Светлана Еремеева
Проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный.
Продолжительность проекта : 12.12.2022-16.12.2022
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность: Природа, является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие, красота явлений в природе, привлекают внимание ребенка, пробуждает чувства, проявление эмоций от увиденной красоты зимой. Зима – это прекрасное время для наблюдений в природе, проведение опытов, что в свою очередь позволяет повысить речевую активность детей, обогатить знания о сезонных изменениях в это время года.
Публикация «Проект во второй младшей группе „Здравствуй, Зимушка-зима!“» размещена в разделах
Цель: расширять представления о характерных особенностях зимней природы.
Задачи:
1. Расширить представление детей о особенностях зимой в природе. (идёт снег, мороз).
2. Учить замечать красоту зимней природы (деревья в снегу, иней, пушистый и искристый снег).
3. Наблюдение за птицами зимой, оказание им посильной помощи (кормление птиц на кормушках).
4. Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности со льдом (цветные льдинки, снег тает).
5. Развивать эстетические восприятия, внимание, память, воображение, активную речь у детей, мелкую моторику.
6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью (опасно есть снег, сосать сосульки).
Ожидаемый результат:
1. Расширить знание детей о времени года – зима.
2. Расширение и активизация словарного запаса детей.
3. Сформирование у детей знаний о природе зимой.
4. Развитие коммуникативных и творческих навыков.
5. Вовлечение родителей в совместную с детьми работу.
Первый этап работы – подготовительный.
1. Подбор методической литературы, художественных произведений.
2. Подбор иллюстраций по теме проекта.
3. Планирование работы по реализации проекта.
4. Изготовление атрибутов к играм дидактических игр.
5. Ознакомление родителей с темой проекта.
Второй этап работы – активная деятельность.
Работа с родителями:
- Оформление папки-передвижки «Что такое зима».
- Консультация для родителей «Безопасность зимой».
- Создание выставки рисунков «Зимушка хрустальная».
Совместная работа воспитателя и детей.
- Беседы «Зима в лесу», «Зимние забавы», «Беседа зимушка-зима».
- Рассматривание иллюстраций «Зима в лесу», «Зимние забавы», «Безопасность зимой».
- Дидактические игры «Собери зимний пейзаж», «Построй снеговика», «Собери снежинки», «Признаки зимы», «Найди пару - варежки».
- Подвижные игры «Снежинки и ветер», «Найди своё место».
- Пальчиковые игры «Зима», «Снежинки», «Прогулка по парку», «Мороз», «Мы пошли гулять во двор».
- Чтение художественной литературы: рассказ Л. Воронцовой «Снег идет», стихотворение А. Босева «Трое», сказки «Снегурочка и лиса», сказка И. Ревю «Что такое снег?», В. Бианки «Почему снег белый», «Снег и сон».
- Отгадывание загадок по теме проекта.
- Рисование «Деревья на нашем участке».
- Аппликация «Снеговик».
- Лепка «Снежинка».
- Исследовательская деятельность: «Почему снег тает на ладони?», «Цветные льдинки».
- Просмотр презентации «Зимние забавы», «Путешествие в зимний лес».
Третий этап проекта – заключительный.
В ходе проекта у детей расширились представления о зиме как о времени года. Дети получили представление об изменениях в зимней природе, о зимних развлечениях, о правилах поведения в зимний период на улице. У детей расширился словарный запас. Дети смогли реализовать свои творческие способности в продуктивной деятельности. Дети с удовольствием играли в различные игры по теме проекта, принимали участие в экспериментах, обсуждали прочитанную литературу. Родители приняли активное участие в выставке совместных с детьми рисунков «Зимушка-зима».
Утренний круг.
Понедельник.
Тема: «Зимушка-зима».
Цель: Создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду.
Ход:
- Звучит позывной (звук бубна).
- Ежедневный ритуал приветствия.
- Обмен информацией.
- Игра «Зима».
- Обсуждение погоды на улице, изменений в природе, пейзажей зимней природы.
- Выбор и планирование детьми предстоящей деятельности.
Работа с доской выбора.
Дети выбирают центры исходя из своих интересов, и помечают свой выбор на доске выбора.
Расходимся по центрам.
Вторник.
Тема: «Белый снег кружится».
Цель: Создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду.
Ход:
- Звучит позывной (звук бубна).
- Ежедневный ритуал приветствия.
- Обмен информацией.
- Игра «Снежинки».
- Чтение и обсуждение сказки И. Ревю «Что такое снег?». Рассматривание изображений снежинок.
- Выбор и планирование детьми предстоящей деятельности.
Работа с доской выбора.
Дети выбирают центры исходя из своих интересов, и помечают свой выбор на доске выбора.
