Ольга Малышева
Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы к воспитанию и образованию. Изменяется распространённая позиция педагога-информатора, источника знаний и контролёра в педагога-соратника, помощника и равноценного партнёра в совместной деятельности. Каждый из нас пытается найти ответы на вопросы «что делать?» и «как делать?».
Публикация «Развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр» размещена в разделах
Целью совместной деятельности с детьми является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. «Деятельностный подход» опирается на идею о том, что люди и их психика развиваются прежде всего на основе изначально практической деятельности - игровой, учебной и трудовой. Всем известно, что для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. В игре у ребёнка раз за разом закрепляются соответствующие действия. Играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Он играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. В результате ребёнок в процессе игры получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Главная цель моей работы вытекает из основных документов модернизации российского образования - это стремление вовлечь каждого ребёнка в совместную деятельность, обеспечивая мотивационную и целенаправленную самостоятельную деятельность воспитанников.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Создать в группе развивающую среду, способствующую выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей и вооружающую воспитанников жизненно необходимыми компетенциями.
2. Стремиться к активной деятельности и познанию.
3. Научить выявлять свойства предметов, их абстрагирование; сравнивать классифицировать, обобщать.
4. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности.
5. Способствовать умению добиваться поставленной цели, доводить
начатое дело до конца.
Главное правило развивающих игр, которые я использую для реализации поставленных задач: не делать за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Если же без помощи не обойтись, то лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать у ребёнка прошлый опыт.
Организуя игровую деятельность, опираюсь на следующие принципы:
1. «Работа над развитием всех воспитанников» : играют и развиваются на одном и том же материале все дети, но в индивидуальном темпе, на который они имеют право.
2. «Принцип открытых перспектив», позволяющий ребёнку играть в любую игру столько, сколько ему необходимо для приобретения новых знаний.
3. «Капельный способ отработки игрового материала» - я не требую от ребёнка мгновенного высокого результата, а продолжаю отработку умений микродозами (каплями) в повседневной жизни, чтобы дать время сформировать стойкие навыки даже слабым детям. Нужный результат отодвинут во времени, но прочен и доступен каждому.
Развивающие игры поддерживают стремление ребёнка узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. В группе часто появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это и таинственные письма, схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные надписи. Разгадывая загадки, заключённые в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит, «Что будет, если?.», «Как это изменить, чтобы?.», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» - подобные вопросы постоянно присутствуют в общении с детьми.
Предлагаю некоторые рекомендации педагогам, направленные на развитие познавательного интереса дошкольников посредством развивающих игр :
1- Доброжелательно и заинтересованно относитесь к детским проблемам, будьте готовы на равных обсуждать их с детьми.
2. Для развития самостоятельности в познании используйте систему разнообразных исследовательских действий.
3. Поддерживайте детскую инициативу и творчество, показывайте детям рост их достижений, вызывая у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
4. К детским вопросам относитесь внимательно и бережно, отвечая на них так, чтобы поддержать и углубить любознательность ребёнка.
Таким образом, игра является той деятельностью, которая формирует воображение, способность к преобразованию действительности. Под влиянием мыслительной деятельности ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной и практической задачи. Переживаемые им при этом положительные эмоции - удивление, радость от успеха, в случае если догадался, получил одобрение у взрослых - создают у ребёнка уверенность в своих силах. Огромная роль воспитателя в том, чтобы этот интерес и положительные эмоции не угасли, а развивались с новой силой.