Светлана Яхшибекян
Проект «Удивительный мир насекомых» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный мир насекомых
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Публикация «Проект „Удивительный мир насекомых“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы. Во время прогулок детям всегда интересно наблюдать за полетом шмеля, порханием бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать – зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научит правильному отношению к ним.
Цель проекта : ознакомление детей с миром насекомых.
Задачи проекта :
• Познакомить с разнообразием мира насекомых, средой обитания, образом жизни.
• Определить, какую роль играют насекомые в нашей жизни, в жизни леса, нуждаются ли насекомые в защите и охране;
• Развивать умение детей обобщать по существенным признакам.
• Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать;
• Развивать любознательность, познавательный интерес, речь.
• Воспитывать бережное отношение и интерес к насекомым.
Этапы реализации проекта :
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о насекомых.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о насекомых, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение недели насекомых в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр,
индивидуальной и групповой работы.
3 этап
1. Организация выставки «Мир насекомых» (совместная работа детей и родителей).
2. Коллективное панно «На солнечной полянке».
3. Конкурс чтецов «Стихи о насекомых».
Предварительная работа:
1. Подготовить презентации о насекомых, среде обитания, образе жизни.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Насекомые».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о насекомых.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.
Образовательные области Вид деятельности: формы и методы Сроки
Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры «Узнай, чьё крылышко»,
«Подбери признак»;
Настольные игры «Найди пару», «Собери картинку», «Кто это?» В теч. нед.
Познавательное развитие Наблюдение за насекомыми во время прогулки.
Беседы о внешнем виде и повадках насекомых.
Математические игры:
- счёт насекомых (прямой, двойками, парами, на ощупь);
- ориентировка в пространстве “Найди насекомое”;
- игры на логическое мышление «Определи по контуру», «Четвёртый - лишний».
- Звуковой анализ и синтез слов: паук, муха;
- разгадывание ребусов по теме;
- дидактическая игра «Закончи предложение»;
- дидактическая игра «Ребус»;
- составление по плану описательного рассказа о насекомом В теч. нед.
Речевое развитие Заучивание считалки;
Заучивание пальчиковой гимнастики «Я – весёлый майский жук».
Составление загадок описательного характера;
Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц. В теч. нед.
Речевое развитие Чтение стихотворения В. Пальчинскайте «Муравей»;
Чтение рассказа В. Бианки «Приключения муравьишки»;
Чтение и пересказ басни Крылова «Стрекоза и муравей»;
Чтение потешек «Божья коровка» «Бабочка – коробочка»;
Чтение поговорок, пословиц, загадок, считалок.
- знакомство с народными приметами, связанными с насекомыми. В теч. нед.
Художественно-эстетическое развитие Лепка «Паучок на паутине» из пластилина.
Конструирование из цветной бумаги «Бабочка».
Рисование «Красный в точечку жучок»; «Бабочка – красавица». В теч. нед.
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики “Птицы и насекомые”;
- физкультминутка «Вот какая стрекоза»;
- игра малой подвижности «Мяч бросай – насекомых называй»;
- подвижная игра «Жуки». В теч. нед.
Совместная работа с родителями Участие в конкурсе на лучший рисунок насекомого.
Заучивание пальчиковой гимнастики с детьми по заданию воспитателя, повторение дома считалки.
Составление совместно с детьми рассказа о насекомом (по выбору детей).
Наблюдение за насекомыми во время прогулок. В теч. нед.
Решение поставленных задач с родителями:
Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков «Мир насекомых».
Предполагаемые итоги проекта :
• Дети знают и называют насекомых; особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки. Знают, какую пользу и, какой вред приносят человеку насекомые. Составляют последовательный рассказ о насекомом по планам – схемам. Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателями создавать образ насекомого. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь по теме: " Насекомые"
• Выставка работ (рисунки, поделки из пластилина и бросового материала, аппликации);
• Интерес родителей к занятиям детей.
Реализация проекта :
• Выставка работ в группе.
• Презентация проекта.
Конечный результат
• Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Насекомые».
