Ольга Ермолюк
Проект «Волшебная скрипка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : исследовательский
Номинация: дошкольный возраст
Участники: дети подготовительной группы
Руководитель проекта : Ермолюк Ольга Сергеевна
Цель: Изучить историю возникновения скрипки и ее строение.
Задачи:
Познакомить с историей происхождения скрипки, с ее внешним видом и звучанием.
Закрепить знания детей о строении скрипки.
Вызвать положительный интерес при знакомстве с инструментом.
Публикация «Проект „Волшебная скрипка“» размещена в разделах
Учить детей отображать в рисунке впечатления от эмоционально-образного содержания музыки.
Прививать любовь к классической музыке, формировать музыкальный вкус детей.
Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам.
Актуальность:
В детском саду дети в игровой деятельности используют музыкальные инструменты. Они очень хорошо знают их названия, но не знают их происхождения. Решением данной проблемы является реализация проекта «Волшебная скрипка»
Гипотеза:
Скрипка является уникальным музыкальным инструментом. Есть выражение, что ее звучание передает интонации человеческого голоса. У нас возник вопрос, что помогает скрипке так звучать?
Содержание проекта :
В детский сад пришла Вероника. Она ходит в музыкальную школу. Когда она зашла в группу, у нее с собой был футляр. Всем стало интересно, что в нем находится? Мы попросили открыть футляр, и увидели, что в нем лежит скрипка. Детям захотелось узнать все о скрипке.
ИКТ презентация «Что такое музыка».
- Что такое музыка?
Музыка – это искусство, предметом которого является звук.
Музыка окружает нас повсюду. Каждый день мы слышим различные звуки.
-Какие звуки мы с вами можем слышать?
Звуки бывают музыкальные и не музыкальные.
-Назовите не музыкальные звуки.
( Слушание: Шум ветра; Раскаты грома; Пение птиц; Жужжание жука).
-Какие предметы могут издавать музыкальные звуки?
( Слушание музыкальных инструментов: балалайка, гитара, скрипка)
Беседа: «История скрипки».
Давным - давно древний человек делал лук для охоты. Когда он проверял его на прочность, и дергал за веревку, то понял, что он может издавать звук. Так появился первый музыкальный инструмент. Мы с ребятами решили проверить эту теорию. Действительно, если тянуть за леску, то он будет издавать звук. Вывод: Лук мог быть первым музыкальным инструментом.
Постепенно люди начали придумывать различные музыкальные инструменты. Мы с ребятами рассмотрели картинки этих инструментов и назвали их – древние музыкальные инструменты.
Потом появились инструменты похожие на скрипку – это ребаб, рота и фидель. Далее появился смычковый инструмент – виола. На виоле играли стоя, затем держа на коленях, и позже держа на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки. (Беседа сопровождается картинками)
В группе с ребятами изготовили плакат, который назвали «История появления скрипки».
Сказка про скрипку.
Жили-были король с королевой, и не было у них детей. Очень они горевали по этому поводу.
Любили король с королевой устраивать балы, танцевать, щедро одаривали выступления бродячих актёров и музыкантов. И вот однажды после концерта весёлых музыкантов к королю подошёл скрипач. В руках он бережно и любя держал скрипку. Никогда не бросала его в беде скрипка, сколько тайн, слёз, радости разделял со своею любимицей музыкант. Исцеляющие звуки скрипки помогали людям в беде, украшали минуты отдыха, потрясали своею глубиной во время ненастья.
Прослышал он о горе короля и королевы, и подарил королю скрипку. «Как придёте во дворец, ваше величество, сыграй своей жене на ней. Только смотри в чужие руки не давай, храни в своем дворце и наступит у вас мир да божья благодать». Король так и сделал.
И вот однажды родилась у них с королевой дочь. Родители назвали ее Домисолька. Принцесса росла на глазах ни по дням, а по часам. Была она не только умницей, красавицей, но еще очень одаренной музыкальной девочкой. Домисолька с утра до вечера играла на скрипочке.
Как-то тяжело заболела королева, Домисолька взяла свою скрипку в руки и начала играть, и случилось чудо, королева выздоровела и все поняли, что скрипка не простая, а волшебная. С тех пор все шли к Домисольке, когда у кого-нибудь случалась беда, она поиграет на скрипке и люди и звери выздоравливали.
Экскурсия в музыкальную школу.
У нас была организована экскурсия в музыкальную школу. Ребята побывали на концерте, и услышали, как звучит скрипка. Каждому разрешили поиграть на скрипке. Дети придумывали разные песенки и игали вместе с педагогом.
После концерта Ольга Александровна рассказала, что скрипка умеет петь. Все ребята отгадывали, какие песенки она исполняет. («В лесу родилась елочка», «Кузнечик»).
Она раскрутила смычок и рассказала про него много интересного.
Дети узнали, что на смычок натягивается конский волос. Смычок делают только из белого волоса, так как он красивее звучит. Для изготовления смычка берут 150 волосков. Мы заинтерисовались этой информацией и стали его изучать. В группе с ребятами мы исследовали конский волос и сделали вывод: что он толстый и прочный, его сложно порвать. Именно поэтому его берут для изготовления смычка.
Конский волос на смычке натирают канифолью. Канифоль – это смола, которую собирают с хвойных деревьев. Этот состав варят и добавляют в него разные вещества. Когда смола готова, ее разливают в формы и она остывает. Конский волос на смычке все артисты перед концертом обызательно натирают канифолью, она помогает скрипке красиво звучать.
Вывод: У нас был вопрос, что помогает скрипке так красиво звучать? Это один из ответов на наш вопрос – канифоль.
Беседа «Из каких частей состоит скрипка»
-Как устроена скрипка?
На этот вопрос нам ответил скрипичный мастер. Он пришел к нам в детский сад и пригласил всех ребят. Когда мы зашли в музыкальный зал, то увидели множество деталей.
Скрипка делается из двух пород дерева, ели и клена. Эти деревья растут высоко в горах. Мастер ходит по лесу с молоточком и стучит по дереву. Он выбирает для скрипки дерево, которое звучит. Только такое дерево подходит мастеру. Сначало берут кленовую доску и склеивают две половинки клеем. Скрипичные мастера используют только клей, и не каких гвоздей и шурупов.
Из этого дерева делают заднюю деку скрипки. Затем мастер рисует контур скрипки и вырезает заготовку. С помощью рубанка поверхность стесывают.
По контуру прорезается желоб. Затем делают боковые части скрипки – обечайки. Тонкие полоски из клена вымачивают и прижимают к горячему железу, чтобы их изогнуть. Передняя часть скрипки делается из целого куска ели. Когда все готово, детали скрипки склеивают. Гриф и ветую головку вырезают из куска клена, а затем приклеивают к корпусу. Накладку на гриф делают из черного дерева. Колки для струн делаются тоже из черного дерева.
Затем скрипку покрывают лаком. На скрипку натягивают струны, их держит порожек.
Ребята смогли посмотреть, потрогать и изучить детали скрипки.
В группе мы с ребятами придумали игру, которая называется «Собери скрипку». Каждый имел возможность выучить и закрепить части скрипки.
Рисование.
-Ребята, скрипка умеет не только петь, но и рассказывать интересные истории. Нам надо внимательно послушать произведения, и представить, о чем она может нам рассказать. (П. Чайковский «Русский танец»;П. Чайковский «Сентиментальный вальс»; Римский-Корсаков «Полет шмеля»; П. Чайковский «Скрипка»партия №5; П. Чайковский «Вальс»).
С ребятами была проведена беседа о прослушанных произведениях.
-А кто бы хотел нарисовать то, что он услышал.
В группе поиграли в сюжетно ролевую игру «На концерте»
На районном семинаре ребята защитили свой проект «Волшебная скрипка».
Скрипку называют королевой музыки. Ее звучание передает интонации человеческого голоса. Ребята выступили с песней «Заиграй, музыкант» М. Ю. Васильева
Вывод: У нас с ребятами был поставлен вопрос, что помогает скрипке так звучать? Мы нашли ответ на этот вопрос. Это и высокогорные породы деревьев, специальный лак, форма самой скрипки, эфы из которых выходит звук, правильно натянутый конский волос, канифоль.
Скрипка – удивительный инструмент. Скрипка - живая, она так же, как человек переживает и радуется. Она может заставить нас придумывать разные истории. Она умеет не только играть, но и петь. Мы с ребятами очень полюбили скрипку.