Расходимся по центрам.
Среда.
Тема: «Зимние забавы».
Цель: Создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду.
Ход:
- Звучит позывной (звук бубна).
- Ежедневный ритуал приветствия.
- Обмен информацией.
- Игра «Мы во двор пришли гулять».
- Беседа «Зимние забавы». Формировать и расширять представления детей о забавах характерных для зимы.
- Выбор и планирование детьми предстоящей деятельности.
Работа с доской выбора.
Дети выбирают центры исходя из своих интересов, и помечают свой выбор на доске выбора.
Расходимся по центрам.
Четверг.
Тема: «Зима в лесу».
Цель: Создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду.
Ход:
- Звучит позывной (звук бубна).
- Ежедневный ритуал приветствия.
- Обмен информацией.
- Игра «Зайка».
- Разговор о животных зимой.
- Выбор и планирование детьми предстоящей деятельности.
Работа с доской выбора.
Дети выбирают центры исходя из своих интересов, и помечают свой выбор на доске выбора.
Расходимся по центрам.
Пятница.
Тема: «Я все знаю о зиме».
Цель: Создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду.
Ход:
- Звучит позывной (звук бубна).
- Ежедневный ритуал приветствия.
- Обмен информацией.
- Дидактическая игра «Признаки зимы».
- Обобщающий разговор о зиме, как о времени года.
- Выбор и планирование детьми предстоящей деятельности.
Работа с доской выбора.
Дети выбирают центры исходя из своих интересов, и помечают свой выбор на доске выбора.
Расходимся по центрам.
Дидактические игры.
1. «Построй снеговика».
Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.
У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
2. «Собери зимний пейзаж».
Цель: закреплять знание детей о зиме.
Задачи:
- формировать целостное восприятие;
-развивать внимание, зрительное восприятие;
-воспитывать желание самостоятельно собирать картинку.
Ход игры:
Детям предлагается на выбор любая карточка. Ребенок самостоятельно, по образцу собирает картинку.
3. Игра «Собери снежинки».
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Задачи:
- развивать сенсорные способности;
- развивать конструктивные навыки, координацию движений;
- развивать творческое воображение, фантазию.
-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;
-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям по картинке сложить фигурки из счётных палочек. В игре могут участвовать 5 и более детей.
4. Игра «Признаки зимы».
Цель: уточнить и углубить знания детей о времени года.
Задачи:
- обобщить знания детей о зиме.
- развивать внимание и речь.
- воспитывать уважение друг к другу.
Ход игры: воспитатель называет время года (зима) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.
5. Игра «Найди пару» (варежки)
Дидактическая игра «Нади пару — варежки»
Цель: Закрепляем изучение геометрических фигур
Задачи:
- учить находить предмет по сходству;
- развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность;
- воспитывать наблюдательность, интерес к играм.
Ход игры
• Воспитатель разлаживает на столе карточки с варежками либо раздает их детям.
• Дети внимательно рассматривают картинки.
• Детям нужно найти пару для каждой варежки.
Подвижные игры.
Снежинки и ветер.
Задачи: развивать умение действовать по сигналу взрослого, воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки!» — разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
Дозировка: 3-4 раза.
Подвижная игра «Найди что спрятано».
Задачи: Развивать у детей зрительную память, внимание.
Описание: Дети стоят в кругу. Воспитатель кладет в центре круга три – пять предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза. Воспитатель прячет один предмет, лежащий в центре круга и говорит «Посмотрите». Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к детям и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После этого игра возобновляется.
Правила:
1. Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза
2. По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.
Физкультминутки.
Цель: Обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку.
Зайка.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Снеговик пропал.
Снеговик в лесу пропал Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены
Он куда-то убежал. Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.
Может, испугался волка? Обнимают себя руками, изображая страх.
Может, зайка сбил с дороги? Показывают руками ушки
И в сугробах тонут ноги? Поочередно высоко поднимают ноги.
В наших тепленьких сапожках.
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Мороз.
Мы погреемся немножко,
(натирают плечи)
Мы похлопаем в ладошки,
(хлопают в ладоши)
Ножками потопаем
(топают на месте)
И себя похлопаем.
(хлопают по коленям)
Гуляют дети.
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(потирают руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(топают ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(приплясывают, подпрыгивают)
Беседа «Зимние Забавы».
Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.
Задачи:
1. Формировать представление о зимних забавах.
2. Развивать внимание, диалоговую речь, воображение, произвольную память.
3. Воспитывать умение слушать друг друга и взрослого не перебивая
Ход занятия:
Организационный этап.
Здравствуйте, дети! У меня для вас есть загадка, попробуйте отгадать!
