Людмила Матвеева
Проект «Традиции. Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование.
Возраст: подготовительная группа.
Тема недели: «Народные промыслы».
Длительность: краткосрочный (1 неделя).
Цели:
• Развитие у детей познавательного интереса.
• Повышение интереса к исследовательской деятельности.
• Формирование основ научного мировоззрения.
Задачи:
• Развитие навыков проведения лабораторных работ.
Публикация «Проект „Традиции, Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
• Развитие представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Установление связи между живой и неживой природой.
• Приобретение способностей самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
• Установление необходимости условий для роста и развития живых существ.
• Развитие социальных навыков: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
• Воспитание стремления к здоровому образу жизни.
• Воспитание бережного отношения к природе.
«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
«В гостях у бабушки» (игра-посиделки)
Цель, задачи:
Осуществлять духовно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка; Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Беседа «Русские народные промыслы». Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновских свистулек»
Д/игра «Найди отличия».
Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов.
Цель, задачи:
Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей.
На основе познавательной активности способствовать речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
«Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»
«У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра- беседа)
Цель, задачи:
Познакомить детей с национальным русским костюмом, его особенностями; знакомить с русским фольклором: песнями и хороводами; формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: лапти, сарафан, хоровод; воспитывать интерес к национальной одежде и фольклору.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
С/р. игра «Угостим матрёшек чаем».
Цель, задачи:
Формировать у детей нравственно-патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа.
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
Беседа «Труд и ремесла на Руси».
Цели, задачи:
Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
«Создание макета русской избы». Беседа «Мастера-чистодеревщики», «Деревянные кружева». Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов.
Цели,задачи:
Познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, продолжать знакомить с историей культуры родной страны. Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
«Формирование основ безопасности»
Беседа «Разогреем самовар»
Цели, задачи:
Продолжать знакомить детей с народными промыслами России, традицией пить чай из самовара. Учить проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях. Воспитывать у детей самостоятельность уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Чтение художественной литературы: сказка «Волк и семеро козлят», «Гуси лебеди». Ситуативная проблемная ситуация: «Отыскать иголку в стоге сена». Хороводные игры «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
Цели, задачи:
Формировать представление детей о безопасном поведении с инструментами, орудиями труда; учить правильно вести себя, оставаясь дома в одиночестве. Воспитывать выдержку, учить преодолению чувства страха.
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
«Из каких материалов делали игрушки наши предки»
Цели, задачи:
Закрепить представление о народной игрушке и русских народных традициях. Формировать умение исследовать игрушки и определять материалы, из которых они изготовлены. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к народным мастерам.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Эксперименты: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Из чего сделаны Матрёшки?», «Дерево и его свойства»; «Куклы кувадки», «Выбери ткань». Беседа «Кукла тряпичная, игрушка отличная», «Кукла- полено».
Загадывание загадок о народных игрушках и посуде.
Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
Цели, задачи:
Учить детей проводить исследования с глиной, деревом, тканью. Формировать представление о материалах и их свойствах. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Закрепить знание детей о предметах народного творчества и процессе их изготовления.
«Приобщение к социокультурным ценностям»
«Традиции Россиян»
Цели, задачи:
Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к народным промыслам России.
Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Беседа по картине «Крестьянская семья». Настольная игра «Народные промыслы». Рассматривание альбома: «Как жили наши предки».
Цели, задачи:
Формировать понятие о русских народных традициях и обычаях; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре России.
«Формирование элементарных математических представлений»
«В гости к Матрёшке»
Цели, задачи:
Упражнять в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 20, от заданного числа; упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества; Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; учить составлять задачи на вычитание; Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Тематическая беседа: «Весёлые матрёшки». Д/игра «Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки».
Цели,задачи:
Содействовать патриотическому воспитанию дошкольников; развивать художественный вкус; познакомить детей матрёшкой как предметом народного творчества; учить различать матрёшек по цвету, узору, форме, месту производства; активизировать творческое воображение.
«Ознакомление с миром природы»
«Из чего же, из чего же?» (дерево матрёшки, Хохлома; глина Дымка, Филимоново; фарфор – Гжель; металл – Жостово).
Цели, задачи:
Формировать представление детей о красоте природы России. Учить детей определять природные материалы, из которых сделаны игрушки. Развивать мышление, память. Воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Беседа «Сине-голубое чудо» (гжель). Д/игра «Собери картинку», «Что лишнее». Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы».
Цели, задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы.
«Художественная литература»
Разучивание стихотворения Э. Успенского «Матрёшки»
Цели, задачи:
Развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Формировать патриотические чувства, формировать интерес к русскому прикладному искусству- деревянной матрешке, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки, желание самим творить и создавать по мотивам русского народного творчества, создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Выставка книг о народных промыслах; Игра-викторина «Матрёшкины загадки». Игра-развлечение «Кот Васька»
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».
