МААМ-картинки

Проект в старшей группе «Все измерить мы хотим»

Динара Кузнецова
Проект в старшей группе «Все измерить мы хотим»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»

Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.

Публикация «Проект в старшей группе „Все измерить мы хотим“» размещена в разделах

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность проекта : два месяца (октябрь, ноябрь)

Введение.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта.

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т. е. пространственные признаки предметов.

Проблема: Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Неумение детей выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Цель проекта : Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Задачи проекта :

Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять в умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т. е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.

Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.

Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы, умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности, которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

План реализации проекта

Месяцы Цели и задачи Форма и содержание

Октябрь

Тема:

Низкий – высокий;

Узкий – широкий; Совершенствовать представления детей о понятиях «низкий», «высокий».

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, навыки работы с ножницами и клеем.

Воспитывать любознательность, математические способности.

Активизировать словарь: высокий, низкий, термометр, «низкий поступок».

Закреплять понятия «узкий», «широкий».

Развивать умение сравнивать предметы по ширине; классифицировать по двум признакам.

Активизировать словарь, внимание, воображение.

Воспитывать любознательность, интерес к математике.

Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 24: «Низкий – высокий»

Беседа с детьми после чтения отрывка:

• А вы как думаете, ребята, можно ли ответить на Мишкин вопрос?

• Чем можно измерить столб?

• Чем измеряют температуру?

• Что такое «низкий поступок»?

Экспериментирование с термометрами: «Низкая и высокая температура». Вопросы: Когда мы говорим «низкая» температура? Когда говорим – «высокая» температура? (Измерить температуру горячего чая в стакане, затем холодной воды, взятой из крана.) Сделать выводы о разности температуры данных жидкостей.

Игровое упражнение «Кто выше, кто ниже?»

Педагог показывает слайды, на которых изображены разные по высоте люди и животные:

Кто высокий по сравнению с мышкой? Девочкой? Собакой?

Кто низкий по сравнению с жирафом? Страусом?

Игра «Высокие куклы и низкие пупсики»

Дети делятся на 2 команды: высокие дети – куклы, а дети, которые ниже ростом – пупсики. Дети двигаются свободно под музыку. Воспитатель останавливает музыку и дает команду, например:

- Высокие куклы прыгают на месте на носочках, а низкие пупсики – приседают.

Затем дети опять свободно двигаются под музыку до следующей команды воспитателя.

Аппликация коллективная «Парк»

Педагог предлагает детям «разбить парк» на большом листе бумаги, так, чтобы в нем были и высокие деревья, и низкие кусты.

Дети выполняют аппликацию, получившейся работой украшают группу.

Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 26: «Узкий – широкий»»

Педагог:

- Ребята, а вы согласны с Мышей?

Рисование «Двери для зверят»

Педагог раздает листы бумаги, говорит, что это - площадка в подъезде, на которой надо нарисовать двери квартир медвежонка, лисенка, ежика и мышонка. (Показывает игрушки.)

- Подумайте, одинаковые ли по высоте и ширине двери будут у каждого из зверят?

- Почему разные?

- У кого будет самая высокая и широкая дверь?

- У кого будет самая низкая и узкая дверь?

- Какой формы будут двери?

- Как вы украсите двери?

Дети рисуют, затем все вместе рассматривают работы, делятся впечатлениями.

Дидактическая подвижная

игра «Разноцветные ленты»

На столах разложены узкие и широкие ленты трех цветов: красного, синего, желтого.

Воспитатель дает задание: «Возьмите узкие синие ленты». Дети берут заданные ленты и начинают с ними танцевать под веселую музыку. Когда музыка закончится, воспитатель дает следующее задание: «Возьмите широкие красные ленты». Дети берут ленты и опять начинают танцевать.

Можно усложнять задания, например: «В левую руку взять узкую ленту, а в правую – широкую» и т. п.