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
Молодцы, конечно зима (воспитатель показывает картинку по теме «зима»).
2. Сюрпризный момент. Кукла Маша.
Стук в дверь. В гости приходит кукла Маша. Здоровается с детьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это же кукла Маша. Посмотрите, как она одета? А почему она так оделась? (ответы детей) Правильно сейчас зима, холодно, идет снег нужно одеваться тепло. А давайте перечислим все, что Маша надела… (дети называют предметы одежды)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша гостья почему-то грустная! Машенька, что же у тебя случилось.
Кукла Маша: Я грущу, так как мне скучно. Когда было лето, я могла купаться в речке, собирать ягоды и цветы, осенью я ходила за грибами, собирала урожай, а теперь наступила зима и я не знаю чем мне заняться.
3. Беседа о зимних развлечениях.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Маше, что зима – чудесное время года. Мы не хотим уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. А чем интересным можно заниматься на улице зимой? ( ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками). Воспитатель показывает презентацию по теме: «Зимние забавы».
Воспитатель: А теперь Маша мы хотим с тобой поиграть.
4. Физкультминутка.
Гуляют дети.
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(потирают руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(топают ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(приплясывают, подпрыгивают)
5. Д. И. «Собери снеговика»
6. Итог. Снова наша Машенька веселая.
Воспитатель: Кукла Машенька была очень грустная, а теперь, когда ребята рассказали ей, как много существует зимних забав и развлечений она снова стала весёлой.
Маша: — Спасибо вам ребята, теперь мне совсем не грустно. Теперь я знаю, что зима – это замечательное время года. Зимних развлечений очень много, и все они очень интересные.
Беседа «Зимушка-зима».
Цель: Сформировать у детей представление о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
Задачи: Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.
Побуждать детей анализировать, делать выводы, активизировать диалоговую речь. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал:
Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки.
Ход беседы.
1. Беседа о зиме.
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение С. Маршак
Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас — гляди, как весело
И белым-бело!
Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?
Давайте рассмотрим картинки и поговорим о зиме. (Рассматриваем лэпбук)
Чем зима отличается от других времен года? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель:
Зима длится три месяца. Декабрь, Январь, Февраль.
(рассматриваем картинки зимние месяцы).
Декабрь.
Я — декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днё м и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!
Январь.
Открываем календарь —
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
(С. Маршак)
Февраль.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
(С. Маршак)
Воспитатель:
А вы знаете откуда идет снег?
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег.
• Давайте рассмотрим снежинки. Одинаковые они? Чем они отличаются?
Все снежинки разные (обсуждение снежинок)
В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
• А ветер со снегом называется метель.
Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
Физминутка «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
На катке потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
• Воспитатель: А загадки вы умеете отгадывать?
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь- ручеек. (Снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Кто, угадай, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (Зима)
Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (Мороз)
И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (Иней)
Итог: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Беседа «Зима в лесу».
Цель: Познакомить детей с жизнью лесных обитателей в зимний период.
Задачи:
- продолжать формировать и систематизировать знания детей о времени года зиме, диких животных и их жизни;
- закреплять представления об образе жизни диких животных, названия жилища животных;
- развивать связную речь, память, внимание;
- воспитывать доброжелательность, бережное отношение к животным.
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - Какие приметы зимы вы знаете?
Дети: морозно, идет снег, холодно, птиц не видно и т. д.
Воспитатель: - Давайте мы с вами отправимся в лес!
- Кого можно встретить в лесу?
Дети: Волка, зайца, лису, медведя, белку и др.
Воспитатель: - Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Воспитатель: - Прежде чем отправимся в путь, мы сначала оденем одежду!
Самомассаж «Собираемся на прогулку»
Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)
Но мы пойдем гулять с тобой («Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам)
Надеваю я колготки и штанишки (поглаживание ног)
Надеваю кофту, надеваю шубку (поглаживание рук и живота)
Надеваю шапку (поглаживание головы,
Завязываю шарфик (поглаживание шеи одной ладонью, другой ладонью)
А потом красивые, теплые, крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)
И хотя я маленький, у меня есть валенки (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)
Воспитатель: Вот теперь мы готовы отправиться на прогулку. Вставайте друг за другом!
3. Физкультминутка (дети шагают друг за другом)
Мы шагаем по сугробам,
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу!
Проложи другим дорогу!
Очень весело шагали,
В зимний лес мы все попали!
Просмотр презентации «Зимний лес».
Воспитатель: - Вот мы и в лесу! Давайте посмотрим, какой лес в зимнее время красивый. Все деревья стоят в белом наряде. А что это за наряд одели деревья? (снег)
Воспитатель:
- Смотрите, кто нас встречает?