Чтение сказки – легенды «Цветок Огонёк и цветок Снежинка» (жостовский промысел).
Цели, задачи:
Формировать нравственно-патриотические чувства. Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, потешками, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.
«Развитие речи» «Приглашение на ярмарку» (с использованием элементов театрализации)
Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством.
Задачи: систематизировать знания детей о ярмарке; познакомить с женским народным костюмом; познакомить с различными видами народных промыслов; закрепить понятие о жанрах и видах устного народного творчества; развивать эмоционально-чувствительную сферу детей; воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
«Беседа о народных промыслах и традициях».
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома». Д/игра «Угадай и расскажи».
Цели, задачи:
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
«Физическая культура»
«Путешествие по России»
Цели, задачи:
Формировать представление о знаменитых своими мастерами регионах России. Закрепить и пополнить знания о значении физкультуры и спорта. Укреплять в потребности в занятиях физкультурой. Вызвать уважение к людям, занимающихся спортом.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика (с матрёшками) «Весёлые матрёшки». Гимнастика пробуждения: «Игрушки».
Подвижные игры: «Гуси-лебеди»; «Матрёшки и мышь»; «Горелки». Эстафета: «Сильные, ловкие, быстрые». Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не давай».
Цели, задачи:
Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
«Как берегли здоровье наши предки?»
Цели, задачи:
Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни. Способствовать формированию желания сохранять и укреплять своё здоровье путём выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т. д.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Беседа «Народная аптека». Беседа о ромашке.
Д/игра «Выложи по образцу лекарственное растение» (с камешками Мераблс).
Цели, задачи:
Формировать представление детей о лекарственных растениях, которыми лечили недуги наши предки. Закрепить представление о ромашке, как о народном символе России, лекарственном растении. Учить находить изображение ромашки в узорах народной росписи.
«Приобщение к искусству»
Беседа на тему «Что такое музей».
Цели, задачи:
Развивать умение импровизировать во время игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить детей с профессией экскурсовода. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Изготовление шумовых матрёшек.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Д/Игра «Что звучит?», «Назови народный музыкальный инструмент»
Открытие мини-музея «Народные промыслы» Фотовыставка «Мы народные умельцы».
Цели, задачи:
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;Развивать навыки художественного творчества детей.
«Изобразительная деятельность»
Лепка «Дымковская барышня»
Цели, задачи:
Закрепить знания детей о дымковской игрушке, её характерных признаках, особенностях узоров и элементов; совершенствовать способы рисования кистью; закреплять умение детей завершать работу, дополняя её необходимыми деталями; развивать цветовое восприятие, самостоятельность; развивать интерес к русской культуре, традициям.
Рисование (предметное) «Укрась теремок для зверей»
Цели, задачи:
Учить составлять узор на полосе бумаги из простейших элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться тычком.
Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек»
Цели, задачи:
Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним обликом, особенности росписи полохов - майданских матрёшек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле полохов - майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель. Вызвать интерес и уважение к работе народных мастеров.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Тематические беседы: «Дымковские мастера», «Что такое хохлома?».
Д/и «Угадай сказку», «Собери гжельскую розу»,
«Угадай, какая роспись», «Найди правильно», «Найди отличия», «Угадай правильно».
Цели, задачи:
Продолжать знакомить детей с народными промыслами; научить находить сходства и различия, развивать внимание, умение вспоминать названия промысла, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ; закрепить знание детей о народных художественных промыслах, их признаках; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
«Конструктивно-модельная деятельность»
Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы» (любимые потешки, народные промыслы).
цели, задачи:
Формировать представление о народных промыслах России. Учить детей конструировать книжку из бумаги. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Создание лэпбука на тему: «Народные промыслы России». Лепка из солёного теста «Филимоновские игрушки». Беседа на тему «Филимоновские игрушки-свистульки».
Цели:
Учить рассматривать народные игрушки, называть цвета элементов росписи; развивать цветовое восприятие, творческую активность, интерес к народному творчеству.
«Музыкально-художественная деятельность»
«Ах вы гусли, мои гусли»
Цели, задачи:
Прививать любовь к народному творчеству, знакомить с русскими народными инструментами, вызвать у детей активность, познавательный интерес. Прививать навыки коллективного слаженного исполнения с помощью народных муз. инструментов. Помочь детям войти в мир музыки. Удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении. Развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах. Поддерживать желание детей передавать характер движения в музыке.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Рассматривание русских народных инструментов. Разучивание элементов народного танца (с ложками). Песня «Русские матрёшки». Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент». Хороводные игры: «Заря-заряница», «Каравай».
Цели, задачи:
Формировать представление детей о русских народных инструментов. Учить узнавать и называть музыкальные инструменты. Развивать творческое мышление; интерес к познавательно-исследовательской деятельности.