Светлана Васильевна Бондаренко
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Мозаика для белочки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад первой категории № 60 «Ягодка»
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе по ФЭМП.
«МОЗАИКА ДЛЯ БЕЛОЧКИ»
разработала и провела воспитатель
Бондаренко Светлана Васильевна
Октябрь 2018
Цель: закрепление умения находить признаки сходства и различия предметов.
Задачи:
- уточнить представления о сравнении групп предметов, способах уравнивания групп предметов, сохраняя количество.
- развивать умение объединять предметы по общему признаку.
- познакомить с понятиями «таблица», «строка», «столбик».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП „Мозаика для белочки“» размещена в разделах
- Белка, белочка. Аппликации
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Белочка. Занятия по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Материалы к занятию:
Демонстрационный: игрушка (белка, пять тарелок, фрукты: яблоко, груша, персик, апельсин, банан; игровое поле – таблица для демонстрации выполнения заданий, закреплённое на доске; корзинка с орехами для угощения.
Раздаточный: Геометрическая мозаика на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Воспитатель.
- Ребята, у белочки сегодня день рождения. Она ждёт гостей. Для них она приготовила угощение - фрукты, расставила тарелки. Давайте поможем ей разложить фрукты по тарелкам. Рассмотрим их и вспомним названия (яблоко, груша, апельсин, персик). Надо сделать так, чтобы тарелка с яблоком стояла между тарелкой с грушей и тарелкой с персиком, а тарелка с апельсином стояла рядом с тарелкой, на которой лежит яблоко. Дети обратили внимание на то, что одна тарелка осталась пустой.
- Дети, как вы думаете, почему одна тарелка осталась пустой?
Ответ детей: «- Не хватило фруктов»
- Как сделать так, чтобы количество тарелок и фруктов стало одинаковым?
Ответ детей: «- Добавить фрукты или убрать тарелку.»
-Как вы думаете, что будет правильнее? Ведь кому то из гостей может не хватить угощения?
Дети предлагают добавить банан (лежит отдельно, в поле зрения воспитанников)
Воспитатель добавляет банан.
- Что теперь можно сказать о количестве тарелок и фруктов?
Ответ детей: «- Оно стало одинаковым»
- А теперь давайте сложим все фрукты в одну тарелку. Стало ли фруктов больше? А тарелок?
Ответ детей: «- Число тарелок и фруктов не изменилось – мы ничего не брали и не добавляли, а только переложили фрукты»
- Ребята, а по какому признаку можно разложить эти фрукты в тарелки?
Дети предлагают разные варианты, например:
1)Фрукты можно разложить по цвету: в одной тарелке будут фрукты жёлтого цвета - груша и банан, персик, в другой оранжевого – апельсин, в третьей тарелке красные – яблоко.
2)Фрукты можно разложить по размеру: маленькие и большие. Тогда в первой
тарелке будут лежать персик и яблоко, во второй – груша, апельсин и банан.
Воспитатель предлагает детям поиграть с белкой (динамическая пауза).
Руки перед грудью, прыжки на двух ногах.
Указательным и средним разведёнными пальцами дети изображают «ушки»:
Вдруг у белки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Дети подпрыгивают, приседают, обхватывают колени.
Белка прячется в дупло, там ей сухо и тепло.
Воспитатель хвалит детей и рассказывает им, что у белки есть мама, которая подарила ей на день рождения «Фигурную мозаику». Она хотел бы поиграть в неё с гостями, но не знает правила игры.
-Давайте мы поиграем вместе и научим её.
Детям раздаётся «Поле» игры и геометрические фигуры.
Воспитатель напоминает детям, что для того, чтобы использовать геометрические фигуры, необходимо различать их свойства.
- А теперь, ребята, белка предлагает вам отгадать загадки:
1) Нет углов у меня, а похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо, кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (КРУГ)
2) Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.
Все 4 стороны, одинаковы длины, всем его представить рад, а зовут его. (КВАДРАТ)
3) Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?.
Треугольник то, друзья.
Он похож на яйцо. Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - очень странная наружность: Круг приплюснутым вдруг стал. Получился ….(ОВАЛ)
Правильно. Давайте с вами скажем, чем отличаются эти геометрические фигуры друг от друга.
(Ответы детей)
- У круга и овала нет углов, а у квадрата и треугольника есть. Ещё у них есть стороны, а у круга нет сторон.
Воспитатель вводит понятие «таблица».
- Посмотрите, игровое поле состоит из клеток. В математике такие клетки называются таблицами. В таблице есть строчки, а есть столбцы.
Воспитатель проводит наглядный показ строк, подсчёт их сверху вниз.
Детям предлагается расположить в одной из них квадраты разного цвета.
Далее «поле» игры освобождается, разбирается понятие «столбец».
Детям предлагается расположить в первом из них разные геометрические фигуры одного цвета.
Воспитатель предлагает детям разложить на своём игровом поле фигуры по устному заданию. Сам воспитатель выполняет задание на доске (образец «поля» в увеличенном размере) с комментариями. Например: в первой строке, четвёртом столбце расположить жёлтый круг. Во второй строке, третьем столбце расположить красный овал. Когда половина игрового поля будет заполнена, проводится физминутка.
[ b]Физминутка «Белочка».[/b]
Рыженькие белочки скачут по ветвям (прыжки)
Пушистенькие хвостики мелькают тут и там («машут» хвостиком).
Маленькие белочки замерзли на снегу (потереть плечики)
Как согреть им лапочки в зимнюю пургу (потереть ладони).
Лапка лапку ударяет, (правый кулачок стучит по левой ладони)
Быстро-быстро согревает (левый кулачок стучит по правой ладони).
Прыг да скок, прыг да скок (прыжки)
И свернемся мы в клубок (присели, обхватили себя).
Дети возвращаются за столы. Обсуждается правило расположения фигур по ячейкам. Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно разложить фигуры по установленной зависимости (в одном столбце разные фигуры, одинаковый цвет).
Воспитатель хвалит детей за выполненное задание
Рефлексия.
- Расскажите белочке, что такое ряд и строка в таблице? (ПОКАЗАТЬ НА ИГРОВОМ ПОЛЕ)
- Какие геометрические фигуры использовались в игре «Мозаика»?
Ответ детей: «-Квадраты, треугольники, овалы, круги».
Как мы объединяли их на игровом поле? (по цвету, форме)
- Белочка поняла правила игры и будет теперь играть со своими друзьями в лесу. Она приготовила для вас угощение – орехи.
Воспитатель от имени игрового персонажа передаёт детям корзинку с орехами, прощается с ребятами.