Дети: Лисичка.
Воспитатель: А что лисичка делает зимой в лесу?
Дети: Охотится.
Воспитатель: А как называется домик лисички?
Дети: Нора.
Воспитатель: - А кто это бежит нам на встречу?
Дети: - Зайка.
Воспитатель: - Какой он?
Дети: Белый.
Воспитатель: - Почему он белый?
Дети: - Потому что он прячется в белом снегу от лисы, волка и др.
Воспитатель: - А каким он будет летом?
Дети: - Сереньким.
Воспитатель: - Давайте дальше пройдем по лесу!
- Кто сидит в дупле?
- Какая она?
- Делает ли она запасы на зиму?
Что она запасает?
- Как называется ее домик?
- Чем мы угостим белочку?
Воспитатель:
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это?. (Волк)
Воспитатель: А что происходит зимой с волком?
Дети: У него шуба становится теплая. Он не спит зимой и охотится.
Воспитатель: - Смотрите, в этом домике спит еще один лесной обитатель! А кто он вы узнаете из загадки:
Косолапый и большой.
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
И малину собирает
А еще он любит мед
Отгадайте, кто нас ждет? (Медведь)
Воспитатель: - Как вы догадались, что это медведь?
Дети: - Он косолапый, большой, зимой спит в берлоге, любит малину, мед и т. д.
Воспитатель: - Как называется жилище медведя
Дети: - берлога.
Воспитатель: - Чем любит питаться медведь?
Дети: - любит рыбу, малину, мед.
Воспитатель: - Чем мы его угостим?
Дети: малиной, медом.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Вот и подошло к концу наше путешествие. Что нового вы сегодня узнали?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Опыт: «Изготовление цветных льдинок»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. Материал: вода, краска.
Оборудование: стаканчики, краска, формочки, вер вочки, полочки для размещения.
Ход: Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Вместе с детьми размешивает краску в воде, заливает воду в формочки, опускает в них вер вочки, ставит на поднос, выносит на улицу, во время прогулки следит за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.
Опыт: «Почему тает снег?»
Цель: знакомство детей со свойствами снега.
Оборудование: емкость для снега
Ход: Каждый ребенок берет снег и смотрит на то, как он тает на ладошке и превращается в воду. Таким образом, подвели детей к тому, что снег холодный, а ладошка теплая — поэтому снег тает.
Воронкова Любовь Фёдоровна «Снег идёт»
Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»
Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная — и дорога, и избы, и огород, и лес. Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела.
Но пришла бабушка с колодца и сказала:
— Вот и снежок пошёл!
Таня подбежала к окну:
— Где снежок пошёл?
За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:
— Снег идёт!
Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок. Таня подставила ладонь — они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой — острые, как стрелки.
Но разглядывать их долго не пришлось — снежинки растаяли на тёплой ладони.
Бабушка понесла пойло овцам в хлев и раскрыла дверь. А белая корова Милка думала, что её в стадо выпускают. Обрадовалась, замотала головой и вышла из хлева. Но вышла и остановилась. Где же трава? Где же лужайки?
— Что смотришь? — сказала бабушка. — Думала куда-нибудь в клевер убежать? Или в кусты запрятаться? А вот и нет ничего. Иди-ка лучше обратно в хлев, там хоть тепло.
Бабушка отнесла ей охапку зелёного сена, но Милка всё стояла и глядела кругом. Тогда Таня взяла хворостину и погнала её в хлев:
— Ступай, ступай! Что вышла уши морозить? Тут тебя снегом занесёт!
А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая — и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый.
А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алё нке и застучала в окно:
— Алёнка, выходи скорее — к нам зима пришла.
Асен Босев
Трое
Тpое на заснеженной полянке
Я, Зима и санки.
Только землю снег покpоет -
Собиpаемся мы тpое.
Веселимся на полянке -
Я, Зима и санки.
Загадки.
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это — снежная…
(Метель)
Белый и холодный,
Ты не тронь его рукой!
В теплой ручке станет он водой.
(Снег)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла — и пропала.
(снежинка)
Белый толстый озорник
Носик — острая морковка
От тепла растает вмиг
Наш веселый…
(Снеговик)
Варежками соберу,
Белый шарик я слеплю.
Мы с ним оба шутники,
Любим поиграть в …
(снежки)
Братца два заточенных
Мчатся по ледовой глади
Не туфли и не башмаки
Это зимние …
(коньки)
Чтоб зимой не мерзли ушки,
Ее накинь ты на макушку
(шапку)
Теплые, согреют ножки
Это зимние…
(сапожки)
Пальчика в тепле запрячу
А затем в кармашки спрячу
Мой ответ в разгадке
Что это?
(Перчатки)