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги насекомых по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Обобщение и распространение опыта.
• Организация в детском саду выставки изобразительных работ: «Удивительный мир насекомых».
Литература:
1. ШорыгинаТ. А. Насекомые. Какие они? – М. ,2004
2. Скоролупова О. А. Весна. Насекомые, перелетные птицы,- М. ,2010
3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. – М. ,2010Творческий проект в подготовительной группе по теме :
«Загадочный мир насекомых».
Беседа: «Какие бывают насекомые?»
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Развивающая среда: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", модель "кузнечик в траве", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.
Ход беседы:
Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.
В. Сегодня мы отправляемся в фантастическую страну, которая называется "Насекомия". Как вы думаете, о ком мы будем говорить?
Д. О насекомых.
В. Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?
Д. У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трё х частей: голова, средняя часть и брюшко.
В. Молодцы, ребята! А что ещё есть у насекомых?
Д. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья.
В. Правильно! Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
Д. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться.
В. Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?
Д. Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик.
В. Молодцы! Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше. Ребята, а чем питаются насекомые?
Д. Цветочным нектаром. листьями.
В. Правильно! Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)
Д. Потому что они выделяют "молочко".
В. Действительно, коровки выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.
Теперь давайте немного отдохнём.
АУТОТРЕНИНГ
Вы закроете глаза, сядете удобно, будите слушать музыку "Танец бабочек" и повторять про себя мои слова. "Я лежу в траве, трава мягкая и шелковистая, я вдыхаю прекрасный аромат, я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков, мне хорошо, спокойно. Я хочу быть другом всем, всем. Но вот подул ветерок, я чувствую, как я набираюсь сил, бодрости, я открываю глаза, у меня хорошее настроение. "(можно проводить лёжа на ковре)
Мы отдохнули. Давайте поиграем в игру "КТО ГДЕ ЖИВЁТ?".
Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого.
Демонстрируется модель, с помощью которой видно, как защитная окраска кузнечика помогает ему затеряться в траве (картонный лист раскрашен зелёным и серым поровну, вдоль сделан разрез, в который вставлен рычаг с кузнечиком - если подвинуть рычаг к зелёному цвету, то кузнечика не заметно, если же к серому - кузнечик сразу заметен).
Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.
В. Молодцы! Почти все справились с этим заданием. Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
В. Правильно! Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает. Теперь подведём итоги. Так где же живут насекомые?
Д. В траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.
В. Молодцы! Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)
Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".
Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)
Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)
Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)
В. Сегодня мы путешествовали по стране "Насекомия". Мир насекомых богат и разнообразен. Среди них встречаются полезные и вредные. Маленькие (земляная блошка) и большие (жук геркулес) его длина 19см, гигантский палочник - 33см. Но все они необходимы на земле для соблюдения экологического равновесия. Оберегая их - мы оберегаем природу.
В заключении детям предлагается вылепить или нарисовать понравившееся насекомое.
Конспект занятия НОД : «Наблюдение за муравьями»
Цель: вызвать интерес к окружающему миру.
Задачи: сформировать знания о жизни муравьев; познакомить с особенностями внешнего строения; закрепить представление о насекомых; воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к животному миру.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Сегодня у нас необычная прогулка, мы узнаем с вами много нового и интересного. Готовы? Тогда начнём!
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и постарайтесь отгадать, про кого она?
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Совершенно верно, это муравей. (показ картинки муравья)
Стихотворение (Алёна Б. в шапке муравья)
Муравьишки-торопышки не лентяи, не глупышки.
Друг за другом по дорожке тащат зернышки и крошки.
Муравьям нельзя лениться, муравьи живут трудом:
Все, что только он увидит, тащит в свой подземный дом.
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картинку, на которой изображен муравей. Посмотрите, брюшко муравья соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Посчитайте, сколько лапок у муравья? (Ответы детей.) На голове обратите внимание, какие у него длинные усики-антенны. Муравьи имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так для защиты от врагов.
Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Предполагаемые ответы детей.) Муравьи едят все: других насекомых, грибы, сок и семена растений, но особенно любят сладкое. И если на даче вы оставите на столе крупинки сахара, то вероятно, что к вам в гости заглянут муравьи.
