Динара Кузнецова
Проект в старшей группе «Все измерить мы хотим»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»
Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.
Публикация «Проект в старшей группе „Все измерить мы хотим“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : два месяца (октябрь, ноябрь)
Введение.
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.
Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.
Актуальность проекта.
В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т. е. пространственные признаки предметов.
Проблема: Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Неумение детей выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.
Цель проекта : Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.
Задачи проекта :
Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги.
Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы, умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности, которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).
План реализации проекта
Месяцы Цели и задачи Форма и содержание
Октябрь
Тема:
Низкий – высокий;
Узкий – широкий; Совершенствовать представления детей о понятиях «низкий», «высокий».
Развивать наблюдательность, внимание, воображение, навыки работы с ножницами и клеем.
Воспитывать любознательность, математические способности.
Активизировать словарь: высокий, низкий, термометр, «низкий поступок».
Закреплять понятия «узкий», «широкий».
Развивать умение сравнивать предметы по ширине; классифицировать по двум признакам.
Активизировать словарь, внимание, воображение.
Воспитывать любознательность, интерес к математике.
Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 24: «Низкий – высокий»
Беседа с детьми после чтения отрывка:
• А вы как думаете, ребята, можно ли ответить на Мишкин вопрос?
• Чем можно измерить столб?
• Чем измеряют температуру?
• Что такое «низкий поступок»?
Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.
Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»
Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные:
Кто высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?
Кто низкий по сравнению с жирафом? Страусом?
Игра «Высокие куклы и низкие пупсики»
Дети делятся на 2 команды: высокие дети – куклы, а дети, которые ниже ростом – пупсики. Дети двигаются свободно под музыку. Воспитатель останавливает музыку и дает команду, например:
- Высокие куклы прыгают на месте на носочках, а низкие пупсики – приседают.
Затем дети опять свободно двигаются под музыку до следующей команды воспитателя.
Аппликация коллективная «Парк»
Педагог предлагает детям «разбить парк» на большом листе бумаги, так, чтобы в нем были и высокие деревья, и низкие кусты.
Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.
Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 26: «Узкий – широкий»»
Педагог:
- Ребята, а вы согласны с Мышей?
Рисование «Двери для зверят»
Педагог раздает листы бумаги, говорит, что это - площадка в подъезде, на которой надо нарисовать двери квартир медвежонка, лисенка, ежика и мышонка. (Показывает игрушки.)
- Подумайте, одинаковые ли по высоте и ширине двери будут у каждого из зверят?
- Почему разные?
- У кого будет самая высокая и широкая дверь?
- У кого будет самая низкая и узкая дверь?
- Какой формы будут двери?
- Как вы украсите двери?
Дети рисуют, затем все вместе рассматривают работы, делятся впечатлениями.
Дидактическая подвижная
игра «Разноцветные ленты»
На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого.
Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.
Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т. п.
Игровые упражнения:
«Кто скорее найдет предмет такой же ширины?» (использовать образец-полоску для каждого ребенка).
«Разложи ленты от самой узкой до самой широкой» (у каждого ребенка коробочка с 5-7 лентами разной ширины, дети раскладывают ленты методом приложения).
Ноябрь
Тема:
Длинный – короткий;
Мелкий – глубокий;
Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», закреплять умение сравнивать предметы по длине, закрепить понятия «высокий - низкий»;
Познакомить с измерительными инструментами : линейка, метр, гибкий сантиметр, рулетка.
Обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности.
Познакомить с понятиями «мелкий - глубокий».
Закрепить способ деления квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, умение складывать полученную выкройку и склеивать ее.
Развивать мышление, внимание, конструктивные способности. Активизировать словарь.
Воспитывать любознательность, интерес к новым знаниям.
Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 28: «Короткий – длинный»
Беседа: Инструменты измерения.
Педагог:
• Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным?
• При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?
Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра.
Педагог:
Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног.
Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.
На Руси пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы.
Педагог:
- Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?
Дети: 5.
Педагог:
- А теперь я измерю. У меня получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?
