Мадина Алиева
Проект «Быть здоровыми хотим» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
(II младшая группа)
Выполнила: воспитатель Алиева М. С.
2018 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
1. Тема: «Быть здоровыми хотим»
2. Автор проекта : воспитатель 2 мл. группы Алиева Мадина Салиховна
3. Вид проекта : познавательно-игровой
- по характеру координации: открытый
- по количеству участников: групповой
Публикация «Проект „Быть здоровыми хотим“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
4. Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников
5. Срок проекта : краткосрочный – 1 (один) месяц
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЕ
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Особенно это заметно по статистике заболеваемости дошкольников в регионе с суровым климатом. И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Я разработала этот проект с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки вести здоровый образ жизни.
В течение месяца с детьми второй младшей группы я проводила тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий и здоровый сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращала внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по «дорожке здоровья», проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Совместно с родителями было изготовлено нестандартное спортивное оборудование для группы (султанчики, ленточки, «ветерок в бутылке», бильбоке и др.). Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей младшего возраста, оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей.
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
Цель проекта :
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
- создавать условия для благотворного физического развития детей;
- способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемые результаты проекта :
- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
- Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
Сбор информации: проведение первичного опроса детей и родителей.
Перед проведением проекта проводился опрос воспитанников 2-ой младшей группы для выявления знаний детей о здоровом образе жизни. По окончании проекта проводился повторный (итоговый) опрос для анализа результатов.
Опрос детей проводился по методу «Модель трех вопросов» :
Что мы знаем об
этом? Что мы хотим
узнать? Как мы можем
узнать?
- Дети в группе часто болеют. Почему?
Ответы детей:
Дима:- Чтобы не болеть,надо много двигаться.
Ваня: - Потому, что дети плохо кушают.
Ксения:- Мама не разрешает ходить босиком.
Полина:- Бабушка старенькая, поэтому болеет. Зачем мыть руки с
мылом?
Зачем ходить
босиком по коврикам-массажерам?
Почему зарядка
бывает разная?
Для чего нужно
закаляться?
Почему люди
болеют? - художественная литература (стихи, потешки, книги, загадки);
- наблюдения;
- прогулки;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные праздники,
развлечения;
- физкультминутки;
- рекомендации родителям.
По проведенному опросу я сделала следующий вывод: дети не достаточно знакомы с понятием «здоровый образ жизни»; они не осознают значимость и ценность здоровья и не знают, как его сохранить и укрепить.
Опрос родителей проводился в форме индивидуальной беседы. По проведенному опросу среди родителей я сделала следующий вывод: многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия. Родители воспитанников искренне убеждены в том, что они могут поддержать здоровье ребенка с помощью использования синтетических лекарственных препаратов, либо с помощью народных методов лечения во время течения болезни. Практически никто из родителей не использует в быту неагрессивные способы закаливания своего малыша.
Исходя из сделанных выводов, я наметила план работы над проектом :
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по «дорожке здоровья».
4. Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей, творческая работа (рисование, разукрашивание) «Наши фруктовые друзья».
5. Работа с родителями: совместное изготовление нестандартного спортивного оборудования, консультации по темам «Для чего нужны коврики-массажеры», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», оформление презентации «Здоровый образ жизни» (см. Приложение 2).
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Тематические беседы с детьми:
- «Как можно заботиться о своем здоровье».
- «Чистота и здоровье».
- «Полезно – не полезно».
- «Как надо закаляться».
- «Личная гигиена».
- «О здоровой пище».
2. Ознакомление с литературой:
Чтение Сроки
К. Чуковский «Доктор Айболит», стихотворения о здоровье 1 неделя
А. Барто «Девочка чумазая» 2 неделя
3. Александрова «Купание», К. Чуковский «Мойдодыр» 3 неделя
Г. Зайцев «Дружи с водой», загадки и пословицы о здоровом образе жизни 4 неделя
З. Интегрированная образовательная деятельность:
Тема, цель Сроки
1 «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные
эмоции. 1-ая неделя проведения проекта
2 «Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах. 2-ая неделя проведения проекта
3 «Кукла купается!»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни. 3-я неделя проведения проекта
4 «Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья. 4-ая неделя проведения проекта
4. Игровая деятельность:
Название игры, цель Сроки
1 Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей. 1 неделя
2 «Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3 «Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4 Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде. 2 неделя
5 «Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая
друг друга, ходить на носках.
6 Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц
туловища, рук и ног. 3 неделя
7 «Маленькие ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на
сигнал
8 «Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности. В течение месяца
9 «Развитие движения у детей раннего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10 «В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Алгоритмы проведения подвижных игр проекта описаны в Приложении 1.
5. Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
- Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
- Игры с водой на улице (при благоприятных погодных условиях) и в группе.
- Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья».
- Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
6. Наблюдения, экскурсии:
- Наблюдение за играми старших детей на прогулке. Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
- Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по
физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.
III ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА
Проведение итогового опроса детей:
Опрос проводился по методу «Модель трех вопросов» :
Что вы узнали, что
раньше не знали? Что вас удивило? Что понравилось
больше всего?
- Нужно заниматься
гимнастикой, чтобы
не болеть.
- Чаще мыть руки.
- Что такое здоровье.
- Вредные привычки:
что это такое (грызть
ногти, ковырять в
носу, сосать
пальчик).
- Как можно
закаляться.
- О витаминах. Ваня:
- Солнце, воздух и
вода – наши лучшие
друзья.
Дима:
- как принимать
воздушные ванны.
София:
-Нужно
пользоваться зубной щеткой. - Играть в подвижные
игры.
- рисовать.
отгадывать загадки.
- Фотографироваться.
- Играть с водой.
В ходе проведения проекта «Здоровый образ жизни» были получены следующие результаты:
1. У детей второй младшей группы появился интерес и желание выполнять различные упражнения.
2. Дети с удовольствием принимают воздушные ванны, ходят босиком по «дорожке здоровья», испытывая при этом удовольствие, играют с водой.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу к движению: бегают, прыгают, играют с мячом, ползают, лазают не только в группе, но и на улице.
4. Снизились показатели заболеваемости детей.
Воспитательная ценность проекта :
1. У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность проекта :
1. У детей повысились знания о значимости образа жизни.
2. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива проектной деятельности в данном направлении:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.