Напомните мне, пожалуйста, где живут муравьи? (Ответы детей.) Вы правы, муравьи живут в муравейниках (показ картинки муравейник). А из чего же он построен? (Предполагаемые ответы детей.) На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника. Высота муравейника может достигать от 1метра до 2,5 метров. В нём имеется 50 надземных и 50 подземных этажей, общая длина коридоров может достигать 100 км. Сейчас я вам покажу и расскажу как устроен муравейник. (В конце беседы можно обсудить, что ребята, узнали сегодня нового про муравьев, чего они еще не знали)
Подвижная игра «Муравьи и дождик»
Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». Дети бегают аккуратно, "дождик" дотрагивается до "муравья", никто не толкается.
Воспитатель: Давайте я вам ещё расскажу про муравьё в интересные факты:
- Если муравей бездельничает и ничего не делает без видимых причин, то его выгоняют из муравейника. Но интересным также является тот факт, что это касается даже царицы. Муравьи могут выгнать королеву, если она приносит мало потомства и затем выбрать новую.
- Муравьи не имеют права есть пищу, которую они нашли. Сначала они должны принести всю найденную пищу в муравейник, после чего уже происходит распределение.
- Муравьи могут не только наказывать, но и заботиться. Если муравей ранен, но они будут ухаживать за ним, пока тот не поправится, а если муравей стал калекой, то другие муравьи тоже будут заботиться о нем и носить ему еду, пока он в состоянии ее просить.
- Многие виды муравье могут находиться под водой несколько суток и с ними ничего не случится.
- Муравьи всегда смогут найти дорогу к своему муравейнику. Это объясняется тем, что муравьи оставляют за собой след из феромонов, по которому они находят дорогу домой.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).
Ход игры: Воспитатель описывает любое насекомое в следующем порядке : величина, цвет, части тела (сколько, как передвигается. Дети по описанию должны узнать насекомое.
Трудовая деятельность
Цель: воспитание трудолюбия.
Воспитатель предлагает детям «превратиться в трудолюбивых муравьишек» - прибрать на участке мелкий мусор: веточки, палочки, камешки и построить муравейники.
Показ живых муравьёв, рассматривание их через лупу.
Воспитатель: Давайте подведём итоги нашей прогулки. Итак: Муравьи-лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник-это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От того корни деревьев получают больше воздуха и влаги. в плохую погоду муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы и выходы. Если разорить муравейник - погибнет муравьиная семья. Тогда в лесу появятся много вредных гусениц. Они погубят деревья и кустарники.
Воспитатель: (сюрпризный момент). А сейчас я хочу вас угостить конфетами. Вы отлично справились и поработали сегодня. Ведь муравьи так любят сладкое!
Д / И «Летает - не летает»
Цель: знать летающих представителей животного мира.
Оборудование: карточки с изображением летающих представителей.
Ход игры
Взрослый объясняет детям, что будут играть в игру, в которой надо знать, кто летает, а кто нет. В этой игре он будет называть разных зверей, птиц, а дети - отвечать, летает это животное или нет. Если летает- взрослый показывает картинку
Д / И «Бегает, прыгает, летает»
Цель: знать основной способ передвижения животных.
Оборудование. Карточки с изображением животных, птиц.
Ход игры.
Взрослый называет животное, а ребенок способ его передвижения. Сначала взрослый просит указать наиболее характерный способ передвижения, а потом и разнообразные движения (воробей -летает, прыгает по земле)
Д / И «Рыбы, птицы, звери, насекомые»
Цель: учить классифицировать животных по видам и классам.
Оборудование. Мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч и произносит слово «птица». Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей».
Д / И «Природный мир вокруг нас»
Цель: учить детей находить и называть природные объекты.
Оборудование. Карточки с изображением природных объектов.
Ход игры
Детям предлагается сравнить между собой несколько картинок изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.
Д / И «Пищевые цепочки на лугу»
Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Оборудование. Карточки с изображением обитателей луга.
Ход игры.
Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто чем питается.
Растения -гусеница -птица.
Злаковые травы -грызуны -змеи.
Трава -кузнечик -луговые птицы.
Насекомые и их личинки -крот -хищные птицы.
Тля -божья коровка -куропатка -хищные птицы.
Травы (клевер) –шмель
Д / И «Пищевые цепочки водоема»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.
Оборудование. Карточки с изображением силуэтов обитателей водоема.
Ход игры.
Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.
Комар -лягушка -цапля.
Червячок -рыбка -чайка.
Водоросли -улитка -рак.
Ряска -малёк -хищная рыба.
Д / И «Эрудит»
Цель: тема «Шестиногие и восьминогие». С помощью картинок найти ответы на поставленные вопросы по тексту.
Оборудование. 4 серии картинок по четыре в каждой, оцененных от 10 до 40 балов по степени сложности заданий.
Ход игры. Участники (2 -4 человека) или 2 команды выбирают карточку (1 -10, 3 -40 и т. д.). если ответ верный, начисляются баллы, если допущена ошибка, баллы вычитаются. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.
1 тур
1. Гусеница этой бабочки, темная, мохнатая, похожая на крошечного медвежонка. Из-за гусеницы и бабочка получила свое имя (10 балов) - бабочка медведица
2. Этот жук своим рогом напоминает могучее африканское животное (20 балов) - жук носорог
3. Если упадет на спину этот жучок - тотчас подпрыгнет, перевернется и встанет прямо на ножки. Подпрыгивая он громко щелкает (30 балов) - щелкун
4. Придумал же кто -то, что насекомое это забирается в ухо спящего человека и человек глохнет. И даже имя дали насекомому за это. А на самом деле оно совершенно безобидное (40 балов) -уховертка
2 тур
1. Как называется бабочка, гусеница которой живет на крапиве? (10 балов) крапивница
2. Своей окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его птицы. (20 балов) -божья коровка.
3. Бабочка эта сухопутная: летает над лесными полянами и опушками. А имя у нее морское (30 балов) бабочка Адмирал
4. Толстый темно -синий жук «предсказывает» хорошую погоду: перед дождем он не летает. (40 балов) навозный жук.
3 тур
1. Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых-просто куча хвойных и мелких веточек. А внутри -настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. (10 балов) муравей
2. Это насекомое поет крыльями, а «слушает» ногами (20 балов) кузнечик.
3. Это очень полезное насекомое похоже на бабочку или стрекозу. Свое название оно получило из-за золотистого цвета глаз (30 балов) - золотоглазка
4. У всех насекомых шесть ног. А у этого лесного жителя -восемь. И еще восемь глаз (40 балов) - паук
4 тур
1. Жук этот летает и в апреле, и в июне. Но чаще всего - в мае. Отсюда и название жука (10 балов) - майский жук
2. Рога бывают не только у оленей или быков. «Рога» у этого жука ветвистые, напоминающие оленьи. За них жук получил свое имя. (20 балов) - жук олень
3. Длинный носик у этого жучка напоминает хоботок (30 балов) - жук слоник
4. Полезнее этого темно-синего жука с длинными ногами трудно отыскать в лесу. Он уничтожает вредных гусениц. (40 балов) -жужелица.
Д / И «Бабочки»
Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.
Материал. На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, симметричных и асимметричных, с нарушением и без нарушений пропорций и строения).
Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.
Правила
1. Количество играющих 5—6 человек.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.
Алгоритм проведения
1. Педагог предлагает рассмотреть цветочную поляну и бабочек, которые прилетели покружиться над ней.
2. Для правильного выполнения задания детям следует внимательно рассмотреть предложенных бабочек.
3. Очередность устанавливается посредством вытягивания сложенных бумажек одинакового размера, на каждой из которых внутри написана цифра (1, или 2, или 3 и т. д.) — номер очереди.
4. Дети по очереди анализируют и высказывают свое мнение: какая бабочка подходит, а какая — нет.
5. В результате на картине должны остаться только те бабочки, у которых не нарушены пропорции и строение.
6. В конце игры подводится итог.