Юлия Петрова
Проект в старшей группе «Волшебная Мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №43 комбинированного вида» г. о. Электросталь
Проект в старшей группе «Волшебная мозаика»
Автор: воспитатель Петрова Юлия Леонидовна.
Введение
Мозаика – это особый вид декоративного искусства. Она пользовалась широкой популярностью на протяжении многих веков, потому что до нас дошли многие впечатляющие произведения. Мозаика удивительно долговечна и универсальна. Её можно использовать в общественных местах, на фасадах зданий, на игровых площадках и в парках, а также в частных домах и садах. Красивая и декоративная мозаика, которая создаётся мастерами сейчас – это вклад в будущее.
Публикация «Проект в старшей группе „Волшебная Мозаика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Многие цивилизации оставили после себя мозаичные узоры, открыв технику их создания, независимо друг от друга. Необычен тот факт, что эта мозаика пережила многие столетия и радует нас до сих пор.
Современные мозаисты работают в различных стилях, некоторые мозаисты придерживаются традиционных узоров и методов, тогда как другие по-новому используют размер, форму и материалы. Мозаика снова стала искусством.
Мозаика - универсальное искусство, в котором заложен огромный потенциал для личного творчества, располагающее огромной палитрой разнообразных материалов – броских, разноцветных и приятных на ощупь. Тщательно спланировав и подготовив материалы, можно создать любую мозаику. И не только ознакомить дошкольников с этим искусством но и дать попробовать самим, своими руками изготовить мозаичную работу.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – познакомить детей с искусством мозаики, побудить в них интерес к этому искусству.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия изучения искусства мозаики, предметом деятельности является процесс знакомства с искусством и изготовления мозаичных работ детьми.
Нормативно-правовая и документальная основа:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013
Вид проекта : творчески- познавательный, информационный.
Срок реализации: средней продолжительности (1,5 месяца).
Участники проекта :
-воспитанники дошкольной образовательной организации средняя группа;
-педагогический коллектив ДОУ;
-родители (законные представители) детей, посещающих ДОУ.
Тип проекта : фронтальный.
База проекта : МДОУ № 43 «Солнышко» г. Электросталь.
Интегративные области:
-художественно – эстетическое развитие;
-речевое развитие;
-познавательное развитие;
-социально-коммуникативное развитие;
-физическое развитие.
Проблема: Некоторые дети не знают о таком виде искусства как мозаика. Большинство детей не проявляют упорство и терпение в выполнении заданий и не доводят начатое дело до конца. У некоторых детей плохо развита мелкая моторика пальцев.
Актуальность:
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Волшебная мозаика”– основной идей которой является выкладывание картин – фоамираном.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Целью проекта привить интерес и любовь к мозаичному искусству, формировать понятия чувства красоты, способствующих повышению его интеллектуальных, творческих способностей, необходимых для дальнейшего развития.
Задачи:
1. Вызвать интерес к различным видам мозаики.
2. Познакомить с историей и видами мозаики.
3. Подготовить детей к выполнению творческих работ в технике мозаики из различных материалов (пластилин, бумага, пуговицы, крупы, бусы и т. д.). Познакомить с новым материалом (фоамираном).
4. Учить детей выполнять мозаичные узоры по схемам.
5. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук по средствам мозаики.
6. Воспитывать трудолюбие, умение довести начатое дело до конца.
7. Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.
8. Способствовать сплочению группы детей в процессе создания коллективных работ.
9. Вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.
10. Сделать популярным этот вид неувядающего искусства среди дошкольников.
11. Введение новых форм занятий, подтверждающих продвижение дошкольника в освоении проектной деятельности мозаики в дошкольном образовании в условиях ФГОС.
Ожидаемые результаты
1. Устойчивый интерес детей к различным видам мозаики;
2. Овладение детьми навыками выполнения мозаичных узоров по схемам, а также творческих работ в технике мозаики;
3. Повышение у детей уровня развития мелкой моторики, внимания, мышления, зрительного восприятия;
4. Повышение осведомленности родителей в области развития детей и их активное участие в жизни детского сада.
Продукт
1. Геометрическая мозаика «Пасхальное яичко».