Игровые упражнения:

«Кто скорее найдет предмет такой же ширины?» (использовать образец-полоску для каждого ребенка).

«Разложи ленты от самой узкой до самой широкой» (у каждого ребенка коробочка с 5-7 лентами разной ширины, дети раскладывают ленты методом приложения).

Ноябрь

Тема:

Длинный – короткий;

Мелкий – глубокий;

Расширять знания детей о понятиях «длинный - короткий», закреплять умение сравнивать предметы по длине, закрепить понятия «высокий - низкий»;

Познакомить с измерительными инструментами : линейка, метр, гибкий сантиметр, рулетка.

Обогащать словарь, развивать воображение, мыслительные способности.

Познакомить с понятиями «мелкий - глубокий».

Закрепить способ деления квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратов, умение складывать полученную выкройку и склеивать ее.

Развивать мышление, внимание, конструктивные способности. Активизировать словарь.

Воспитывать любознательность, интерес к новым знаниям.

Чтение главы из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 28: «Короткий – длинный»

Беседа: Инструменты измерения.

Педагог:

• Ребята, а как вы думаете, что бывает коротким, а что длинным?

• При помощи чего можно измерять длину, ширину предметов, вещей?

Педагог показывает детям линейку, метр, гибкий сантиметр, рулетку, объясняет, как люди пользуются этими измерительными инструментами, предлагает детям самим попробовать измерить длину и ширину стола линейкой, метром, рулеткой, а длину юбки у девочек, их талии - при помощи гибкого сантиметра.

Педагог:

Было время, когда человек измерял длину предмета при помощи рук и ног.

Например: существовала такая единица измерения, как шаг. В шагах обычно измеряли расстояние от одного места до другого. Или длину могли измерять локтями. Локоть прикладывали к предмету и таким образом измеряли его длину. Можно было измерять длину ладонью.

На Руси пользовались единицей «пядь» - расстояние от большого пальца до конца мизинца при условии, если вы их очень сильно раздвинете. Все эти измерения были неточными, ведь у разных людей длина локтя и шага различна. У высокого человека шаг большой, а у маленького - маленький. Если бы они измеряли одно и то же расстояние в шагах, у них бы получились разные ответы.

Педагог:

- Измерьте в ладонях длину вот этой синей полоски. Сколько у вас получилось?

Дети: 5.

Педагог:

- А теперь я измерю. У меня получилось, что длина этой полоски 3 ладони. Полоски одинаковые, а ответы разные. Как вы думаете, отчего это происходит?

Дети: Ваша ладонь больше.

Педагог:

- Моя ладонь больше, она только 3 раза поместилась в длине полоски. А у вас ладошка маленькая. Она умещается на полоске большее число раз – 5. Из-за таких разногласий люди могут не понимать друг друга. Поэтому решили ввести единую для всех единицу измерения длины. Например, сантиметр. 1 см – это длина вот такой маленькой полоски (показывает образец). Измерьте в сантиметрах длину полоски. Сколько получится? (Измеряют моделями сантиметра).

Дети: 10 раз сантиметр поместился в полоске – 10см.

Педагог:

- У меня тоже получилось, что длина этой полоски 10 см. Мы измеряли длину одинаковой единицей, поэтому у нас получились одинаковые результаты.

Дидактическое игровое упражнение «Попрыгаем на скакалках»

Педагог открывает коробку со скакалками. Просит детей разложить скакалки на 2 кучки: в одну кучку сложить длинные скакалки, в другую - короткие.

- А как вы будете определять, какая скакалка длинная, а какая короткая? (Приложением.)

Когда дети справятся с заданием, педагог задает им еще вопрос:

- Как вы думаете, с какой скакалкой удобней прыгать высоким детям, а с какой - низким?

- Почему?

Педагог предлагает детям взять скакалки, которые подойдут им по росту и попрыгать на них.

(Под веселую музыку дети прыгают на скакалках.)

