Кадырова Джарият
Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость художественной литературы в развитии речи
детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.
Публикация «Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевое развитие дошкольника включает : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Богатейший материал, как для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи ребенка представляют загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки и пословицы.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Дошкольников младших групп особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
В средней группе воспитатель фиксирует внимание детей на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). При чтении стихотворений, воспитатель выделяет ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивает образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
В старшем дошкольном возрасте перед педагогом стоит задача развивать интонационную выразительность речи : воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Чтение художественной литературы раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Конечно же, педагоги разработали множество методов, которые помогают как с ДОУ, так и в повседневной жизни развивать речь ребенка.
К основным методам развития речи детей относятся :
1. Словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, беседа с детьми).
2. Наглядные методы (экскурсии, рассматривание иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, игрушек и т. д.).
3. Практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения).
Основываясь на выдающихся трудах исследователей-педагогов, а также на собственный эмпирический материал, мы готовы проиллюстрировать значимость художественной литературы, как в образовательном, так и в воспитательном процессе. Для примера приведем используемый нами метод чтения художественных произведений литературы во второй младшей группе в рамках Творческого проекта «Мой любимый писатель – Агния Барто». Приступая к реализации проекта в начале года мы провели анализ речевого развития, который показал, что у части детей (70%) «лепетная» речь, у части детей (20%) речь в стадии становления (фразовая односложная) и речь в норме у остальных детей.
Цель работы – развитие речи детей младшего возраста с помощью художественной литературы.
Задачи работы:
1. Изучить особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам развития речи дошкольников и содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
3. Активизировать методы, приемы и средства развития речи детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
Творческий проект «Мой любимый писатель -
Агния Барто»
Возраст : вторая младшая группа.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Цель проекта: Формирование представлений о творчестве А. Барто.
Задачи:
1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет стихов о детях, об играх и игрушках.
2. Воспитывать у детей интерес к стихам, стремление внимательно слушать.
3. Продолжать упражнять детей в умении рассказывать стихи А. Барто «Игрушки» (Мишка, Зайка, Мячик, Бычок, Лошадка, Грузовик, Самолет).
4. Формировать умение передавать свои впечатления в художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, аппликация, конструирование.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать любознательность и познавательный интерес.
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.
Длительность проекта : октябрь-апрель.
Продукт проекта:
• портфолио А. Барто «Игрушки»;
• Выставка игрушек «Моя любимая игрушка»
• Весенний досуг «Игрушки» А. Барто (апрель).
Примерный план образовательной деятельности с детьми
Непрерывная образовательная деятельность Совместная деятельность в режиме дня Создание условий для самостоятельной деятельности Работа с родителями
Развитие речи : рассказы детей «Моя любимая игрушка», «Как я играю с игрушками», «Как нельзя играть с игрушками»;
Художественно-творческая деятельность (ИЗО) : рисование «Зайка», «Лошадка» (хвост, грива); разукрашка «Барабан», «Самолет»;
Аппликация «Мишка»
Лепка «Мячик для Тани»,
Конструирование «Самолет», «Грузовик»;
Дидактические игры: «Опиши игрушку мы отгадаем», «Сложи картинку» Чтение стихов А. Барто серии «Игрушки»;
Рассматривание портрета А. Барто;
Рассматривание иллюстраций книг А. Барто;
Слушание аудиозаписей со стихами А. Батро;
Разучивание стихов А. Барто серии «Игрушки», «Мишка», «Зайка», «Мячик», «Лошадка», «Грузовик», «Самолет»;
Рассматривание детских рисунков «Моя любимая игрушка» (нарисованных совместно с родителями);
Выставка любимых игрушек, принесенных из дома «Моя любимая игрушка» Подборка пособий (портрет, иллюстраций, игрушки, книги)
Дидактические игры Создание портфолио «Игрушки»
Анализ развития речи на конец года показал положительную динамику. У детей с лепетной речью появилась фразовая речь, значительно улучшилось состояние у детей с односложной фразовой речью, обогатился словарный запас. Возросла тяга детей к литературным произведениям. Улучшилась память детей – запомнили стихотворения А. Барто из серии «Игрушки». В художественно творческой деятельности дети отражали свои впечатления от произведений А. Барто.
Заключение
К сожалению, сегодня мы наблюдаем речевые ошибки, неразвитый словарный запас, неправильное построение предложений не только у детей дошкольного или школьного возраста, но и у взрослых людей. А как мы знаем, все ошибки и недочеты «родом из детства». Следовательно, вопрос правильного подхода к изучению художественной литературы в дошкольном возрасте остается крайне актуальным на сегодняшний день.
Наиболее важным этапом в развитии речи детей является дошкольный возраст, т. к. в этот период мозг ребенка и речевой аппарат наиболее пластичны, а значит, самое время заложить «фундамент» речевого развития дошкольника. Но, к сожалению, век технологий не стоит на месте и развитием ребенка занимается телевизор, компьютер и другие гаджеты, которые дают ребенку готовую пищу для размышления, не давая возможности фантазировать и делать «разминку для мозгов». Роль книги потеряла свою ценность, и мы хотим напомнить, что книга является неотъемлемой частью развития речи современного дошкольника. И это на сегодня одна из главных задач педагогов и родителей.