Елена Генералова
Проект «Умственное развитие детей посредством развивающих игр» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Исходя целей и задач ФГОС ДОУ разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Публикация «Проект „Умственное развитие детей посредством развивающих игр“ в средней группе» размещена в разделах
Для реализации данного проекта мною был разработан комплекс дидактических игр. Основой которых послушили методики: Золтан Пал Дьенеш, Анатолий Залманович Зак, Джордж Кюизенер.
Дидактические игры дают возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Цель проекта : интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
-Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
-Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
-Развитие творческих способностей.
-Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
Развитие математических способностей и склонностей.
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Вид проекта
познавательно - исследовательский
групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта
октябрь 2016 - май 2019
Участники проекта
дети средней группы, воспитатель Генералова. Е. С.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать :
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
- Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Определять положение предмета по отношению к другому.
- Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
- Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
- Развить логические способности соответствующие данному возрасту.
Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
Авторская логическая игра
«РАЗЛОЖИ ПАЛОЧКИ ПО ОБРАЗЦУ»
Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепляли знания цветового спектра.
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
Логическая игра «Чудо - соты»
Логическая игра «Чудо - крестик»
Палочки Кюизенера
С помощью палочек Кюизенера ребенок учился декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывали живой интерес детей, развивали активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша способствовали развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.
Живописцу - требуется холст,
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.
Игры Зака
В играх создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и –– таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Игры Никитина
Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.
«Лабиринт»
Игры – головоломки развивали пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
«Подбери ключ»
Жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры,
в мире творчества.
В. А. Сухомлинский
Логическая игра «Мозаика цифр»
«Головоломка Пифагора»
Делать что-то своими руками – одно удовольствие.
Геометрические конструкторы развивают руку.
Рука развивает мозг.
Логическая игра «Колумбово яйцо»
Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Китайская мудрость.
Игра «Зоркие глазки» - это тренировка зрительных анализаторов, развитие целостного восприятия, внимания, памяти.
Настольно – печатные игры
Настольные игры вызывали интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствовали развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
Логическая игра «Лото - ассоциации»
Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. ”
Я. А. Каменский