Ирина Гаврилова Купцова
Проект в старшей группе «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе
Паспорт ПРОЕКТА:
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе. (О. В. Токмакова)
Наименование проекта Проект «Я и моя семья»
Образовательная область Физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Вид проекта Групповой, тематический, краткосрочный, творческий
Публикация «Проект в старшей группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
Продолжительность проекта С 12 по 16 октября 2020г.
Разработчик Проекта Воспитатели
Основные исполнители Проекта • Воспитатели
• Воспитанники ДОУ (старшая группа «Зайчик»)
• Родители воспитанников, посещающих ДОУ
Цель
Проекта Углубление представлений ребёнка о семье и её истории, через генеалогическое древо познакомиться с родственниками из прошлых поколений, воспитание уважения к своим родителям и старшему поколению.
Основные задачи Проекта •
Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их профессий.
• Формировать представления о родственных отношениях,
о семейных традициях и праздниках.
• Углублять представления ребёнка о семье и её истории; о том, где работают родители и как важен для общества их труд.
• Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты реализации Проекта • Для детей:
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
• Для родителей:
- Активное участие родителей в жизнедеятельности группы, ДОУ.
• Для педагогов:
-Повышение профессионального уровня педагогов;
-Обновление предметно-развивающей среды.
Основные формы Проекта • Анкетирование родителей на тему: «Семейные традиции»;
• Работа с познавательной литературой;
• Совместное творчество детей и родителей по созданию альбома рисунков «Моя семья» и изготовлению «Древа семьи»
• Изготовление дидактических игр, альбомов с активной помощью
родителей.
Обеспечение проекта:
материально-техническое
• магнитофон
• ноутбук
• картины, фотографии, книги
• рисунки
• иллюстрации
• художественная литература
Актуальность
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров мы выяснили, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Дети старшего дошкольного возраста не могут самостоятельно получить и упорядочить информацию о своей семье, её истории, её предках, поэтому возник проблемный вопрос: каким образом сформировать представления детей о своей семье не путём заучивания материала, а посредством чтения художественной литературы, наблюдений, рассматривания альбомов с фотографиями, знакомя с традициями семьи, создавая вместе со своим ребёнком историю своего рода через «Древо семьи».
Гипотеза
В ходе реализации данного проекта предполагается, что дети не только получат новые знания о своей семье, её родословной, о том, где работают их родители и более старшее поколение и как важен для общества их труд, но и в ненавязчивой форме у них начнут формироваться нравственные качества. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов и творческих способностей.
ЭТАПЫ реализации проекта:
1 ЭТАП: Организационно – подготовительный этап (12 октября2020 г.)
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Составление плана работы.
3. Создание условий (пополнение и подбор материала (в т. ч. фотографий, литературных источников) для реализации проекта по соответствующим тематикам.
4. Обеспечение родителей информацией по теме проекта в приёмной комнате и на информационном портале «Дистанционный детский сад №57».
5. Участие в выставке «Древо моей семьи» в нашей группе.
2 ЭТАП: Основной этап (13-15 октября 2020 г.)
Работа с детьми Работа с родителями Пополнение ПРС
1. Познавательное развитие
1. Беседы с детьми:
«Профессии моих родителей», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»;
2. ООД по ознакомлению детей с предметным и социальным миром «Моя семья» (Дыбина)
3. Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
4. Викторина «В какой сказке встречаются семьи».
Оформление стенда в приёмной (информация по теме, фотоколлаж)
Анкетирование на тему: «Традиции моей семьи»
Прогулка всей семьёй в осенний лес, сквер, парк сбор природного материала для поделок (шишки, веточки, сухостой, иголки, жёлуди, листья, цветы и т. д.)
Печать фотографий своей семьи.
Изготовление всей семьёй «Древа семьи»
Дидактические игры:
«Семья», «Славянская семья: родство и занятия»
Альбомы для рассматривания детям:
«Моя семья»
«Обычаи и традиции моей семьи»»
«Все работы хороши»
«Профессии моих родителей»
Фотовыставка «Я и моя семья»
Выставка «Древо семьи»
2. Речевое развитие
1. Составление рассказов по картине «Дочки-матери».