2. Геометрическая мозаика «Одуванчик»
3. Итоговая коллективная работа из кусочков фоамерана «Солнышко».
Три этапа проекта
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Основной.
3 этап. Анализ деятельности и развития детей в рамках проекта.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
I этап. Подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о искусстве мозаики.
2. Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Подбор необходимой литературы по данной теме.
Создать развивающую среду: подобрать информационный материал о мозаики, её истории, разны видов мозаики. Подбор разных видов игр детской мозаики (мозаики из пластика, магнитные мозаики, пазлы, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации, книги, стихи.
Взаимодействие со специалистами ДОУ, социальными структурами: Мастер – класс. Мастер мозаист расскажет о искусстве мозаики. Покажет на примере процесс изготовления не большой мозаичной работы.
Работа с родителями:
1. Опрос «Что знают дети и их родители о искусстве мозаики?».
2. Пополнение книжного уголка книгами и иллюстрациями о мозаики.
3. Помощь в оформлении группы, поделки в стиле мозаики (на усмотрение родителей, можно использовать фасоль, бумагу или др. материал).
4. Чтение и просмотр интернет файлов дома, какой либо информации о мозаики.
Комплексно – тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.
Виды детской деятельности в образовательных областях:
Физическое развитие.
Артикуляционная гимнастика. (Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. 2014г., Овчинникова Т. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. 2010г.)
Пальчиковая гимнастика. (Гордеева Т. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. 2015г., Тимофеева Е. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. Изд-во: Корона-Принт, 2008 г. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. ФГОС. 2015г.)
Физкультурная минутка. (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. 2014г.)
Воспитание культурно-гигиенических навыков, мыть руки после выполнения работ. (Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение,1991.)
Подвижная игра «Что мы делали не скажем, а что делали покажем».
Познавательное развитие.
Рассказ воспитателя с обсуждением «История мозаики», «Виды мозаики» с презентациями.
Образовательная деятельность «Кто привёз мозаику в Россию?».
Проблемная ситуация «Если не будет искусства, то что?.» (Белканова Л. В. Дошкольникам об искусстве. ФГОС Издательство: Детство-Пресс. 2014г.)
Наблюдение с обсуждением «Где я встречал мозаику?»
Конструирование из строительного материала. (Игры с лего, кубики и другой строительный материал, игры с разными видами мозаик (пластиковая, магнитная, и др.). Складывание узоров из бумажных геометрических фигур на листе.
Презентация «Волшебная мозаика».
Социально – коммуникативное развитие.
Моделирование ситуации «Если не будет искусства?»
Свободное общение «А какую бы мозаику сделал я?»
Мозаичные игры разных видов. Игры с пазлами.
Дидактическая игра «Кто больше скажет, где можно встретить мозаику?»
Сюжетно-ролевые игры.
Строительно - конструктивные игры.
Беседа «Почему искусство важно (нужно?».
Речевое развитие.
Интервьюирование «Что вы знаете о мозаике?»
Образовательная деятельность «Искусство мозаики»
Беседа «Где можно встретить мозаику?»
Составление рассказов по иллюстрациям с мозаичными работами «Что я вижу на картинке?»
Чтение стихотворения о мозаике автора Нины Шайтан-Лещинской.
Художественное творчество.
Рассматривание иллюстраций с мозаичными работами. (Бэрд Хелен Мозаика : лучшие идеи. М. Эксмо, 2008г.)
Создание сюжетов из мозаик (пластиковых, магнитных и др.).
Подготовка материала и инструментов к практической части проекта для создания творческих работ: геометрическая мозаика «Пасхальное яичко», геометрическая мозаика «Одуванчики» и итоговая коллективная работа из кусочков фоамерана «Солнышко».
II этап. Основной этап (практический).
План продуктивной проектной деятельности.
Знакомство с искусством мозаики :
День №1. Презентация «История мозаики» и просмотр мультфильма «Мозаика» из цикла «Весёлой карусели»,
День №2. Презентация «Как рождается мозаика?» и игры с разными видами детских мозаик, складывание разных сюжетов, и пазлов.
День №3. Изготовление мозаичной работы из геометрических фигур (фоамирана) «Пасхальное яичко».