Игровые упражнения:

«Разложи палочки (Кюизенера) от самой короткой до самой длинной» (палочки у каждого ребенка).

«Найди предмет короче этой полоски»

Из группы предложенных предметов дети находят предмет короче образца – полоски (приложением).

Просмотр мультфильма «38 попугаев»

Чтение отрывка из книги Г. Юдина «Полезная заниматика», Росмэн, 1995 г., стр. 20 «Мелкий – глубокий»

Педагог:

• Ребята, а вы согласны с лисенком Леней по поводу мелкого места?

• А что значит выражение «море по колено»?

• Чем можно измерить глубину океана, ведра, мыслей, знаний?

• Могут ли мелко трястись руки, голова, хвост, бревно?

Показ слайдов: «Река», «Ручеек», «Озеро», «Море», «Морские обитатели».

Вопросы после просмотра:

Что глубже, река или море? Ручеек или озеро? Какие животные обитают на морском дне? Какие живут ближе к поверхности моря?

Конструирование из бумаги «Глубокие и мелкие корзинки»

Педагог рассказывает, что в лагере, друзья-зверята и Нина полюбили ходить в ближний лес за ягодой малиной. Собирали ее в корзинки.

Какие бы корзинки вы изготовили для них в подарок?

Кому глубокую корзинку, а кому мелкую?

(Дети конструируют корзинки, играют с ними и с мелкими игрушками-зверушками.)

Заключительный математический досуг

Тема: «У нас в гостях Фея Величины»

Цель. Закрепить знания детей по разделу «величина», развивать логическое мышление, смекалку, память, активизировать словарь терминов.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх, создать радостную атмосферу досуга.

Оборудование. Картина «План зоопарка». Аудиозапись музыки (по выбору педагога, мяч, индивидуальный иллюстративный материал «План зоопарка», разноцветные ленты разной длины и ширины, скакалки разной длины, измерительные инструменты, по 5-7 елок и звезд разной величины на каждого ребенка.

Ход досуга.

Звучит музыка, в комнату входит Фея Величины.

- Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите математику, любите узнавать что-то новое и интересное, и уже о многом можете мне рассказать. Я пришла к вам в гости, чтобы поиграть с вами в разные «измерительные» игры - я ведь Фея Величины, все измеряю, все сравниваю, без меня не существует наука математика.

А измерительные инструменты - мои маленькие друзья. Какие измерительные инструменты вы знаете?

(Дети отвечают, Фея хвалит за правильные ответы, показывает инструменты.)

Фея:

- Отгадайте мои загадки:

• Как или чем можно измерить маленький или большой промежуток времени?

• Чем можно измерить кубик? А большой дом?

• Чем можно измерить сахар? А воду или чай?

• А чем измеряется дружба?

Игра «Скажи наоборот»

Фея с мячом становится в центр круга, который образуют дети, бросает поочередно каждому ребенку мяч и произносит слова, к которым дети подбирают антонимы:

Можно - нельзя

Правый - левый

Впереди - сзади

Внизу - вверху

Внутри - снаружи

Близко - далеко

Маленький - большой

Низкий - высокий

Узкий - широкий

Мелкий - глубокий

Короткий - длинный

Мало - много

Быстро - медленно

Легкий - тяжелый

Начало - конец

Тонкий - толстый

Фея Величины:

Я опять хочу загадать вам загадки:

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом:

Коротышка - только раз,

Та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов.)

• В село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга».

«Волга» ехала медленнее, чем «Жигули». Какая машина раньше выехала из города? (Волга.)

• Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше - Наташа или Оля? (Оля.)

• Плюшевые Мишки забыли, кто за кем стоял в очереди. Первый должен быть ниже второго, а второй - ниже третьего. Какого размера первый мишка? А третий?

Фея Величины:

- А какие «измерительные» игры вы знаете?

