд. Для создания игровой ситуации педагог надевает маску зайчика и предлагает детям отправиться вместе с зайчиком в гости. Для этого детям нужно повторять движения за зайчиком.
В режимных моментах во время мытья рук перед завтраком, обедом и полдником и умывания после сна дети познакомились с потешкой «Водичка, водичка умой моё личико» и стихотворением Елены Легковы «Порядок умывания в детском саду». Это способствовало подъёму эмоционального настроения и желанию умываться и мыть руки.
Во время заключительного этапа дети поиграли в дидактическую игру «Напоим кукол чаем». Для создания игровой ситуации взяли куклы, накрыли на стол. Одной из девочек повязали фартук. Она разливала всем чай, а остальные угощали им кукол и пробовали сами.
Для педагога проект закончился после проведения родительского собрания. На собрании воспитатель показал родителям презентацию, подготовленную для них по итогам прошедшего проекта. Рассказала что такое проектная деятельность. Как её можно организовать и осуществить в домашних условиях. После чего родителям было предложено поучаствовать в предстоящем проекте по развитию речи. В игровой форме были разобраны задания для предстоящего проекта.
Выводы по 2 главе
Во второй главе представлено описание реализации основного и заключительного этапов проекта «Волшебная – водичка». Данная работа осуществлялась на базе МАДОУ «Солнышко» городского округа г. Первомайск. Этапы включали в себя организацию и проведение запланированных во время подготовительного этапа мероприятий.
В основном этапе была проведена работа с детьми. Осуществлялась она как во время организованно образовательной деятельности, так и повседневной жизни. Игры организовывались с подгруппой детей и индивидуально. Полученные знания и умения дети применяли в самостоятельной деятельности.
С целью успешного проведения игр, были разработаны конспекты руководства ими. В процессе игр использовались такие методы и приёмы как: игровые, обучающие ситуации, проблемные ситуации, пробный ход, а так же словесный метод – инструкции, наглядный метод – показ демонстрационного и раздаточного материала, практический метод – упражнения.
На заключительном этапе проведено родительское собрание. Родители были познакомлены с методом взаимодействия с детьми при помощи проектов.
Заключение
В первой главе работы раскрываются этапы и формы взаимодействия педагога с детьми и родителями. План работы по взаимодействию с детьми во время проведения проектной деятельности.
Вошедшие в план работы с детьми второй группы раннего возраста способствуют развитию у детей познавательных интересов; обогащению словаря, приобщают детей к художественной литературе; способствуют художественно-эстетическому развитию; подвижные игры развивают двигательную способность детей; игры ситуации и дидактические игры обогащают игровой опыт детей.
Во второй главе представлены: основной и заключительный этапы проекта.
В результате проекта были достигнуты успешные результаты. Те дети, которые боялись воды, перестали плакать во время мытья рук. Многие дети научились закатывать рукава у одежды перед мытьём рук и моют руки самостоятельно. Научились определять длину рукава. В играх с куклами появилась игровая ситуация умывание или мытьё куклы с применением предметов заместителей. Игра «Напоим кукол чаем». Детям понравилось играть в пальчиковую игру под слова потешки «Гуси». Говорящие дети договаривают за воспитателем потешку «Водичка-водичка умой моё личико».
Проблема проекта: каким способом, организовать проект, познакомить детей со свойствами воды и привить им элементарные культурно-гигиенические навыки решена.
Цель проекта: Через различные виды деятельности сформировать у малышей элементарные представления о свойствах воды и привить элементарные культурно-гигиенические навыки – частично достигнута.
Гипотеза проекта: мы предполагаем, что проект «Волшебница – водичка» поможет детям успешно освоить знания о свойствах воды и обучит их в игровой форме культурно-гигиеническим навыкам – доказана.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ Перспектива, 2014
2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Гербова В. В. развитие речи в детском саду: вторая группа раннего возраста. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
5. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : МОЗАИКМ-СИНТЕЗ, 2016.
6. Партнёрство дошкольной организации и семьи / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
7. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степанкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Журналы :
1. Быкадорова Н. Н. Богатыри Волжской земли // Детский сад Всё для воспитателя 2018. - № 9. – с. 10.//
Литература для детей
1. Барто А. Я расту. М. : Эксмо, 2005.
2. Пляцковский М. Весёлое утро //Детская книжка-малышка 2011. -№ 4.//
3. Султанова М. Простые опыты с водой. ООО Хатбер-пресс, 2014.
4. Колыбельные песни, потешки, прибаутки / Ред. -сост. Абельмас Н. В. Самарский дом печати.