День №4. Изготовление мозаичной картины «Одуванчики».
День №. Итоговая коллективная работа из кусочков фоамирана «Солнышко».
(Конспекты занятий представлены в приложении и на электронном носителе представлены презентации и мультфильм «Мозаика».)
Продуктами деятельность детей являются их работы:
1. Мозаичная работа «Пасхальное яичко».
2. Мозаичная работа «Одуванчики».
3. Коллективная работа Солнышко».
Выставка мозаичных работ выполненных детьми в рамках проекта под названием «Волшебная мозаика».
III этап. Заключительный.
Результат.
В процессе реализации проекта мы наблюдали за деятельностю детей. И можем проанализировать и сделать выводы о полученных ими знаниями и умениями. В любом случае следует помнить о значимости «оценки», поэтому важно на занятиях обязательно хвалить учащихся, демонстрировать успешные работы всей группе. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения.
К концу реализации проекта дети узнали :
- о искусстве мозаике, её истории и видах,
- о новом материале – фоамиране,
- узнают мозаичные работы среди других видов искусств,
- о роли Ломоносова в развитии мозаичного искусства в России,
- о простейших приёмах изготовления мозаичных картин
- о теоретическом и практическом назначении проекта.
Умеют:
- правильно сидеть за столом;
- свободно работать с новым материалом (фоамираном) напряжения проводят линии и капельки в нужных направлениях;
- передают в узорах и орнаментах простейшую форму, ритм, чередование элементов в определенном порядке на определенном расстоянии в мозаичной стилистике;
- правильно работают с клеем, кисточкой нанося клеем ПВА на основу (эскиз);
- повторяют с образца и создают сами простейшие геометрические узоры;
- выполняют простейшие узоры с изображением птиц и животных;
- умеют выполнять основные технические приемы приклеивания;
- умеют работать с новым материалами, конструируют нужную форму;
- понимают терминологию: элемент, композиция, проект, защита и т. д.
- умеют ориентироваться в заданиях и выполняют их;
- умеют ставить задачи по созданию проекта;
- умеют достигать поставленные цели;
- умеют защищать проект и высказывать свою точку зрения.
Мы исследовали деятельность детей их знания и умения в рамках проекта методом бесед, опросов, наблюдением анализом их продуктов деятельности и вот что у нас получилась:
Уровень усвоения материала детьми в процессе проектной деятельности по шкале: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. В исследовании принимали участие старшие дошкольники 12 человек.
Уровень усвоения материала в процессе проекта
Рита С. 3 балла
Арина Р. 3 балла
Софья К. 2 балла
Герман Х. 3 балла
Сергей К. 2 балла
Полина П. 3 балла
Ибрагим Х. 3 балла
Даня К. 2 балла
Даня Е. 1бал
Заира М. 3 балла
Соня К. 3 балла
Максим К. 3 балла
Итого высший уровень у 8 детей (66%, средний уровень у 3 детей (25%, низкий уровень у 1 ребёнка (9%). Где 12 детей – 100%.
Вывод
В завершении нашего исследования можно сделать вывод, что дет в большей своей части справились с заданиями и усвоили новые знания.
- Дети научились передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством выкладывания мозаичных картин.
- Научились основному приему выкладывания и приклеиванию мозаики.
- Научились работать на заданном пространстве.
- Продолжали учиться принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Совершенствовали навыки аккуратной работы с мозаикой и клеем.
- Воспитывали уважение к работам и творчеству друг друга.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивали мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивалась изобразительная деятельность детей.
- Развивался интерес к процессу и результатам работы.
А главное узнали много нового об искусстве мозаика, о её истории и видах. Стали легко узнавать мозаику; в окружающей их среде (на фасадной стене детского сада, в московском метро (кто был там с родителями, в окружающих их интерьерах. Сами попробовали себя в роли мастеров, создавая свои мозаичные работы. Получили позитивные эмоции. Считаю проект «Волшебная мозаика» оправдал все ожидания и в дальнейшем можно использовать этот материал педагогами как методическое пособие в дошкольном учреждении. Проект полностью соответствует требованиям ФГОС.