Дети: Ваша ладонь больше.
Педагог:
- Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски. А у вас ладошка маленькая. Она умещается на полоске большее число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра).
Дети: 10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см.
Педагог:
- У меня тоже получилось, что длина этой полоски 10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты.
Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках»
Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие.
- А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)
Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос:
- Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким?
- Почему?
Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.
(Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)
Игровые упражнения:
«Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).
«Найди предмет короче этой полоски»
Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).
Просмотр мультфильма «38 попугаев»
Чтение отрывка из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 20 «Мелкий – глубокий»
Педагог:
• Ребята, а вы согласны с лисенком Леней по поводу мелкого места?
• А что значит выражение «море по колено»?
• Чем можно измерить глубину океана, ведра, мыслей, знаний?
• Могут ли мелко трястись руки, голова, хвост, бревно?
Показ слайдов: «Река», «Ручеек», «Озеро», «Море», «Морские обитатели».
Вопросы после просмотра:
Что глубже, река или море? Ручеек или озеро? Какие животные обитают на морском дне? Какие живут ближе к поверхности моря?
Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки»
Педагог рассказывает, что в лагере, друзья-зверята и Нина полюбили ходить в ближний лес за ягодой малиной. Собирали ее в корзинки.
Какие бы корзинки вы изготовили для них в подарок?
Кому глубокую корзинку, а кому мелкую?
(Дети конструируют корзинки, играют с ними и с мелкими игрушками-зверушками.)
Заключительный математический досуг
Тема: «У нас в гостях Фея Величины»
Цель. Закрепить знания детей по разделу «величина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.
Оборудование. Картина «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога, мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.
Ход досуга.
Звучит музыка, в комнату входит Фея Величины.
- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Величины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.
А измерительные инструменты - мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?
(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)
Фея:
- Отгадайте мои загадки:
• Как или чем можно измерить маленький или большой промежуток времени?
• Чем можно измерить кубик? А большой дом?
• Чем можно измерить сахар? А воду или чай?
• А чем измеряется дружба?
Игра «Скажи наоборот»
Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы:
Можно - нельзя
Правый - левый
Впереди - сзади
Внизу - вверху
Внутри - снаружи
Близко - далеко
Маленький - большой
Низкий - высокий
Узкий - широкий
Мелкий - глубокий
Короткий - длинный
Мало - много
Быстро - медленно
Легкий - тяжелый
Начало - конец
Тонкий - толстый
Фея Величины:
Я опять хочу загадать вам загадки:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов.)
• В село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга».
«Волга» ехала медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города? (Волга.)
• Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше - Наташа или Оля? (Оля.)
• Плюшевые Мишки забыли, кто за кем стоял в очереди. Первый должен быть ниже второго, а второй - ниже третьего. Какого размера первый мишка? А третий?
Фея Величины:
- А какие «измерительные» игры вы знаете?
Педагог:
- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр, в которых они учатся сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.
Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.
Фея Величины:
- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!
Проводятся знакомые игры «Высокие куклы и низкие пупсики», «Разноцветные ленты»
Фея хвалит детей за хорошую игру.
Фея Величины:
- Я принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)
- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.
К какому животному был самый длинный путь?
- Следующее задание «Расставь елочки по порядку»
Цель: Формировать умение располагать предметы по величине (сериация по возрастанию или по убыванию)
Материал для каждого ребенка: 5-7 ёлок с незначительным разностным порогом, столько же звёздочек для макушки.
Фея Величины предлагает детям разложить ёлки от самой высокой к самой низкой и к ним подобрать звёзды по размеру – к высокой ёлке самую большую по размеру звезду и т. д.
Фея Величины:
- А теперь во что поиграем?
Педагог:
«Попрыгаем на скакалках»
После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается, и под музыку уходит.
Список использованных источников.
Г. Юдин «Полезная заниматика», Росмэн, 1995.
Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Владос, 2003.
Березина Р. Л., Михайлова З. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Просвещение, 1988.
Ерофеева Т. И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.