Педагог:

- Уважаемая Фея, наши дети знают много игр, в которых они учатся сравнивать предметы по ширине, длине, высоте.

Я думаю, что ты с удовольствием поиграешь с нами в эти игры.

Фея Величины:

- О, конечно, я ведь хотела этого! Давайте же скорей играть!

Проводятся знакомые игры «Высокие куклы и низкие пупсики», «Разноцветные ленты»

Фея хвалит детей за хорошую игру.

Фея Величины:

- Я принесла с собой мое задание «В зоопарке» (показывает картину и раздает такие же картины-схемы каждому ребенку)

- Перед вами план зоопарка. Подумайте и укажите ваш путь к слону, от него к жирафу, потом к бегемоту, затем к удаву, и под конец, вам надо съесть мороженое в кафе и выйти из зоопарка на улицу.

К какому животному был самый длинный путь?

- Следующее задание «Расставь елочки по порядку»

Цель: Формировать умение располагать предметы по величине (сериация по возрастанию или по убыванию)

Материал для каждого ребенка: 5-7 ёлок с незначительным разностным порогом, столько же звёздочек для макушки.

Фея Величины предлагает детям разложить ёлки от самой высокой к самой низкой и к ним подобрать звёзды по размеру – к высокой ёлке самую большую по размеру звезду и т. д.

Фея Величины:

- А теперь во что поиграем?

Педагог:

«Попрыгаем на скакалках»

После игры Фея благодарит детей за приятный вечер, дарит на память подарки, прощается, и под музыку уходит.

Список использованных источников.

Г. Юдин «Полезная заниматика», Росмэн, 1995.

Белошистая А. В. «Формирование и развитие математических способностей у дошкольников», Владос, 2003.

Березина Р. Л., Михайлова З. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», Просвещение, 1988.

Ерофеева Т. И. «Математика для дошкольников», Просвещение, 1992.

Публикации по теме:

Творческий долгосрочный проект «Винни-Пух и все, все, все»Творческий долгосрочный проект «Винни-Пух и все, все, все» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №102 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» «Вини.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Краткосрочный проект в подготовительной группе «Б» Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны». Тип проекта: познавательно-творческий.

Образовательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в средней группе Проблема: У детей не систематизированы знания о детском саде, людях, которые в нем работают, их профессиональных обязанностях. Цель : расширить.

Паспорт проекта «Дед Мороз и все-все-все» для детей старшей группыПаспорт проекта «Дед Мороз и все-все-все» для детей старшей группы Выполнила: Гончаренко Юлия Викторовна I. Тип проекта. 1. По доминирующей деятельности: познавательно-игровой, творческий. 2. По времени.

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим» Проект в средней группе Улыбка" «Быть здоровыми хотим» воспитатель: Нетесова Татьяна Анатольевна Тип проекта: Педагогический, познавательный,.

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в старшей группе Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления.

Проект «Все профессии важны» в старшей группеПроект «Все профессии важны» в старшей группе Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2» общеразвивающего вида.

Проект в старшей разновозрастной группе «Все работы хороши — выбирай на вкус!» Проект в старшей разновозрастной группе «Солнышко». Тема: «Все работы хороши – выбирай любую!» Разработчик – воспитатель I категории МАДОУ.

Фотоотчет о развлечении «Хотим все знать»Фотоотчет о развлечении «Хотим все знать» з сентября в нашем детском садике прошло общесадовское мероприятие посвященное дню знаний "Хотим все знать".Целями и задачами развлечения.

Проект «Быть здоровыми хотим» во второй младшей группе Проект по теме: (II младшая группа) Выполнила: воспитатель Алиева М. С. 2018 год ПАСПОРТ ПРОЕКТА: 1. Тема: «Быть здоровыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Все измерить мы хотим»
Опубликовано: 10 февраля 2019 в 16:44
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в старшей группе «Все измерить мы хотим»» (включая файлы) размещена пользователем Динара Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД