Арцыбасова Ирина Валерьевна
Проект «Волшебная страна математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета заведующий МКДОУ
протокол № ___от «__»___20__г. детский сад «Радуга» ___Синельникова О. В.
«Волшебная страна Математика»
проект по развитию познавательных навыков детей старшего дошкольного возраста
на 2015-2016 учебный год
Арцыбасова И. В. ,
воспитатель подготовительной
к школе группы «Лучики»
Тазовский
2015
Вид проекта : информационно - творческий
Публикация «Проект „Волшебная страна математики“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
По срокам проведения: 8 месяцев
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги дополнительного образования.
Пояснительная записка
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования
должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему
успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют
возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие
логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и
практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из
множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности
дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной.
Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной
научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию
умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Цель:
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения,
классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи
арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения,
памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению
в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в
процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными,
оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть
составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно
обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать
соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины
условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости,
упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и
перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки :
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном
направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных
отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и
направление их движения в пространстве : слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно
передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности
всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения,
упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и
арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует
цели, выбирает средства;
Содержание занятий
Октябрь
Тема Программное содержание
1. «Штриховка». Сопоставлять результаты зрительного и
осязательного обследования, уметь ориентироваться
на листе бумаги.
2. «Назови лишний предмет». Развивать аналитическое мышление
3. «На что похоже?». Упражнять в назывании предметов, изображенных
на картинке.
4. «Считай дальше». Закреплять умение считать до 10.
Ноябрь.
Тема Программное содержание
1. «Пройди по лабиринту». Развивать зрительную ориентировку.
2. «Водяной – шутник» Учить осуществлять обследование предметов
поочерёдно при помощи зрения и осязания,
сопоставлять и комментировать полученные
результаты.
3. «Расколдуй изображение». Учить находить изображение цифр в заколдованном
рисунке.
4. «Рисуем бусы». Называть цвета и показывать соответствующий
карандаш
Декабрь.
Тема Программное содержание
1. «Внимательные художники». Развитие зрительного восприятия.
2. «Логическое домино». Развивать зрительное восприятие, пространственное
мышление. Классифицировать и сравнивать
предметы по цвету или форме.
3. «Сбежавшие числа» Развивать внимательность и зоркость к знаково –
символическим обозначениям.
4. «Нарисуй по памяти» Учить детей воспроизводить по памяти содержание
рисунка.
Январь.
Тема Программное содержание
1. «Назови соседей». Закреплять у детей навык называть последующее и
предыдущее число названному
2. «Большие и маленькие
фигуры».
Учить называть все геометрические фигуры.
Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.
3.«Найди отличия» Развивать внимание, наблюдательность, умение
находить сходство и различие
4. «Роботы». Закрепить геометрические фигуры
Февраль.
Тема Программное содержание
1. «Лабиринт» Развивать зрительную ориентировку.
2. «Где моё место?» Учить детей устанавливать закономерность,
вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать
предметы, развивать логическое мышление.
3. «Указываем направление». Умение слышать словесное указание и выполнять
задание в тетради.
4. «Кораблик Плюх – Плюх» Учить решать задачи на сообразительность,
способствовать освоению пространственных
отношений; развивать внимание, память, мышление,
мелкую моторику рук.
Март
Тема Программное содержание
1. «Чудо – крестики» Совершенствовать процессы логического мышления,
внимания, пространственного мышления.
2.«Найди и обведи». Развитие мелкой моторики рук.
3. «Рисуем кошку» Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.
4. «Колумбово яйцо» Развивать геометрическое представление,
наблюдательность.
Апрель.
Тема Программное содержание
1. «Торопись, да не ошибись» Закрепить знания состава числа первого десятка.
2. «Будь внимателен!» Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке
3. Моделирование из
геометрических фигур.
Упражнять в знании геометрических фигур, определять
многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос:
сколько?
4. «Соедини точки по
образцу»
Учить детей быть внимательными, ориентироваться в
пространстве.
Май.
Тема Программное содержание
1. Логоформочки. «Крестики Научить детей Логоформочки
– нолики».
Математический праздник Закрепить пройденный материал.
Список литературы:
1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М. ,2006
2. Гаврина С. П. «Веселая математика» - М. ,2001
3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997
4. А. А. Смоленцева. Математика до школы. Н. -Новгород 1996 г.
5. Л. И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
6. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
7. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
8. Л. В. Минкевич. Математика в детском саду. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
10. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
11. В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.