2. ЧХЛ: рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», Е. Благинина «Рассказы о маме», «Вот какая мама», В. Степанов «В гости к бабушке»,Р. Гамзатова «Про дедушку», Н. Майданик «Вместе с бабушкой», р. н. с. «Хаврошечка», обр. А. Толстого, Ю. Коваль «Дед, баба и Алёша», В. Драгунский «Денискины рассказы».
2. Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье, загадывание загадок.
3. Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Оформление выставки художественными произведениями на тему: «Моя семья»
Разучивание стихотворений о семье, отгадывание загадок. Дид. игра «Скажи добрые слова о маме»
Дид. игра «Профессии моих родителей»
Иллюстрации «Семья на прогулке в парке», «Моя семья встречает Новый год».
художественные произведения по программе в книжном уголке.
3. Художественно-эстетическое развитие
1. ООД: рисование «Моя счастливая семья». «Портреты моей семьи».
2. Творческая мастерская: аппликация «Открытки ко дню пожилого человека», ООД: коллективная аппликация «Фрукты на блюде для мамы».
3. Музыка: слушание аудиозаписей о маме, бабушке, папе.
3. Разучивание песни «Моя семья» Е. Курячий.
4. Дид. игра «Спой песню по картинке о семье».
5. Разучивание парного танца «Вся моя семья».
6. Игра – драматизация «Репка».
7. Театр на фланелеграфе «Прогулка с семьёй в осенний лес», театр на конусах «Дружная семейка».
Изготовление шапочек и масок для игр-драмматизаций.
Оформление кармашков для лэпбука мамой Вани на тему: «Народный быт».
Подготовка фона для коллективной работы.
Запись на диск музыкальных пьес для слушания и пения.
Распечатывание раскрасок, иллюстраций, картин.
Выставка «Древо семьи»
в группе в уголке патриотического воспитания
Маски (шапочки) для игр - драматизаций, танцев, хороводов, подвижных игр
«Альбом детских рисунков: «Моя семья»
Альбом совместного творчества детей и родителей по теме.
Самодельные музыкальные инструменты: маракасы, бубны, шумелки и т. д.
Древо группы (фотографии воспитателей и детей) в уголке патриотического воспитания
Театр на фланелеграфе и на конусах
4. Социально-коммуникативное развитие:
1. Рассказы детей о семье.
2. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Прогулка семьёй в лес».
3. Сбор природного материала на прогулке (трудовые поручения)
4. Конструирование из крупного деревянного конструктора «Дом для моей семьи», мелкого и среднего конструктора «Домик для кукол», «Теремок», «Зоопарк».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Участие в инсценировке «Дело было вечером…»
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, контейнеры с природным материалом
5. Физическое развитие
Игры – эстафеты: «Попади в корзину», «Посадка картофеля», «Будь ловким», «Передай мяч», «Кто первым соберёт маме букет листьев» и т. д.
Пальчиковые игры: «Это я», «Это пальчик – дедушка», «Семья», «В магазине», «Дом», «Бабушкина посуда».
Физкультминутки: «Семья», «За грибами», «Люблю по городу гулять», «Строим дом», «По ягоды».
Изготовление масок, шапочек для подвижных игр и игр-драматизаций, изготовление материала для игр-эстафет
Маски и шапочки для подвижных игр, нетрадиционный материал для игр-эстафет
Самодельное физкультурное оборудование: мячи, эспандеры, бильбоке и т. д.
3 ЭТАП: Заключительный этап (16 октября 2020 г.)
1. Выставка в группе: «Древо семьи», «Традиции моей семьи».
2. Оформление стенда в приёмной для родителей (информация, фотовыставки).
3. Коллективная работа «Я и моя семья».
4. Создание альбома иллюстраций «Я и моя семья», фотоальбома «Моя семья», альбома совместного творчества детей и родителей, дидактических игр и пособий.
5. Оформление группы и раздевальной комнаты с использованием работ детей и родителей.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта:
Дети: за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Родители: Стали активными и заинтересованными участниками проекта.
Педагоги: Поддержали у дошкольников интерес к своей семье, её обычаям и традициям, дали детям представления о профессии их родителей и об их значимости для общества, повысили свой профессиональный уровень.
Данная работа над проектом нашла отклик со стороны родителей. Многие создали «Древо своей семьи», которое давно собирались изготовить, но всё не находили время, альбом «Традиции моей семьи». Большинство родителей стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу в пополнении развивающей среды.